1.2 Общая характеристика института уполномоченного по правам ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.2 Общая характеристика института уполномоченного по правам ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

Необходимые качества детского омбудсмена

Деятельность уполномоченного по права ребенка в РФ может реализовываться лишь глубоко нравственным и очень грамотным человеком. Но одной лишь морали недостаточно. К детскому омбудсмену предъявляется ряд требований, прописанных в законодательстве. Вот что здесь следует выделить:

  • наличие гражданства РФ;
  • возраст не менее 30 лет;
  • наличие диплома о высшем юридическом образовании;
  • наличие педагогических навыков и длительного опыта работы с детьми (пять лет минимум);
  • чистая репутация и беспорочное прошлое;
  • нейтралитет по отношению к партийным интересам (приоритетом у детского омбудсмена должна быть защита прав детей, а не направления политики);
  • работа на одной должности или совмещение с должностью, не противоречащей работе детским омбудсменом.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

Дополнительная нагрузка

Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.

Читайте также:  Единый налоговый платёж для ИП и юрлиц с 2023 года будет обязателен

Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.

  1. Akul’shina S.E. Institution of Comissioners for children’s rights as a way for extrajudicial protection of the rights of a child // Esenin Ryazan State University Bulletin Issue. 2010. N 28.
  2. Baglay M.V. Constitutional Law of Russia. Moscow, 2009.
  3. Komarov V.V. Commissioner for human rights in the Russian Federation // State and law. 1999. N 9.
  4. Kombarov N.V. World and Russian experience for creation of the institution of the Commissioner for children’s rights // Journal of legal and economic studies. 2009. N 2.
  5. Kombarov N.V. The legal status of the Commissioner for children’s rights in the constituent entities of the Russian Federation (comparative-legal analysis) // Journal of legal and economic studies. 2008. N 4.
  6. Lebedev A.N. The status of the constituent entityof the Russian Federation: the basics, the constitutional model, practice. M., 1999.
  7. Simanovich L.N. Some aspects of the protection of the rights and interests of minors // The issues of juvenile justice. 2010. N 6.
  8. Shamrin M.Yu. Improvement of legislation on the status of the Commissioner for children’s rights: theoretical aspect // Proceedings of the Tula State University. Economic and legal sciences. 2013. N 3 — 2.

Права института уполномоченного по правам ребенка

Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:

  • Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
  • Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
  • Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
  • Защищать права детей в судебной инстанции;
  • Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
  • Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
  • Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
  • Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
  • Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
  • Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
  • Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
  • Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
  • Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.

Как и в какие сроки выносится решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

Мировой опыт правозащитной деятельности уполномоченного по правам ребенка

Женевская Декларация прав ребенка была сформулирована от имени «мужчин и женщин всех стран мира» и состояла всего из пяти принципов. Анализ Женевской Декларации позволяет говорить, что, несмотря на формулировку названия, в ней не провозглашались права ребенка, а лишь содержались положения того, что должно быть сделано для детей.

Так, принципы Декларации гласили, что ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного. Документ преимущественно обозначал основные физиологические и социальные нужды детей, не указывая на их специфические интересы, например, голодный ребенок должен быть накормлен; больному ребенку должен быть предоставлен уход; отсталому ребенку должна быть оказана помощь; порочные дети должны быть исправлены; сиротам и беспризорным детям должно быть дано убежище и все необходимое для их существования1.

Впоследствии, в целях конкретизации указанных положений Женевской Декларации, на 14-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года была утверждена Декларация прав ребенка, закрепившая положение о «специальной охране и заботе» по отношению к ребенку, провозгласившая десять принципов, перечисляющих основные права детей.

Читайте также:  Минздрав вновь внесет изменения в правила зачисления в ординатуру

К основным принципам были отнесены следующие: ребенку должно принадлежать с рождения право на имя и гражданство; ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения; ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь; ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации и др. Данные принципы, как и следует из названия самого документа, носили декларативный характер и не предусматривали нормативное правовое регулирование прав ребенка.

Ключевым актом, регулирующим правовой статус ребенка является Конвенция по правам ребенка, принятая ООН в 1989 г1. Этот акт стал одним из исторически первых документов по правам человека, который был подписан и ратифицирован большинством государств без различных оговорок и политической подоплеки. Дополнительно практически все государства внесли существенные изменения в свое законодательство в плане укрепления защиты прав и обеспечения интересов детей. Некоторые государства после ратификации Конвенции внесли поправки в конституции в виде новых положений, непосредственно акцентирующих права детей или в связи с принятием новых конституций закрепили права детей в отдельных статьях. Например, в Конституции Бельгии (2000 г.) в статье 22 бис говорится о признании права «каждого ребенка на уважение его нравственной, физической, психической и сексуальной неприкосновенности; во всех решениях главным руководством являются интересы ребенка, и др.»2. В этом плане Конституция Российской Федерации невыгодно отличается от конституций Бельгии, Белоруссии, Украины, Польши, Словении, и др. Она не содержит статей, посвященных исключительно правам детей, а только предусматривает, что «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства».

Конвенция о правах ребенка содержит в себе международные стандарты по правам детей в различных направлениях. Она юридически закрепила в качестве обязательных права детей, ранее изложенные в различных документах. В то же время, она содержит принципиально новые положения, касающиеся детей, например, право на активное участие ребенка в жизни общества, на обеспечение его достоинства, на поддержку и развитие самостоятельности; также конвенция закрепила принцип, согласно которому во всех решениях, принимаемых в отношении ребенка, интересы несовершеннолетнего должны учитываться в первую очередь. Конвенция не только впервые закрепила перечень прав ребенка, установила приоритетность его интересов, но и учредила Комитет по правам ребенка в качестве международного органа, осуществляющего надзор за соблюдением прав ребенка1.

Создание подобного специализированного органа при ООН, осуществляющего помощь государствам-участникам, при реализации норм Конвенции и унификации национального законодательства в целях обеспечения защиты прав ребенка, говорит о признании интересов детей в качестве приоритетного направления развития международного права.

Как российские, так и зарубежные ученые, занимающиеся проблемами прав человека, международными механизмами и средствами защиты прав человека, отмечают факт повышенного внимания международного сообщества к обеспечению прав ребенка2. В частности, следует согласиться с мнением З.М. Шабановой3, которая отмечает, что процесс выделения прав ребенка в отдельную категорию прав, начатый в XX веке, стал возможен в связи с выделением специфической социальной группы, то есть детей. Подобное отграничение детей от общей массы субъектов права привело к необходимости конкретизации их прав и стремлению создать действенный механизм защиты этих наиболее уязвимых членов общества.

Обращение к детскому омбудсмену

Любой гражданин РФ имеет право обратиться к нему с просьбой. Как составить и подать заявление уполномоченному по правам ребенка в Московской области? Деятельность региональных омбудсменов сильно отличается от функций омбудсмена при президенте, а потому и заявление следует составлять особенно тщательно. Информацию по форме заполнения найти сложно, ведь необходимых правовых форм в законодательстве отыскать нельзя.

Известно, что подать заявление может как родитель, так и опекун. При этом факт подачи заявления не означает, что документ будет рассмотрен. Описанная на бумаге проблема должна быть действительно критичной, иначе заявление будет передано в другую инстанцию. К тому же следует учитывать, что Москва и Московская область — это федеральный центр, а здесь работает главный детский омбудсмен.

Итак, как нужно составлять заявление? Для начала следует обратиться в ближайший комитет по защите детских прав. Вначале указываются существенные данные: имена, фамилии, место жительства, контакты и прочее. Затем происходит непосредственное изложение проблемы. На бумаге предложено несколько проблем: например, насилие, смерть ребенка, ущемление прав на получение образования, ограничение прав на свободу и многое другое. Можно выбрать любой пункт или указать свой.

Основные и особые права ребёнка в РФ

У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.

У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.

Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:

  • Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
  • Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
  • Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
  • Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
  • Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Читайте также:  Ответственность за нарушения в сфере персональных данных

Восстановление нарушенных прав

К сожалению, практика показывает, что права ребенка в РФ достаточно часто подвергаются ущемлению. Часто это происходит со стороны родственников малолетних пострадавших. В каждом случае нарушения есть способы добиться помощи.

Если нарушены права в сфере трудового права следует писать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд.

Если нарушены права в семье следует писать:

  • в суд;
  • в органы опеки и попечительства с просьбой о лишении нерадивых родителей их прав и определении пострадавшего в социальный приют.

Если права ущемляются в сфере образования, следует обращаться:

  • в вышестоящее образовательное учреждение;
  • в суд.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Должность уполномоченного по правам детей не прописана ни в одном законе. Это и есть основной ее недостаток. Одного лишь президентского указа недостаточно, чтобы организовать обширную и эффективную сеть органов, занимающихся правами детей.

Совсем все сложно с региональными омбудсменами. Они нередко подвергаются критике за поддержку инициатив власти, направленных на ущемление прав несовершеннолетних. Например, дети могут ограничиваться в социальных, экономических или даже политических свободах. Известно, что ребенок имеет право на собственное мнение и участие в мирных собраниях. Сегодня власти полностью ограждают детей от политики, что, возможно, не совсем верно. Наконец, сама система защиты и поддержки детских прав выстроена не самым верным способом. Многими специалистами она признается крайне неэффективной и даже бесполезной.

Необходимые качества детского омбудсмена

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации может осуществлять только глубоко нравственный и высокограмотный человек. Но одной морали недостаточно. К детскому адвокату предъявляется ряд требований, предусмотренных законодательством. Вот что здесь следует выделить:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • возраст не менее 30 лет;
  • диплом о высшем юридическом образовании;
  • наличие педагогических навыков и многолетний опыт работы с детьми (не менее пяти лет);
  • чистая репутация и безупречное прошлое;
  • нейтральность по отношению к интересам сторон (приоритетом детского омбудсмена должна быть защита прав ребенка, а не направление политики);
  • работать на той же должности или по совместительству с должностью, не противоречащей работе детского защитника.

Таким образом, на должность Уполномоченного по правам ребенка было предъявлено немало требований. Но не забывайте о гарантиях, предоставляемых специалисту. Это возможность смены самого аппарата, неприкосновенность, иммунитет свидетелей, юридическая ответственность, покрытие большинства материальных нужд и многое другое.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *