Административный процессуальный кодекс Российской Федерации: каким ему быть

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный процессуальный кодекс Российской Федерации: каким ему быть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).

Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.

Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.

Подведомственность споров

Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо ­Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).

Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:

  • формирования кадрового состава судей (из-за отсутствия в судах общей юрисдикции специализированных коллегий и составов по рассмотрению административных дел);
  • преобразований в судах общей юрисдикции в связи со вступлением в силу КАС РФ и др.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1

Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. и пер. с англ. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 38.

2

См.: Настольная книга нотариуса. В 4 т. Т. 4: Международное частное право, уголовное право и процесс в нотариальной деятельности / Под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд. М.: Статут, 2015. С. 102–106 (автор главы — И.Г. Медведев).

3

См., например: Афанасьев С.Ф. Право на справедливое судебное разбирательство: общая характеристика и его реализация в российском гражданском судопроизводстве. Саратов, 2009. С. 18–25; Стандарты справедливого правосудия / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Мысль, 2012. С. 37–40 (автор главы — М.А. Филатова).

4

См.: Стандарты справедливого правосудия / Под ред. Т.Г. Морщаковой. С. 40 (автор главы — М.А. Филатова).

5

См.: Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия. Т. I. М.: Статут, 2009. С. 201 (автор главы — Д.А. Фурсов).

6

См.: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Российское право, 1992. С. 32.

7

См.: Огнева К.О., Опалев Р.О., Степанова О.А. Об основных новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Судья. 2015. № 6. С. 6.

Читайте также:  Куда должна открываться установленная в квартиру входная дверь

8

См.: Еременко М.С. Право на справедливое судебное разбирательство в гражданском процессе: практика Европейского суда по правам человека // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2004. № 3. СПб., 2005. С. 638–639.

9

См.: Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова и Л.М. Энтина. М., 2002. С. 91.

10

Подробнее см.: Афанасьев С.Ф. Указ. соч. С. 225–252.

11

См.: Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 461–462.

12

См.: Спицин И.Н. Транспарентность в цивилистическом процессе. М., 2013.

13

В советской процессуальной доктрине профессор В.М. Семенов отрицал самостоятельный характер принципов состязательности и равноправия сторон, обосновав специфически отраслевой принцип равенства сторон в процессе при состязательной форме судопроизводства. См.: Семенов В.М. Понятие и система принципов советского гражданского процессуального права // Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 2. Свердловск, 1964. С. 237.

14

См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. С. 246.

15

См. об этом: Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973.

16

См. об этом также комментарий к ст. 287 КАС.

17

Пункт 21 постановления Пленума ВС РФ от 22 декабря 2009 г. № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».

18

См. подробнее: Решетникова И.В. Дело попало к заинтересованному судье. Когда и как лучше заявить отвод // Арбитражная практика. 2014. № 6.

19

См.: Гражданское процессуальное законодательство: Комментарий / Под ред. М.К. Юкова. М.: Юрид. лит., 1991. С. 28.

  • Раздел I ГПК РФ. Общие положения
    • Глава 1. Основные положения
      • Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
      • Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
      • Статья 3. Право на обращение в суд
      • Статья 4. Возбуждение гражданского дела в суде
      • Статья 5. Осуществление правосудия только судами
      • Статья 6. Равенство всех перед законом и судом
      • Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
      • Статья 7. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
      • Статья 8. Независимость судей
      • Статья 9. Язык гражданского судопроизводства
      • Статья 10. Гласность судебного разбирательства
      • Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
      • Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
      • Статья 13. Обязательность судебных постановлений
    • Глава 2. Состав суда. Отводы
      • Статья 14. Состав суда
      • Статья 15. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
      • Статья 16. Основания для отвода судьи
      • Статья 17. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
      • Статья 18. Основания для отвода прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
      • Статья 19. Заявления о самоотводах и об отводах
      • Статья 20. Порядок разрешения заявления об отводе
      • Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе
    • Глава 3. Подсудность
      • Статья 22. Подсудность гражданских дел
      • Статья 22.1. Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда
      • Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
      • Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду
      • Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
      • Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
      • Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
      • Статья 28.Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика
      • Статья 29. Подсудность по выбору истца
      • Статья 30. Исключительная подсудность
      • Статья 30.1. Подсудность дел, связанных с осуществлением судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов
      • Статья 31. Подсудность нескольких связанных между собой дел
      • Статья 32. Договорная подсудность
      • Статья 33. Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд
      • Статья 33.1. Переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства

      Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

      Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

      Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

      Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

      КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:

      • Защита личности,
      • Охрана и защита административного статуса личности,
      • Охрана здоровья населения,
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
      • Защита нравственности,
      • Реализация государственной власти,
      • Защита общественного порядка,
      • Защита общественной нравственности,
      • Охрана экологического благополучия окружающей среды,
      • Защита собственности,
      • Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
      • Профилактика административных правонарушений.

      КоАП основывается на следующих началах:

      • Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
      • Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
      • Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
      • Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
      • Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
      • Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
      • Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
      • Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.

      Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.

      Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.

      Небольшие изменения в КоАП РФ произошли 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).

      Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

      Принципами административного судопроизводства являются:

      1) независимость судей;

      2) равенство всех перед законом и судом;

      3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

      4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

      5) гласность и открытость судебного разбирательства;

      6) непосредственность судебного разбирательства;

      7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

      1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

      2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

      3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

      4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

      Написать комментарий

          Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса

          Чиновникам нужно больше времени для проработки всех поступивших замечаний и предложений

          Как рассказали «Известиям» источники в Госдуме, из-за промедления Минюста нижняя палата может не успеть принять новую редакцию Кодекса об административных нарушениях и его процессуальной части до конца этого года. Изначально планировалось, что он вступит в силу с 1 января. Однако теперь эта дата может быть перенесена на значительный срок. Эту информацию «Известиям» подтвердили в комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству.

          — Для доработки этого документа у нас будет создана рабочая группа. Но она начнет свою работу только после того, как законопроекты будут внесены правительством в Госдуму. Вряд ли мы успеем их принять до января 2021 года. Это нереально. Сроки вступления в силу нового КоАП будут перенесены в лучшем случае на июнь следующего года, а то и на конец 2021-го, — сообщил «Известиям» первый зампред комитета Михаил Емельянов.

          По его словам, очевидно, что Минюст сейчас испытывает проблему с доработкой новых норм, так как не может выстроить самостоятельную линию в их подготовке.

          — Очень большое количество авторитетных субъектов пытаются влиять на итоговую редакцию кодекса. Их лоббистские усилия в итоге и дают такой результат, когда ни одна версия не может быть одобрена, — заявил парламентарий.

          Другой первый зампред этого же комитета Юрий Синельщиков связал пробуксовку с недостатком исполнительности.

          — Очевидно, что дисциплины в подготовке нового КоАП нет. Впрочем, сроки нарушаются часто, но еще чаще страдает качество. Взять хотя бы закон по государственному и муниципальному контролю, который разрабатывали несколько лет, а внесли такую чушь. Там просто не на что смотреть. В итоге к нему было принято 100 поправок, из которых 93 — правительства. Но какого черта вы раньше не работали, — заявил «Известиям» парламентарий.

          Большинство поправок будет внесено на рассмотрение после парламентских каникул

          По его словам, если и кодекс окажется таким же, это будет очень плохо. При этом он подчеркнул, что новая редакция нужна, так как действующая устарела и разбалансирована из-за большого количества внесенных в нее изменений. Кроме того, новые нормы должны быть понятны для простых граждан — им нужно знать, за что несут ответственность. Сегодня люди не в состоянии этот документ даже прочитать, отметил депутат.

          — Я видел первый вариант новой редакции КоАП и вообще не понял смысл того, что там написано, — подтвердил его коллега по парламенту и комитету Сергей Иванов.

          Он считает, что нужно дождаться финальной редакции и внесения ее в нижнюю палату.

          Как сообщил «Известиям» источник в правительстве, с большой долей вероятности депутаты смогут ознакомиться с текстом только в сентябре, так как Минюст еще не внес документ в правительство и продолжает его доработку. Официально в пресс-службе кабмина на запрос «Известий» о том, успеют ли новые нормы вступить в силу в январе 2021 года, ответить не смогли. Все вопросы там адресовали к парламенту и Минюсту.

          Она должна привести российские нормы в соответствие с обновленным Основным законом

          «Минюстом России завершены повторное публичное обсуждение и второй круг согласования проекта федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В настоящее время ведется доработка законопроекта с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России в рамках проведения указанных процедур, по завершении которой законопроект будет внесен в правительство РФ в установленном порядке», — пояснили в пресс-службе.

          Небольшие изменения в КоАП РФ будут уже с 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).

          Данное нововведение связано с переходом на электронные трудовые книжки.

          Обратите внимание! Обязанность работодателя сообщать сведения о трудовой деятельности предусмотрена ст. 17 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ и не зависит от того, отказался работник от ведения бумажной книжки или нет. В случае приема на работу или увольнения у кадровика времени на передачу сведений в ПФР – всего до конца следующего рабочего дня.

          Фиксировать нарушения по данной статье и рассматривать их будет Роструд. Наказание предусматривается в виде предупреждения или административного штрафа на должностное лицо в размере 300–500 руб.

          С 28.01.2021 начнут действовать новые поправки в КоАП, связанные с административной ответственностью за нарушение правил курения (изменения внесены законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

          Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

          1. Состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 265-ФЗ)

          2. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

          3. Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:

          1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;

          2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки;

          3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

          4) перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

          4. В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения административного дела судебное разбирательство производится с самого начала. Решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

          1. Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение административных дел не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей.

          2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:

          1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

          2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;

          3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;

          4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;

          5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;

          6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

          3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

          4. Рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

          5. При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

          6. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

          Написать комментарий

              Новый КоАП начнет действовать с 1 января 2021 года

              • Раздел I. Общие положения
                • Глава 1. Основные положения
                  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
                  • Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
                  • Статья 3. Задачи административного судопроизводства
                  • Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
                  • Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
                  • Статья 6. Принципы административного судопроизводства
                  • Статья 7. Независимость судей
                  • Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
                  • Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
                  • Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам
                  • Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства
                  • Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
                  • Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства
                  • Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
                  • Статья 15. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел
                  • Статья 16. Обязательность судебных актов
                • Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам
                  • Статья 17. Подведомственность административных дел судам
                  • Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам
                  • Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду
                  • Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
                  • Статья 21. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
                  • Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика
                  • Статья 23. Исключительная подсудность
                  • Статья 24. Подсудность по выбору административного истца
                  • Статья 25. Правила подсудности с участием иностранных лиц
                  • Статья 26. Подсудность нескольких административных дел
                  • Статья 27. Передача административного дела в другой суд
                • Глава 3. Состав суда. Отводы
                  • Статья 28. Формирование состава суда
                  • Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
                  • Статья 30. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении дел
                  • Статья 31. Отвод судьи
                  • Статья 32. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
                  • Статья 33. Отвод прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
                  • Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе
                  • Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе
                  • Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе

                  Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

                  Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

                  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

                  Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

                  Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

                  Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

                  КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:

                  • Защита личности,
                  • Охрана и защита административного статуса личности,
                  • Охрана здоровья населения,
                  • Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
                  • Защита нравственности,
                  • Реализация государственной власти,
                  • Защита общественного порядка,
                  • Защита общественной нравственности,
                  • Охрана экологического благополучия окружающей среды,
                  • Защита собственности,
                  • Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
                  • Профилактика административных правонарушений.

                  КоАП основывается на следующих началах:

                  • Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
                  • Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
                  • Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
                  • Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
                  • Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
                  • Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
                  • Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
                  • Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.

                  Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.

                  Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.

                  Небольшие изменения в КоАП РФ произошли 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).


                  Похожие записи:

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *