Административный процессуальный кодекс Российской Федерации: каким ему быть
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный процессуальный кодекс Российской Федерации: каким ему быть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Аналогичное требование к представителям теперь будет предъявляться и в гражданском процессе (новая редакция ст. 49 ГПК РФ).
Необходимо отметить, что норма о профессиональном представительстве не новшество для России. Ранее такая практика уже была применена в Кодексе административного судопроизводства (КАС), где представителями могут являться только лица, имеющие высшее юридическое образование. Нормы КАС о представительстве также планируют дополнить лицами, имеющими ученую степень по юридической специальности, чтобы расширить круг представителей.
Если ранее в арбитражном суде представителями в большей части и были юристы, то, что касается гражданского процесса, такая норма сделала бы судопроизводство менее доступным для граждан. Поэтому, законодатель, учитывая особенность разбирательств по гражданским делам, предъявляет требование к профессиональному представительству только начиная с кассационной инстанции. Мировых и районных судов нововведения по представительству не коснутся.
Подведомственность споров
Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).
Отдельные категории дел, связанные с защитой прав, свобод и интересов военнослужащих рассматривают военные суды (ст. 18 КАС РФ). По мнению некоторых экспертов, КАС РФ имеет определенные недостатки, связанные с подведомственностью. Так, недостаточно проработаны вопросы:
- формирования кадрового состава судей (из-за отсутствия в судах общей юрисдикции специализированных коллегий и составов по рассмотрению административных дел);
- преобразований в судах общей юрисдикции в связи со вступлением в силу КАС РФ и др.
Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде
Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:
- об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
- об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
- об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
- об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:
- приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
- прекращении деятельности СМИ;
- взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
- помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
- установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
- госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
- госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
1
Практическое руководство по применению Гаагской конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов / Отв. ред. и пер. с англ. А.Н. Жильцов. 3-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 38.
2
См.: Настольная книга нотариуса. В 4 т. Т. 4: Международное частное право, уголовное право и процесс в нотариальной деятельности / Под ред. И.Г. Медведева. 3-е изд. М.: Статут, 2015. С. 102–106 (автор главы — И.Г. Медведев).
3
См., например: Афанасьев С.Ф. Право на справедливое судебное разбирательство: общая характеристика и его реализация в российском гражданском судопроизводстве. Саратов, 2009. С. 18–25; Стандарты справедливого правосудия / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Мысль, 2012. С. 37–40 (автор главы — М.А. Филатова).
4
См.: Стандарты справедливого правосудия / Под ред. Т.Г. Морщаковой. С. 40 (автор главы — М.А. Филатова).
5
См.: Фурсов Д.А., Харламова И.В. Теория правосудия. Т. I. М.: Статут, 2009. С. 201 (автор главы — Д.А. Фурсов).
6
См.: Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. М.: Российское право, 1992. С. 32.
7
См.: Огнева К.О., Опалев Р.О., Степанова О.А. Об основных новеллах Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации // Судья. 2015. № 6. С. 6.
8
См.: Еременко М.С. Право на справедливое судебное разбирательство в гражданском процессе: практика Европейского суда по правам человека // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2004. № 3. СПб., 2005. С. 638–639.
9
См.: Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова и Л.М. Энтина. М., 2002. С. 91.
10
Подробнее см.: Афанасьев С.Ф. Указ. соч. С. 225–252.
11
См.: Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. СПб., 2004. С. 461–462.
12
См.: Спицин И.Н. Транспарентность в цивилистическом процессе. М., 2013.
13
В советской процессуальной доктрине профессор В.М. Семенов отрицал самостоятельный характер принципов состязательности и равноправия сторон, обосновав специфически отраслевой принцип равенства сторон в процессе при состязательной форме судопроизводства. См.: Семенов В.М. Понятие и система принципов советского гражданского процессуального права // Сборник ученых трудов СЮИ. Вып. 2. Свердловск, 1964. С. 237.
14
См.: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. С. 246.
15
См. об этом: Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. Свердловск, 1973.
16
См. об этом также комментарий к ст. 287 КАС.
17
Пункт 21 постановления Пленума ВС РФ от 22 декабря 2009 г. № 28 «О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству».
18
См. подробнее: Решетникова И.В. Дело попало к заинтересованному судье. Когда и как лучше заявить отвод // Арбитражная практика. 2014. № 6.
19
См.: Гражданское процессуальное законодательство: Комментарий / Под ред. М.К. Юкова. М.: Юрид. лит., 1991. С. 28.
- Раздел I ГПК РФ. Общие положения
-
- Глава 1. Основные положения
-
- Статья 1. Законодательство о гражданском судопроизводстве
- Статья 2. Задачи гражданского судопроизводства
- Статья 3. Право на обращение в суд
- Статья 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- Статья 5. Осуществление правосудия только судами
- Статья 6. Равенство всех перед законом и судом
- Статья 6.1. Разумный срок судопроизводства и разумный срок исполнения судебного постановления
- Статья 7. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел
- Статья 8. Независимость судей
- Статья 9. Язык гражданского судопроизводства
- Статья 10. Гласность судебного разбирательства
- Статья 11. Нормативные правовые акты, применяемые судом при разрешении гражданских дел
- Статья 12. Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон
- Статья 13. Обязательность судебных постановлений
- Глава 2. Состав суда. Отводы
-
- Статья 14. Состав суда
- Статья 15. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
- Статья 16. Основания для отвода судьи
- Статья 17. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела
- Статья 18. Основания для отвода прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
- Статья 19. Заявления о самоотводах и об отводах
- Статья 20. Порядок разрешения заявления об отводе
- Статья 21. Последствия удовлетворения заявления об отводе
- Глава 3. Подсудность
-
- Статья 22. Подсудность гражданских дел
- Статья 22.1. Споры, подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда
- Статья 23. Гражданские дела, подсудные мировому судье
- Статья 24. Гражданские дела, подсудные районному суду
- Статья 25. Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам
- Статья 26. Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
- Статья 27. Дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
- Статья 28.Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика
- Статья 29. Подсудность по выбору истца
- Статья 30. Исключительная подсудность
- Статья 30.1. Подсудность дел, связанных с осуществлением судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов
- Статья 31. Подсудность нескольких связанных между собой дел
- Статья 32. Договорная подсудность
- Статья 33. Передача дела, принятого судом к своему производству, в другой суд
- Статья 33.1. Переход к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства
Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:
- Защита личности,
- Охрана и защита административного статуса личности,
- Охрана здоровья населения,
- Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
- Защита нравственности,
- Реализация государственной власти,
- Защита общественного порядка,
- Защита общественной нравственности,
- Охрана экологического благополучия окружающей среды,
- Защита собственности,
- Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
- Профилактика административных правонарушений.
КоАП основывается на следующих началах:
- Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
- Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
- Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
- Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
- Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
- Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
- Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
- Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.
Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.
Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.
Небольшие изменения в КоАП РФ произошли 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Принципами административного судопроизводства являются:
1) независимость судей;
2) равенство всех перед законом и судом;
3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
5) гласность и открытость судебного разбирательства;
6) непосредственность судебного разбирательства;
7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.
3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.
Написать комментарий
Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса
Чиновникам нужно больше времени для проработки всех поступивших замечаний и предложений
Как рассказали «Известиям» источники в Госдуме, из-за промедления Минюста нижняя палата может не успеть принять новую редакцию Кодекса об административных нарушениях и его процессуальной части до конца этого года. Изначально планировалось, что он вступит в силу с 1 января. Однако теперь эта дата может быть перенесена на значительный срок. Эту информацию «Известиям» подтвердили в комитете Госдумы по государственному строительству и законодательству.
— Для доработки этого документа у нас будет создана рабочая группа. Но она начнет свою работу только после того, как законопроекты будут внесены правительством в Госдуму. Вряд ли мы успеем их принять до января 2021 года. Это нереально. Сроки вступления в силу нового КоАП будут перенесены в лучшем случае на июнь следующего года, а то и на конец 2021-го, — сообщил «Известиям» первый зампред комитета Михаил Емельянов.
По его словам, очевидно, что Минюст сейчас испытывает проблему с доработкой новых норм, так как не может выстроить самостоятельную линию в их подготовке.
— Очень большое количество авторитетных субъектов пытаются влиять на итоговую редакцию кодекса. Их лоббистские усилия в итоге и дают такой результат, когда ни одна версия не может быть одобрена, — заявил парламентарий.
Другой первый зампред этого же комитета Юрий Синельщиков связал пробуксовку с недостатком исполнительности.
— Очевидно, что дисциплины в подготовке нового КоАП нет. Впрочем, сроки нарушаются часто, но еще чаще страдает качество. Взять хотя бы закон по государственному и муниципальному контролю, который разрабатывали несколько лет, а внесли такую чушь. Там просто не на что смотреть. В итоге к нему было принято 100 поправок, из которых 93 — правительства. Но какого черта вы раньше не работали, — заявил «Известиям» парламентарий.
Большинство поправок будет внесено на рассмотрение после парламентских каникул
По его словам, если и кодекс окажется таким же, это будет очень плохо. При этом он подчеркнул, что новая редакция нужна, так как действующая устарела и разбалансирована из-за большого количества внесенных в нее изменений. Кроме того, новые нормы должны быть понятны для простых граждан — им нужно знать, за что несут ответственность. Сегодня люди не в состоянии этот документ даже прочитать, отметил депутат.
— Я видел первый вариант новой редакции КоАП и вообще не понял смысл того, что там написано, — подтвердил его коллега по парламенту и комитету Сергей Иванов.
Он считает, что нужно дождаться финальной редакции и внесения ее в нижнюю палату.
Как сообщил «Известиям» источник в правительстве, с большой долей вероятности депутаты смогут ознакомиться с текстом только в сентябре, так как Минюст еще не внес документ в правительство и продолжает его доработку. Официально в пресс-службе кабмина на запрос «Известий» о том, успеют ли новые нормы вступить в силу в январе 2021 года, ответить не смогли. Все вопросы там адресовали к парламенту и Минюсту.
Она должна привести российские нормы в соответствие с обновленным Основным законом
«Минюстом России завершены повторное публичное обсуждение и второй круг согласования проекта федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В настоящее время ведется доработка законопроекта с учетом замечаний и предложений, поступивших в Минюст России в рамках проведения указанных процедур, по завершении которой законопроект будет внесен в правительство РФ в установленном порядке», — пояснили в пресс-службе.
Небольшие изменения в КоАП РФ будут уже с 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).
Данное нововведение связано с переходом на электронные трудовые книжки.
Обратите внимание! Обязанность работодателя сообщать сведения о трудовой деятельности предусмотрена ст. 17 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ и не зависит от того, отказался работник от ведения бумажной книжки или нет. В случае приема на работу или увольнения у кадровика времени на передачу сведений в ПФР – всего до конца следующего рабочего дня.
Фиксировать нарушения по данной статье и рассматривать их будет Роструд. Наказание предусматривается в виде предупреждения или административного штрафа на должностное лицо в размере 300–500 руб.
С 28.01.2021 начнут действовать новые поправки в КоАП, связанные с административной ответственностью за нарушение правил курения (изменения внесены законом от 31.07.2020 № 303-ФЗ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
1. Состав суда для рассмотрения административного дела формируется с учетом нагрузки и специализации судей путем использования автоматизированной информационной системы. В случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы допускается формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 265-ФЗ)
2. Административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.
3. Замена судьи или нескольких судей возможна в случае:
1) заявленного и удовлетворенного в порядке, установленном настоящим Кодексом, самоотвода или отвода судьи;
2) длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, учебы, служебной командировки;
3) прекращения или приостановления полномочий судьи по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
4) перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
4. В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения административного дела судебное разбирательство производится с самого начала. Решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
1. Административные дела в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение административных дел не предусмотрено настоящей статьей. Коллегиальное рассмотрение административных дел в суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей.
2. В суде первой инстанции рассматриваются коллегиально:
1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;
3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, о результатах референдума Российской Федерации;
4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
5) административные дела, решения о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
4. Рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
5. При коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.
6. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда. (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
Написать комментарий
Новый КоАП начнет действовать с 1 января 2021 года
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения
- Статья 1. Предмет регулирования настоящего Кодекса
- Статья 2. Законодательство об административном судопроизводстве
- Статья 3. Задачи административного судопроизводства
- Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением
- Статья 5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность, административная процессуальная правосубъектность
- Статья 6. Принципы административного судопроизводства
- Статья 7. Независимость судей
- Статья 8. Равенство всех перед законом и судом
- Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел
- Статья 10. Разумный срок административного судопроизводства и разумный срок исполнения судебных актов по административным делам
- Статья 11. Гласность и открытость судебного разбирательства
- Статья 12. Язык, на котором ведется административное судопроизводство
- Статья 13. Непосредственность судебного разбирательства
- Статья 14. Состязательность и равноправие сторон
- Статья 15. Нормативные правовые акты, применяемые при разрешении административных дел
- Статья 16. Обязательность судебных актов
- Глава 2. Подведомственность и подсудность административных дел судам
- Статья 17. Подведомственность административных дел судам
- Статья 18. Административные дела, подсудные военным судам
- Статья 19. Административные дела, подсудные районному суду
- Статья 20. Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа
- Статья 21. Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации
- Статья 22. Подача административного искового заявления по месту жительства, месту нахождения административного ответчика
- Статья 23. Исключительная подсудность
- Статья 24. Подсудность по выбору административного истца
- Статья 25. Правила подсудности с участием иностранных лиц
- Статья 26. Подсудность нескольких административных дел
- Статья 27. Передача административного дела в другой суд
- Глава 3. Состав суда. Отводы
- Статья 28. Формирование состава суда
- Статья 29. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административных дел
- Статья 30. Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении дел
- Статья 31. Отвод судьи
- Статья 32. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении административного дела
- Статья 33. Отвод прокурора, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика
- Статья 34. Заявления о самоотводе и об отводе
- Статья 35. Порядок разрешения заявления о самоотводе и об отводе
- Статья 36. Последствия удовлетворения заявления о самоотводе или об отводе
Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
КоАП регулирует правовые отношения в следующих сферах:
- Защита личности,
- Охрана и защита административного статуса личности,
- Охрана здоровья населения,
- Санитарно-эпидемиологическое благополучие,
- Защита нравственности,
- Реализация государственной власти,
- Защита общественного порядка,
- Защита общественной нравственности,
- Охрана экологического благополучия окружающей среды,
- Защита собственности,
- Защита экономических интересов граждан и хозяйствующих субъектов,
- Профилактика административных правонарушений.
КоАП основывается на следующих началах:
- Все совершившие правонарушение лица равны перед законом. Юридические лица отвечают за совершенные правонарушения, при этом ответственность также несут их должностные лица.
- Применение особых мер административной ответственности к некоторым категориям правонарушителей (служащие правоохранительной системы, депутаты и другие),
- Применение особых мер к хозяйствующим субъектам,
- Презумпция невиновности – никто не объявляется правонарушителем до того, как это будет доказано судом,
- Толкование сомнений в виновности лица в пользу лиц,
- Применение норм административного законодательства – федерального и регионального – для решения дел о административном правонарушении,
- Применение уполномоченным лицом к правонарушителю тех мер ответственности, которые включены в рамки его компетенции,
- Недопущение решения и действия, унижающих человеческое достоинство.
Правонарушителем в контексте КоАП РФ может признаваться физическое лицо (гражданин, апатрид, иностранец и лицо с особым статусом – военнослужащий, государственный служащий, должностное лицо) и юридическое лицо. Отдельно правонарушителями выступают индивидуальные предприниматели, которые отвечают по тем же правонарушениям, что и юридические лица, но взыскивается с них, как с физических лиц.
Привлечение за одно правонарушение возможно в отношении юридического лица и физического лица, которое будет отвечать, как должностное лицо. Привлечение одного правонарушителя не исключает ответственности другого правонарушителя.
Небольшие изменения в КоАП РФ произошли 1 января 2021 года. Так, ст. 15.33.2 КоАП РФ дополняется ч. 2, которая вводит ответственность работодателя за непредоставление или предоставление неполных или недостоверных сведений о трудовой деятельности работника в Пенсионный фонд РФ (закон «О внесении изменений в КоАП РФ» от 01.04.2020 № 90-ФЗ).
Похожие записи:
- Глава 1. Основные положения