Оставление места ДТП – примеры выигранных дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оставление места ДТП – примеры выигранных дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.

Административная и уголовная ответственность

Глава 12 КоАП посвящена нарушениям правил дорожного движения (ПДД), которые могут стать причиной ДТП. Административная ответственность подразумевает нанесение легкого и среднего вреда здоровью при ДТП. Под легким вредом подразумевают непродолжительное расстройство здоровья. Например, это могут быть ссадины, ушибы, синяки. Под средним вредом понимают ущерб, который не несет угрозу жизни и не грозит тяжелыми последствиями в будущем. Например, это может быть сотрясение мозга, перелом ребра. В подобных ситуациях избежать ответственности тоже помогает ОСАГО, при наличии которого страховая компания компенсирует пострадавшим ущерб, полученный ими при ДТП. Если, конечно, действия водителя были не умышленные.

Однако, если причиной ДТП стало вождение в нетрезвом виде, превышение скорости или оставление места аварии, то водителю не удастся избежать наказания. Оно зависит от вида нарушения: от штрафа до лишения прав, а в некоторых случаях это может быть арест до 15 суток.

Комментарии к ст. 12.27 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются установленный порядок управления, а также общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей транспортных средств п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

К обязанностям, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 1 комментируемой статьи, относятся: остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и др.

По ч. 2 данной статьи водитель несет ответственность в случае оставления места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, т.е. водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное ДТП.

По рассматриваемой части статьи нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших — для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в п. 2.6 Правил дорожного движения (взаимное согласие водителя в оценке случившегося, составление схемы ДТП и др.).

4. По ч. 3 статьи ответственность наступает за нарушение водителем запрета употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (п. 2.7 Правил дорожного движения). Невыполнение данного запрета представляет собой оконченное административное правонарушение.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства.

6. С субъективной стороны правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а по ч. ч. 2 и 3 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Административная ответственность владельца ТС при ДТП

В КоАП РФ нарушениям ПДД и участию в ДТП посвящена отдельная 12 глава. Объективной стороной правонарушения является причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.24 КоАП РФ). Кратковременность расстройства здоровья, неопасное для жизни длительное расстройство здоровья в качестве степени причинения вреда устанавливается на основе проведенной медицинской экспертизы.

По общим нормам административного законодательства санкции за дорожно-транспортное происшествие несет лицо, в отношении которого будет доказана его вина (ст. 1.5 КоАП РФ). Виновным будет признан водитель автомобиля, ведь именно он находился за рулем ТС и по причине его действия/бездействия наступили последствия.

Собственник автоматически понесет административное наказание в соответствии с положениями ст. 2.6.1. КоАП РФ, если фиксация происшествия произведена с помощью автоматической фото-, видеозаписи. Исключение: при ДТП в случае обжалования постановления о совершении административного правонарушения, собственник может представить достаточные и относимые к делу доказательства, что управляло ТС иное лицо, которые суд примет во внимание. Ошибочно мнение, что достаточно предоставить договор купли-продажи автомобиля в суде, чтобы доказать непричастность собственника к правонарушению, зафиксированному в автоматическом режиме. Стоит помнить, что договор купли-продажи не является свидетельством смены хозяина ТС, если не произведена перерегистрация в подразделениях ГИБДД. Если вы продали автомобиль, но в течение 10 установленных законодательством дней новый собственник не подал документы на регистрацию, обязанность по снятию с него переходит на вас.

Административным законодательством наказание в отношении юридического лица (организации) при совершении дорожно-транспортного происшествия не предусмотрено.

Административная ответственность при ДТП

Нарушения требований ПДД, создающие угрозу безопасности движения, здоровью и жизни участников, вызывают проявления административной ответственности, степень которой определяется в зависимости от наступивших последствий в соответствии с соответствующими пунктами КоАП. Дорожное происшествие подразумевает нанесение материального ущерба, вреда здоровью или смерть потерпевшего. Юрисдикция административной ответственности распространяется от причинения различной степени материального ущерба до нанесения здоровью лёгкого и среднего вреда.

При нанесении лёгкой степени вреда административная ответственность ограничивается штрафом от 2500 до 5000 рублей или отлучением от управления транспортом на 1-1,5 года на основании ст.12.24 ч.1 КоАП. При нанесении средней степени вреда ч.2 этой же статьи Кодекса определяет штраф в сумме 10-25 тыс. рублей или отстранение от вождения автомобилей на 1,5-2 года.

Степень причинённого вреда здоровью может определять только судмедэксперт на основании проведённого осмотра и длительности периода восстановления в результате проведения документально зафиксированного лечения. Под вредом здоровью лёгкой степени понимаются легкие сотрясения, гематомы, ушибы, вывихи и другие повреждения, когда потеря трудоспособности пострадавшего, подтверждённая больничным листом, составляет от 1 до 20 дней. Ущерб здоровью средней тяжести фиксируется при средних сотрясениях мозга, переломах и других травмах, когда потеря трудоспособности превышает 21 день.

Введённое в России обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев позволяет пострадавшим получить материальную компенсацию за причинённый ущерб, включая и вред здоровью, в сумме до 500 тысяч рублей от страховых компаний. Если понесённый ущерб превышает установленную максимальную страховку, то остальную сумму должен выплатить пострадавшему виновник ДТП со своего кармана.

Согласно ПДД, дорожно-транспортным происшествием считается: столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием или другим участником движения, находящимся в пределах проезжей зоны (в том числе и с пешеходом). Поэтому выписать штраф за аварию, случившуюся на частной территории, где отсутствует разметка и знаки, сотрудники ГАИ не смогут.

Также обязательным условием для составления административного протокола при ДТП является четкое установление виновной стороны. Для этого инспектора ГИБДД должны взять пояснения у участников аварии, изучить обстановку, опросить свидетелей и составить примерный план столкновения.

Важно знать! На основании полученных данных дорожная полиция уже сможет определить: нарушение какого пункта ПДД повлекло за собой характерные последствия, и что за мера наказания будет вынесена виновнику в постановлении.

Если же ситуация между обоими сторонами конфликта решается без привлечения сотрудников Госавтоинспекции (по европротоколу или путем составления расписки), то штраф за ДТП виновнику предусматриваться не будет. Причиненный им ущерб в таком случае покроет страховка ОСАГО или КАСКО (при отсутствии обоих договоров выплата материальной и моральной компенсации ложится на плечи инициатора происшествия).

Административная ответственность

Виды правонарушений Виды и меры взысканий
Статья 18.9. Hарушение правил пользования транспортным средством
1. Выбрасывание мусора или иных предметов из транспортного средства Наложение штрафа в размере от 1 до 2 б.в.
2. Исключена
3. Открытие дверей транспортного средства во время движения Наложение штрафа в размере от 2 до 10 б.в.
Статья 18.12. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства
1. Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе поезда), стеклоочистителей (во время выпадения осадков), с негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) Предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 б.в.
2. Выпуск в эксплуатацию руководителем и (или) иным должностным лицом государственной или иной организации, имеющей долю государственной собственности, или сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) техники с неисправными спидометрами Наложение штрафа в размере от 5 до 10 б.в.
3. Управление транспортным средством, имеющим неисправности, за исключением неисправностей, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, либо с несоблюдением условий, при наличии которых правилами дорожного движения запрещено его участие в дорожном движении Предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 б.в.
4. Управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом, мопедом либо перевозка на них пассажиров без мотошлемов или с незастегнутыми мотошлемами Предупреждение или наложение штрафа в размере до 1 б.в.
5. Hесвоевременные регистрация или перерегистрация транспортного средства, либо непредставление его без уважительной причины в установленный срок для государственного технического осмотра, либо управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр Предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
6. Управление транспортным средством с заведомо скрытым, подделанным (подложным) или иным образом измененным регистрационным (номерным) знаком, идентификационным номером кузова или шасси либо без присвоенного регистрационного (номерного) знака Наложение штрафа в размере от 10 до 20 б.в.
7. Исключена
8. Управление транспортным средством с нечитаемым, нестандартным или установленным с нарушением обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации регистрационным знаком Предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
9. Действия, предусмотренные частями 1, 3 и 4 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере от 2 до 5 б.в.
Примечание. Регистрационный знак транспортного средства признается нестандартным при несоответствии его обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации. Исполнение регистрационных знаков должно обеспечивать их прочтение днем в ясную погоду с расстояния не менее 40 метров.
Статья 18.13. Превышение скорости движения
1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час Предупреж. или штраф в размере до 1 б.в.
2. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от двадцати до тридцати километров в час Наложение штрафа в размере от 1 до 3 б.в.
3. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения на тридцать и более километров в час Наложение штрафа в размере от 3 до 10 б.в.
4. Действия, предусмотренные частями 2 и 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере от 5 до 15 б.в. или лишение права управления т/с сроком до 1 года
Статья 18.14. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения
1. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 5 б.в.
2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения транспортных средств в жилых зонах, пользования звуковыми сигналами Предупреждение или наложение штрафа в размере до 3 б.в.
3. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки Предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
4. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством (за исключением водителей транспортных средств оперативного назначения), правил пользования радио- и телефонной связью во время движения Предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил перевозки пассажиров или грузов Предупреждение или наложение штрафа в размере до 4 б.в.
6. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 5 б.в.
7. Нарушение правил маневрирования либо проезда перекрестков Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 5 б.в.
8. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено правилами дорожного движения Наложение штрафа в размере от 2 до 10 б.в. с лишением права управления транспортными средствами сроком до 1 года или без лишения
9. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения по обеспечению беспрепятственного проезда транспортного средства оперативного назначения Наложение штрафа в размере от 2 до 10 б.в. с лишением права управления транспортными средствами сроком до 1 года или без лишения
10. Действия, предусмотренные частями 1–9 настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки Наложение штрафа в размере от 5 до 20 б.в. с лишением права управления транспортными средствами сроком до 2 лет или без лишения
11. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований сигналов, указаний светофора или регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.15 настоящего Кодекса, либо нарушение правил проезда перекрестков, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере от 3 до 10 б.в.
12. Действия, предусмотренные частями 4–6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере от 2 до 8 б.в.
Примечание. Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье и статье 18.23 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.
Статья 18.16. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, либо передача управления транспортным средством такому лицу, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ Наложение штрафа в размере от 50 до 100 б.в. с лишением права управления т/с сроком на 3 года
2. Исключена
3. Употребление водителем алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ после подачи сотрудником органов внутренних дел сигнала об остановке транспортного средства либо после совершения дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ Наложение штрафа в размере от 50 до 100 б.в. с лишением права управления т/с сроком на 3 года
Статья 18.17. Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортного средства или иного имущества
1. Нарушения правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, предусмотренные статьями 18.12–18.15 настоящего Кодекса, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение другого транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества Наложение штрафа в размере от 3 до 30 б.в. или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет
2. Совершение лицом, управляющим транспортным средством, иного нарушения правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.15 настоящего Кодекса, повлекшего последствия, указанные в части 1 настоящей статьи Наложение штрафа в размере от 2 до 10 б.в.
3. Исключена
4. Оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является, в случаях, когда это запрещено законодательными актами Наложение штрафа в размере от 5 до 25 б.в. или лишение права управления транспортными средствами сроком до 2 лет
Статья 18.18. Управление транспортным средством лицом, не имеющим документов, предусмотренных правилами дорожного движения
Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством данной категории, регистрационных или иных документов, предусмотренных законодательством, либо отказ от предъявления таких документов, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему при себе документа, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории Предупреждение или наложение штрафа в размере до 2 б.в.
Статья 18.19. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления
1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления Наложение штрафа в размере от 5 до 20 б.в.
2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере от 20 до 50 б.в.
Статья 18.20. Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Наложение штрафа в размере 5 б.в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – 15 б.в.
2. Эксплуатация в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в случае совершения дорожно-транспортного происшествия лицом, уполномоченным управлять этим средством Наложение штрафа в размере 10 б.в., а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – 25 б.в.
3. Допуск к участию в дорожном движении транспортных средств без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, совершенный владельцами этих средств или ответственными за их эксплуатацию должностными лицами владельцев транспортных средств Наложение штрафа в размере от 4 до 20и пяти б.в.
4. Участие в дорожном движении в Республике Беларусь транспортного средства, зарегистрированного за ее пределами, без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, имеющего силу на территории Республики Беларусь Наложение штрафа в размере 20 б.в.
Статья 18.21. Hевыполнение требования об остановке транспортного средства
1. Hевыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требования сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства Наложение штрафа в размере от 2 до10 б.в.
2. Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, неоднократных требований сотрудника органов внутренних дел об остановке транспортного средства Наложение штрафа в размере от 6 до 20 б.в. или лишение права управления транспортными средствами сроком до 1 года
Примечание. Требование работника милиции в форменной одежде об остановке транспортного средства выражается путем подачи сигнала жестом руки, жезлом, диском со световозвращателем или с помощью громкоговорящего устройства. Сигналы должны быть понятны водителю и поданы своевременно, чтобы их исполнение не создавало аварийной обстановки. В темное время суток вне населенного пункта рядом с работником милиции должно находиться оперативное (патрульное) транспортное средство, имеющее специальную окраску, с включенным проблесковым маячком.
Статья 18.22. Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных правил дорожного движения
1. Остановка или стоянка транспортного средства с нарушением правил дорожного движения Предупреждение или наложение штрафа в размере 1 б.в.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, либо неправомерная стоянка транспортного средства на месте, отведенном для стоянки транспортных средств инвалидов Наложение штрафа в размере 2 б.в.
3. Остановка или стоянка грузового автомобиля с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобуса, колесного трактора, самоходной машины, прицепа с нарушением правил дорожного движения Наложение штрафа в размере 2 б.в.
4. Действия, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Наложение штрафа в размере 10 б.в.
5. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, кроме нарушений, предусмотренных статьями 18.12–18.16, 18.19–18.21 настоящего Кодекса и частями 1–4 настоящей статьи Предупреждение или наложение штрафа в размере до 0,5 б.в.
Статья 18.23. Hарушение правил дорожного движения пешеходом и иными участниками дорожного движения либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)
1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством Предупреждение или наложение штрафа в размере от 1 до 3 б.в.
2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ Наложение штрафа в размере от 3 до 5 б.в.
3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки Наложение штрафа в размере от 3 до 8 б.в.
4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются Наложение штрафа в размере от 5 до 20 б.в.
Читайте также:  Последняя воля: как правильно завещать недвижимость по новым законам

Уголовная ответственность за оставление места ДТП

На основании статьи 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, если в дорожно-транспортном происшествии пострадал человек, а водитель покинул место аварии, не оказав помощи пострадавшему и оставив его в опасном для жизни и здоровья состоянии, ему грозят:

  • денежный штраф в размере до 80 000 рублей либо дохода виновного за период до шести месяцев;
  • обязательные работы на срок 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • административный арест на срок до 3 месяцев;
  • лишение свободы на срок до одного года.

Дополнительно виновных лишают водительских прав на срок до полутора лет. Срок давности по подобным делам составляет 3 месяца.

Статья 12.27. КоАП РФ. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются установленный порядок управления, а также общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей транспортных средств п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

К обязанностям, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 1 комментируемой статьи, относятся: остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и др.

Читайте также:  Новые меры поддержки для многодетных семей: что изменится с 2023 года

По ч. 2 данной статьи водитель несет ответственность в случае оставления места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, т.е. водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное ДТП.

По рассматриваемой части статьи нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших — для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в п. 2.6 Правил дорожного движения (взаимное согласие водителя в оценке случившегося, составление схемы ДТП и др.).

4. По ч. 3 статьи ответственность наступает за нарушение водителем запрета употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (п. 2.7 Правил дорожного движения). Невыполнение данного запрета представляет собой оконченное административное правонарушение.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства.

6. С субъективной стороны правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а по ч. ч. 2 и 3 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Процесс административного расследования ДТП

На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:

  1. Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
  2. Оформляется определение об административном расследовании.
  3. Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
  4. Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
  5. Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
  6. Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
  7. Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.

Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:

  1. Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
  2. Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
  3. Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
  4. Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

Читайте также:  Багаж и ручная кладь Utair: размеры, габариты, вес по правилам провоза

— транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

— ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

— ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

— страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

— нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

— направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства при ДТП

Мера наказания за совершенную аварию устанавливается с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. В первом случае судья может сделать поблажку на основании любых фактов, которые сочтет имеющими отношение к сути вопроса. Нередко роль играет следующее:

  • наличие серьезных заболеваний;
  • отсутствие судимостей;
  • своевременное оказание помощи пострадавшему, компенсация ему расходов и морального ущерба;
  • наличие малолетних детей, для женщин — беременности;
  • искреннее раскаяние;
  • добровольное сообщение о правонарушении (например, у водителя была возможность скрыться незамеченным, но он ей не воспользовался);
  • положительная характеристика.

Отягчающие же обстоятельства включают следующее:

  • вовлечение в правонарушение ребенка до 18 лет (например, родитель передал руль ребенку, который и совершил аварию);
  • продолжение противоправного поведения вопреки требованиям его прекратить (водитель уезжает с аварии не останавливается, когда ему подает соответствующий сигнал инспектор ГИБДД);
  • повторное совершение однородного преступления (засчитывается любое нарушение правил ПДД, поэтому штраф за непристегнутый ремень, выписанный полгода назад, влияет на наказание за наезд на человека);
  • попытка скрыться с места происшествия;
  • нахождение водителя в нетрезвом состоянии.

При рассмотрении дела окончательный перечень смягчающих или отягчающих обстоятельств устанавливает судья. В результате грамотный адвокат убедит его взглянуть на определенные факты по-новому, что повлияет на строгость наказания.

Виновность участников дтп

Если есть необходимость – оказывается первая медпомощь, организовывается (с привлечением попутных машин) доставка травмированных в больницу.

  • Обязательно устанавливается персона каждого из участников, их автомобили.
  • Определяется, есть ли свидетели. Если таковые имеются, стоит записать их имена и контакты.
  • Если один из участников пытается скрыться с места ДТП, милиционером записываются данные авто (цвет, марка, модель, номера), особые приметы. Затем такие сведения незамедлительно передаются дежурным частям.
  • При отсутствии пострадавших документация будет оформлена дорожно-патрульной службой.

    Будет составляться схема аварии, протокол об административном виде нарушения. Она же получает разъяснения каждого из водителей в письменном виде. Будет также проведено освидетельствование – употребляли ли водители спиртное.

На трамвайных путях При ДТП на трамвайных путях с виновника взыскивается упущенная выгода управления транспортных средств города, поскольку трамваи не могут следовать по своим маршрутам. Примерная сумма, которую придется заплатить – несколько десятков тысяч рублей. А значит, необходимо быстро убрать авто с дороги, чтобы трамваи могли следовать дальше.

Внимание

Если ДТП произошло на трамвайных путях между автомобилями, необходимо быстрее составлять схему, записывать данные свидетелей и т. д. Если участником оказался водитель трамвая, его вину не будет признано. Исключение – трамвай выезжал из ДЕПО или ехал на красный.

Объясняется это тем, что водители автотранспорта изначально имеют право двигаться по трамвайным путям, если не будут создавать помехи трамваям. За границей Помимо аварийной сигнализации во многих странах есть и такое требование – надевать жилеты со светоотражающими полосами.

Инфо

Это необходимо для снятия вины с себя или определения виновника (необходимо для получения выплат от страховой компании).

  • Суд проводит разбирательство, назначает экспертизы, если в этом есть необходимость.
  • После рассмотрения дела судом выносится решение о признании виновности или невиновности водителя.
  • Судебная практика дел о нарушении правил ДД, повлекших за собой ДТП, часто сталкивается с невозможностью определения степени вины. Если такое происходит, выносится решение о признании виновности обеим сторонам. Это позволит получить от страховой компании частичную выплату на ремонт авто.

Как правильно обосновать невиновность Виновника ДТП определяет сотрудник ГАИ на месте происшествия. Но из-за недостатка опыта или ошибок в проведении анализа произошедшей аварии водителя признают лицом, нарушившим ПДД, хотя он сам стал пострадавшей стороной.

Поэтому никогда нельзя скрываться с места ДТП, т. к. при современном уровне насыщенности городской инфраструктуры камерами слежения, а также доступностью видеорегистраторов найти нарушителя обычно удается. Установленный срок рассмотрения ДТП с пострадавшими Как и при рассмотрении происшествия без пострадавших, сроки расследования ДТП с пострадавшими могут достигать двух месяцев.

  • опрашивают всех участников происшествия;
  • снимают показания свидетелей;
  • проводят экспертизы.

Особенности регресса по ОСАГО

Оставляя за собой регрессное право, страховая фирма защищает сбережения от потери. Дорожно-транспортное происшествие — прецедент, при котором данное право вступает в силу.

Многие владельцы транспортных средств, имеющих официальную страховку обязательного полиса ОСАГО, убеждены в неприкосновенности своих материальных сбережений в случае ДТП, если они были инициаторами происшествия.

Они считают, что возмещение материальных затрат является обязанностью страховой компании. Это так, но фирма компенсирует финансовые потери за счет виновника происшествия.

Наличие полиса ОСАГО не является ключевым фактором в этом случае, так как правонарушитель в любом случае понесет заслуженное наказание, предусмотренное соответствующими правилами действующего российского законодательства.

По состоянию на 2020 год сумма страховки по ОСАГО составляет: для материального имущества — 400 000 руб., при условии причинения вреда здоровью или жизни людей — 500 000 руб. Если виновник не имеет соответствующей материальной базы, страховая компания вправе получить с него деньги по частям в судебном порядке.

Важно! Для осуществления данной прерогативы страховая компания должна соответствовать следующим обязательствам:

  • пострадавшим оплатить сумму страхования согласно официальному запросу соответствующей технической документации и заключению экспертной комиссии по делам ДТП;
  • подать иск в судебную инстанцию для принудительного взыскания финансовых средств с виновника дорожно-транспортного происшествия.

При условии удовлетворения вышеупомянутых критериев страховая компания имеет право возместить затраченные средства за счет виновника ДТП в суде.

Ответчику настоятельно не рекомендуется пропускать судебное заседание по данному делу. В этом случае судья выносит вердикт в пользу страховой компании и принуждает виновника выплатить денежную сумму по ОСАГО, предусмотренную специалистами компании и часто являющуюся значительно более высокой, чем реальный размер причиненного вреда.

В обратном случае — вынесение вердикта без участия виновника — многие задаются вопросом: как оспорить судебное решение и не выплачивать деньги? Если виновник считает предъявляемые суммы необоснованно завышенными, он имеет право на законном основании подать ответный иск-апелляцию страховой компании в судебном порядке.

Подавляющее большинство прецедентов указывают на реальную возможность пересмотра дела и изменение итоговой суммы выплаты компенсации по итогам повторно проведенной экспертизы.

Сотрудники страховой компании вправе рассчитывать на взыскание дополнительных денежных средств, не считая основной суммы компенсации, затраченной на:

  • осуществление страховых мероприятий;
  • проведение экспертного анализа ситуации.

Как избежать регрессного требования

Существует ли возможность, при которой виновник дорожно-транспортного происшествия может не выплачивать компенсацию страховой компании?

Если владелец транспортного средства, оформивший полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, хочет избежать финансовых переплат, ему нужно соблюдать следующие условия:

  • для избежания дорожно-транспортного происшествия водитель должен соблюдать определенные правила и следовать соответствующим указаниям действующего российского законодательства. Исходя из тезиса, что дорога — зона повышенной опасности, будьте внимательны, осторожны и бдительны, не нарушайте правила дорожного движения, и не ведите себя агрессивно на федеральных магистралях;
  • возьмите под контроль сроки действия полиса ОСАГО. Следование простым правилам, оговоренным в полисе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поможет избежать лишних затрат;
  • при условии наличия грузового автотранспорта талон Технического Обслуживания не должен быть просрочен. Владельцу транспортного средства вменяется в обязанность следить за этим;
  • персональные данные владельца транспортного средства должны быть указаны на соответствующих полях полиса ОСАГО. Важно удостовериться в грамотном и достоверном заполнении бланка при получении полиса;
  • при управлении транспортным средством, не принадлежащим Вам, обязательно имейте доверенность владельца автомобиля;
  • сокрытие важных для экспертного анализа данных о произошедшем ДТП категорически не рекомендуется. Запрещается проводить ремонтные работы в отношении транспортного средства ранее срока, установленного правилами ОСАГО, или без официального разрешения компании-поставщика страховых услуг.

Срок исковой давности

Искам по регрессу присущи сроки давности. При страховании материального имущества компания может заявить о наступлении регрессного права в течение двух лет.

При страховании жизни и здоровья человека срок исковой давности составляет 3 года.

Если по происшествии ДТП страховая компания не заявила о наступлении регрессного права в Вашем отношении, значит, она просрочила время действия. Однако при соблюдении определенных критериев страховая компания может восстановить регрессное право в судебном порядке.

Следует помнить, что в основе деятельности страховых компаний лежит желание увеличить коммерческий доход. Сотрудники страховых компаний пытаются извлечь выгоду как при оформлении полиса ОСАГО, так и при взыскании материальных средств с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Положительный момент заключается в том, что судья в большинстве случаев настроен положительно по отношению к ответчику, особенно если последнему удастся доказать несоответствие реальной суммы причиненного вреда взыскиваемым средствам.

Штраф за опасное вождение

Штраф за создание аварийной ситуации (именно за опасное вождение) в данный момент составляет 5000 р.

Интересно, что наказание за опасную езду долго не могли утвердить на законодательном уровне. Сначала учреждался достаточно высокий штраф, затем – низкий. И даже сейчас, когда закон об опасном вождении вступил в силу, наказание или условия для его предъявления могут меняться. Вследствие этого рекомендуется регулярно ознакомляться с обновлениями той или иной статьи КоАП России. Это поможет избежать нарушения ПДД.

Кстати, до сих пор рассматривается иное наказание за опасное вождение:

  • лишение водительского удостоверения;
  • привлечение к уголовной ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *