ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Нужно ли проходить техосмотр, если ОСАГО и так продадут?

При этом по закону отмена обязательного ТО для получения ОСАГО не влияет на то, что прохождение техосмотра остается обязательным само по себе. С 1 марта 2022 года вступает в силу новая редакция КоАП, согласно которой за отсутствие техосмотра на автомобиль будет выписываться штраф размером 2 тыс. рублей.

Страховые компании также смогут воспользоваться формально отмененным ТО и полугодовой заминкой в законодательных документах. Например, предъявить регрессное требование, если на момент наступления страхового случая истек срок действия техосмотра.

Вдобавок к этому, почти год назад была запущена в опытную эксплуатацию система автоматической фото- и видеофиксации полиса ОСАГО по номеру автомобиля. Рассылка штрафов за отсутствие техосмотра, зафиксированного с помощью камер фиксации нарушений ПДД — вопрос времени.

Почему все-таки важно проходить техосмотр

На это есть несколько причин:

  • Если автомобилист попадает в аварию на машине, которая должна была пройти плановый техосмотр, но не прошла, есть риск попасть под санкции страховой компании. Например, если станет известно, что причиной ДТП стала техническая неисправность, входящая в перечень неисправностей, при которых эксплуатация автомобиля запрещена.

  • По сути, это ошибка автовладельца, что он не прошел плановый техосмотр и не устранил неисправность. В таком случае можно попасть под регрессные требования, при которых страховая выплатит ущерб пострадавшей стороне, но будет требовать возмещение с виновника аварии.

  • Безопасность. При техосмотре можно найти неисправность на этапе, когда она еще не привела к последствиям. Особенно это актуально для автомобилистов, у которых нет знаний, как правильно обслуживать машину.

Отменяют, но не совсем

И последнее, о чем стоит сказать – это законопроект, отменяющий техосмотр для личного легкового автотранспорта. Разработанный МВД документ поддержало правительство, и в сентябре направило его в Госдуму. Там его уже рассмотрел Совет, поэтому вскоре документ уже поставят на голосование.

В законопроекте, по сути, говорится о двух вещах:

  • легковые автомобили и мотоциклы, принадлежащие физлицам и используемые ими в личных целях, не подлежат обязательному техосмотру;
  • проходить техосмотр автомобилям старше 4 лет придется только в двух случаях: если это согласование изменения конструкции или постановка авто на учет и перерегистрация на нового владельца.

Если пункт о прохождении ТО при переоборудовании авто существовал уже давно (это последний этап согласования изменения конструкции), то предоставление диагностической карты при переоформлении автомобиля на нового владельца – абсолютное новшество.

Сейчас, чтобы переоформить авто, нужно предоставить в ГИБДД документы на машину (СТС и ПТС), договор купли-продажи, паспорт нового владельца, квитанцию об уплате госпошлины, заявление (с отметкой о пройденном осмотре у инспектора) и полис ОСАГО. По факту для оформления страховки автовладелец и так проходит техосмотр, но именно диагностическая карта при этом не требуется.

Читайте также:  Назван возраст, с которого рядовой снимается с воинского учета

После принятия законопроекта всем, кто переоформляет автомобиль, придется проходить техосмотр. Возможно, это было сделано, чтобы не лишать операторов пунктов ТО доходов – в месяц на вторичном рынке продается в среднем 400 тысяч автомобилей, что даст неплохую выручку станциям. Официально о том, зачем вводить техосмотр при перепродаже автомобиля, так до сих пор и не объявили.

Сводбная таблица периодичности проведения?

Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.

Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.

Когда мне нужно проходить техосмотр?
Возраст/тип автомобиля До 4 лет До 5 лет От 4 до 10 лет Старше 5 лет Старше 10 лет
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Легковые авто, работающие в такси Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Мотоциклы Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовики массой свыше 3,5 тонн Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автобусы Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили, оборудованные для обучения вождению Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Машины для перевозки опасных грузов Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год

Прохождение техосмотра теперь не обязательно?

Услышав новость о том, что для получения полиса ОСАГО не нужно проходить техосмотр, многие водители решили, что от процедуры техосмотра можно и вовсе отказаться. Автовладельцы задают вопросы: правда ли, что президент России отменил прохождения техосмотра? Это не совсем так. Согласно документу, чтобы получить полис, не обязательно нужно делать техосмотр. Однако сам техосмотр никто не отменял. Чтобы не попасть в ситуацию, когда без прохождения техосмотра на вас будут налагаться штрафы, и вам будут отказывать в страховых выплатах, нужно разобраться в нюансах изменений в законодательстве.

Согласно новым правилам, водители по-прежнему обязаны проходить техосмотр. Его результаты будут вноситься в диагностическую карту автомобиля. В данном случае для получения полиса ОСАГО не нужно будет оформлять диагностическую карту. Это существенно упростит получение самих полисов, но контроль за исправностью технических средств никто убирать не будет. За отсутствие пройденного техосмотра, как и прежде, автолюбители могут быть оштрафованы.

Если не будет пройден техосмотр и авто попадет в ДТП, водитель не сможет получить выплаты по ОСАГО. В этом случае водитель будет нести материальную ответственность за свой автомобиль и ещё и возмещать ущерб третьим лицам. Если диагностическая карта у автовладельца просрочена, страховые компании могут предъявить автовладельцам регрессивной иск, по которому тот будет обязан выплачивать деньги и возмещать ущерб пострадавшим участникам дорожного движения.

Важно! Отсутствие диагностической карты грозит штрафом 2000 руб. Зафиксировать нарушение могут видеокамеры на дорогах или сотрудники ГИБДД, которые при остановке автомобиля обнаружат, что нужный документ отсутствует.

Ранее до принятия поправок в Федеральный Закон страховые компании не могли продавать полисы ОСАГО тем водителям, у которых не было диагностической карты. Ожидается снижение цен на страховые полисы. Раньше оплата за техосмотр и страховой полис осуществлялась одновременно. С нововведением полис ОСАГО будет проще купить. В условиях здоровой конкурентной борьбы могут быть улучшены условия, предоставляемые страховыми компаниями, включая снижение цен на полисы. До 22 августа, пока закон не вступил в силу, действуют старые правила. Для покупки полиса ОСАГО всё ещё нужна диагностическая карта на автомобиль.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи автомобиля в 2023 году, сколько он составляет?

Правительство постоянно держит автомобилистов в напряжении различными нововведениями. С 1 марта должны были вступить в силу новые правила прохождения техосмотра. Согласно этим правилам, при въезде на техосмотр и выезде из него должна проводиться фотофиксация. Снимки будут поступать в единую автоматизированную информационную систему техосмотров ЕАИСТО. Снимки должны быть высокого качества, с отображением передней части машины, где видна марка, регистрационный знак и цвет кузова. Это всё делается для того, чтобы техосмотр водители проходили по-настоящему, чтобы исключить бюрократическую составную часть этого мероприятия. Этот порядок ведения техосмотра был отложен до 1 октября текущего года. Отсрочку инициировал премьер-министр Михаил Мишустин.

Заботясь о комфорте и безопасности для автомобилистов, правительство постоянно совершенствует правила контроля состояния автотранспорта на дорогах. Немного увеличились промежутки для прохождения обязательного технического осмотра транспортных средств, указания стали более лояльными. Требования к контролю качества стали более жесткие — только специальные центры с аккредитацией будут проверять техническое состояние транспорта. Пройти техосмотр «заочно» не получится.

Что касается изменений относительно отвязки страховки ОСАГО от техосмотра, это должно вывести из тени недобросовестных автовладельцев, которые ради страховки шли на сделку с совестью, покупая поддельные диагностические карты. Мошеннические схемы перестанут пользоваться спросом и исчезнут за ненадобностью. На дорогах страны будут ездить только проверенные на исправность автомобили, что должно позитивно отразиться на безопасности движения.

Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте

Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.

В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.

Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.

Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.

Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.

Кто проходит техосмотр в 2022 году

Конец 2021 года расставил все по местам – прохождение т/о изменилось.

Он в обязательном порядке сохраняется:

  • для постановки на госучет т/с, изготовленных более четырех (считая с года изготовления) лет назад;
  • в случае, когда у т/с, изготовленного более четырех (считая с года изготовления) лет назад, меняется владелец и обращается за проведением регистрационных действий;
  • в случае обращения за регистрационными действиями, когда т/с претерпевает изменение конструкции или замену одного из основных компонентов;
  • в случае необходимости соответствия требованиям законодательства Евразийского экономического союза эксплуатируемых т/с при изменении их конструкции;
  • в случае, когда визуально т/с находится в неисправном и небезопасном состоянии и может представлять угрозу для участников дорожного движения;
  • для грузовых автомобилей, такси, автобусов.

Поэтапная инструкция оформления ОСАГО в 2021 году

Для того, чтобы сделать процедуру оформления «автогражданки» корректной и оперативной, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Выбрать страховщика и уточнить у менеджера, какие именно необходимы бумаги.
  2. Собрать необходимый пакет документов, продлить сроки действия некоторых или заменить их вовсе.
  3. Прийти в офис компании, написать заявление и отдать пакет бумаг или отправить электронное заявление через интернет с приложенными к нему документами.
  4. Если все корректно, то страховщик подписывает документ, а владелец автотранспорта получает страховку.

Сотрудники страховой организации могут попытаться продать Вам дополнительные услуги и включить их в договор. Поэтому обязательно проверяйте контракт, который собираетесь подписать. Страхователь ставит подпись на следующих бумагах: заявление на заключение контракта; квитанция об оплате; оригинал полиса страхования и его копия.

На руках у автовладельца должно остаться следующее:

  • Оригиналы документов, ведь копии страхователь передаст страховщику.
  • Полис ОСАГО, на котором подпись сотрудника организации и Ваша личная подпись, штамп компании и государственный знак.
  • Квитанция об оплате госпошлины за полис страхования.
  • Бланк извещения о дорожно-транспортных происшествиях в двух экземплярах. Если этих бланков будет недостаточно, то в офисе компании можно попросить еще.
  • Список филиалов страховой организации и их адреса.
  • Памятка о правах автовладельца, о правилах договора и о том, когда именно страхователь должен вносить ежемесячные выплаты за полис.
Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2022 году: льготы для детей одиноким родителям

Важно: Подписывайте только заполненный бланк полиса, проверяйте и перепроверяйте всю информацию, которая предоставляется в документах, ведь от ошибок никто не застрахован. Если сотрудник компании пытается Вас убедить уменьшить мощность автомобиля в договоре или изменить стаж вождения, чтобы снизить стоимость полиса, то лучше всего прекратить сотрудничество с этой организацией. Ведь умышленное искажение действительных данных может повлечь за собой различного рода ответственность.

Право регрессного требования

Регрессное требование – это возмещение затрат, идущих на выплату пострадавшему при причинении вреда. Требование предъявляется либо страхователю, либо оператору техосмотра. При выставлении требования к страхователю компания опирается на факт того, что срок диагностической карты в момент причинения вреда закончился.

В случае с оператором ТО страховщик оперирует правом предъявления регрессного требования по причине отсутствия в диагностической карте сведений о выявленной неисправности, повлекшей наступление страхового случая. Нерадивые операторы не вносят неисправности с целью получения выгоды.

Техосмотр перед ОСАГО: что это такое

Полис ОСАГО и техосмотр, который сейчас принято называть диагностической картой, связаны между собой. Ведь при отсутствии одного, не получится оформить второе. Так что же это такое?

Карта технического осмотра – это своеобразное свидетельство того, что ваше транспортное средство работает корректно и пригодно к использованию.

Ранее существовали талоны техосмотра. Многие автолюбители крепили их на лобовое стекло, чтобы инспекторы ГИБДД сразу видели, что данный документ у водителя имеется.

Сейчас же вместо этого гражданам выдается двусторонний лист формата А4. В нем указываются данные проверки и имеющиеся неисправности. Документ должен быть заверен печатью, которую поставит оператор, производивший проверку.

Надо ли проходить техосмотр специально для страховки ОСАГО?

И да, и нет! Все зависит от того, для каких целей используется автомобиль, каков срок его эксплуатации и иные особенности.

По общему правилу, наличие диагностической карты – одно из условий для приобретения автогражданки – без техосмотра ОСАГО не купить (пп. е. п. 3 ст. 15 ФЗ № 40 “Об ОСАГО”).

Страховщик имеет право законно отказать в оформлении договора обязательного страхования на автомобиль без диагностической карты, кроме некоторых случаев, в том числе:

  • если это новый автомобиль, с момента выпуска которого прошло менее 3 лет – согласно пп. 1 п. 2 ст. 15 ФЗ № 170 “О техосмотре ТС”, для них предъявление карты при покупке автогражданки не обязательно, и ОСАГО можно приобрести без прохождения техосмотра;
  • если это ТС, которые проходят диагностику раз в полгода (маршрутки, такси);
  • если ОСАГО покупается на срок до 20 суток;
  • если срок техосмотра (в том числе для ОСАГО) устанавливается правовыми актами Правительства РФ и так далее.

Так, в определенных случаях оформление ОСАГО возможно и без диагностической карты. Но это обычно исключения – в большинстве типичных случаев действительный техосмотр обязателен.

А если срок истечет после покупки полиса?

Действие диагностической карты не влияет на действие страхового полиса – закон Об ОСАГО такой привязки не предусматривает. А это значит, что страховка будет действовать независимо от того, как давно водитель прошел техосмотр. Более того, не повлияет просроченная карта и на возмещение по ОСАГО.

Если потерпевший в ДТП водитель на момент столкновения не будет иметь действительной диагностической карты, это не может считаться причиной для невыплаты страховки или проведения восстановительного ремонта авто. Исчерпывающий список документов, которые нужны водителю для получения страховки, определен пунктом 3.10 Правил ОСАГО, и в их числе диагностической карты на сегодня нет.

А вот для виновника ДТП ситуация не столь радужная. Для него страховка ОСАГО без техосмотра тоже будет работать, страховщик не откажет в покрытии причиненного им вреда в отношении всех потерпевших.

Но истечение срока действия диагностической карты на момент столкновения станет основанием для взыскания всех страховых сумм с виновника ДТП в порядке регресса (пп. “И” п. 1 ст. 14 ФЗ № 40) при 2 условиях:

  • если ДТП с истекшим техосмотром произошло после 29 октября 2019 года,
  • если причиной аварии была неисправность автомобиля виновника.

Дело в том, что в законодательство об ОСАГО вносятся соответствующие изменения. Если до указанной даты регресс за закончившийся ТО применялся только в отношении такси и автобусов, то с 29 октября – также и в случаях, когда к столкновению привела поломка машины.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *