Употребление полных и кратких прилагательных

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Употребление полных и кратких прилагательных». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Этот год обязательно будет более хороший. 8. С годами бабушка становилась все больнее. 9. Второй абитуриент был более увереннее. 10. Самый известнейший космонавт — Юрий Гагарин. 11. Такой исход событий наименее вероятнее, но все же возможен. 12. Ваш ответ двусмысленен. 13. Писатель не уходит от самых злободневнейших вопросов современности. 14. Преподаватель был добрый к студентам.

Исправьте речевые недочёты в предложениях?

Исправьте речевые недочёты в предложениях.

те причины их появления.

Наш интерес к медицине вполне понятный.

очень полна, так как тяжело болела.

Я видел Анатолия в сво —

ём доме много раз.

Я знаю, что был обязанный это сделать, но

у меня не хватило сил.

Дедушка пришёл на концерт послу —

шать выступление его внука.

Весь народ боролся с захватчика —

ми, они верили, что победа близка.

Ейное предложение было

Будет более лучше, если ты выполнишь мою просьбу.

Около полтора часа прошло с тех пор.

Свыше пятьсот народно —

стей проживают на этом континенте.

Среди двадцать одного

студентов группы четыре были отличниками.

Оцените высказывания с точки зрения соответствия нормам грамматики. Какие нормы нарушены? Исправьте допущенные ошибки.

Человечество стремится к тому, чтобы с войнами было бы покончено. 15. Из окна была видна группа людей, которые, думаю, что приехали на конференцию. 16. Если бы наши предложения были бы приняты, можно было бы рассчитывать на сотрудничество. 17. Ясно и просто обычно говорит оратор, который хорошо знает свой предмет и с уважением относящийся к аудитории. 18.

Его книги напечатаны миллионными тиражами, переведены на 80 языков. Книги Коэльо рассказывают о важных вещах простым, понятным языком.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Устраните ошибки, связанные с неверным употреблением слов или непониманием значения слова.

1. У моего подзащитного было праздное настроение.

2. Полиция задержала преступников.

3. Разместить командировочных в гостинице.

4. Поместить студентов в общежитие.

5. В январе наступил нетерпимый холод.

Найдите и исправьте лексические ошибки, связанные с плеоназмом и тавтологией.

1. Он крепко держит в своих руках штурвал руля.

2. Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку в проливе Ла — Манш.

3. На встрече с музыкантом мы расспросили его о перспективах на будущее.

4. В стихотворениях о России Блок выступает как настоящий патриот своей родины.

5. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

Вопрос Помогите пожалуйста найдите ошибки, связанные с многословием, исправьте предложения 1) О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Урок-практикум по русскому языку «Лексические нормы русского литературного языка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Обучающие : рассмотреть распространённые нарушения лексических норм современного русского языка; выработать способ их предупреждения.

Развивающие : развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, способности к комментированию, обоснованию своих действий.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, любви к русскому языку.

Тип урока: повторительно-обобщающий

I . Организационный момент

II . Мотивация учебной деятельности

При встрече мы часто спрашиваем друг у друга: «Как дела?» И в большинстве случаев слышим ответ: «Нормально». На ваш взгляд, как это – «нормально»?

Что такое языковая норма? ( Норма – это признанный обязательный порядок, строй чего- — нибудь) . Есть нормы орфоэпические, лексические, морфологические и синтаксические, орфографические и пунктуационные.

— Что вы понимаете под лексическими нормами? (Правильность выбора слова и уместность его применения)

Выдающийся писатель Л. Н Толстой утверждал: «Единственное средство умственного общения людей есть слово… Если же можно употреблять слова как попало и под словами разуметь что нам вздумается, то лучше уж не говорить, а показывать знаками».

— Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?

III . Постановка цели и задач урока.

Слов в русском языке много. Но каждый человек должен найти одно-единственное, самое точное в данном контексте, самое уместное в выбранном стиле слово в определённом лексическом значении. Цель урока сегодня – вспомнить лексические нормы словоупотребления в русском языке.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию (синонимы)

2. Словарный состав языка (лексика)

3. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению (омонимы)

4. Основная единица языка (слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению (антонимы)

6. Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение

7.Слова, имеющие одно или несколько значений (однозначные и многозначные)

8.Слова, образованные в связи с появлением новых понятий, явлений (неологизмы)

9.Слова, употребляемые только в данной местности (диалектизмы)

10. Что такое лексические нормы? (правила употребления слов в соответствии с их значением)

1. ​ Плеоназм – это повтор смысла. Например: «На фирме имеется свободная вакансия менеджера». Какая ошибка допущена в подчёркнутом словосочетании? Вакансия – свободная, незанятая должность. Совпадают значения слов: свободная и вакансия. В отредактированном виде предложение будет выглядеть следующим образом: На фирме имеется вакансия.менеджера.

2. ​ Тавтология – повтор слов, основ слов в рамках одного микротекста . Например: « Выступающи й Иванов выступает первым». Отредактированные предложения: «Докладчик Иванов выступает первым», «Иванов выступает первым».

Тавтология и плеоназм – ошибки, основанные на многословии. Многословие – употребление в речи большого количества лишних слов.

Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию. (на доске)

Своя автобиография; в марте месяце; объединить воедино; закономерно вытекает закономерность; главная суть; ценные сокровища; можно спросить вопрос; упал вниз; возобновить вновь; темный мрак; в конечном итоге; народный фольклор, жестикулируя руками.

3. Смешение паронимов – это неправильное употребление паронимов.

Паронимы — это однокоренные слова, близкие по звучанию и написанию, но различающиеся лексическим значением

Выделяют три группы паронимов:

1) ​ слова, различающиеся приставками; например, одеть ребёнка (полностью) – надеть пальто (что-то конкретное);

2) ​ слова, различающиеся суффиксами; например, командированный сотрудник (одушевлённое существительное) – командировочное удостоверение (неодушевлённое существительное);

3) ​ созвучные слова; например: адресат (получатель) – адресант (отправитель), обаяние (привлекательность) – обоняние (нюх).

Концертный (абонемент , абонент).

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

( Искусно , искусственно) рисовать.

( Крокодилий , крокодиловый) чемодан.

( Памятный , памятливый) разговор.

( Сытно , сыто) пообедать.

(Экономика, экономия ) времени.

(Одеть, надеть ) пальто.

Растёт число заболеваемостей гриппом (заболеваний ).(на доске)

Привезли красивую тюль и яичную шампунь (тюль и шампунь – мужского рода).

Порядок оформления сделки не прописан в законе (вместо общеупотребительного не описан )

Спасателя предоставили (представили) к награде.

Люди простодушные часто принимают желательное (желаемое) за действительное.

Читайте также:  Инвестировать ли в земельные участки в этом году?

.Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.

.Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.

Учиться в университете нелегко — за короткое время нужно освоить большое

количество нового материала.

.Множество фактов — климатические и температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растения.

. Консервация овощей ведется из подвозимого сырья.

. ​ Необходимо подписаться в акте приёма-передачи строительных материалов.

. ​ Заведующим кафедрами представить заведующей библ��отекой списки учебной литературы.

. ​ Петя одел куртку.

. ​ Акт составлен комиссией в составе: председатель – зам. главного бухгалтера М.Д. Пурин, членов комиссии – старший бухгалтер М.К. Дуров, бухгалтер – А.О. Лукина.

. ​ В этом документе надо поставить свою роспись.

. ​ Иван очень экономичный человек.

. ​ Катерина заранее предчувствовала свою гибель.

. ​ Павел Власов целеустремлённо стремится к своей цели.

. ​ Сегодня у нас в гостях гость, приехавший из Белоруссии.

. ​ Вышел сборник народного фольклора.

. ​ На уроке дали задание написать свою автобиографию.

. ​ Дружба дружбой, а служба службой.

. ​ В июне месяце начинается сессия.

. ​ Зимой необходимо одевать шубу.

. ​24 Капитан корабля стоит за штурвалом руля.

25 В прошедшие дни прошли снегопады.

26. ​ Внезапный крик филина разрушил тишину ночи.

27. ​ Всем гостям подарили памятные сувениры.

1.Лексическое значение какого паронима сформулировано неправильно?

а) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путём голосования;

б) избирательский — относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему;

в) осудить – приговорить к какому-либо наказанию, вынести осудительный приговор, обвинить;

г) обсудить – выразить неодобрение кому-либо, признать неправильным.

2.Какое из перечисленных слов имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»?

А) Образцовый; б) абсолютный;

в) идеальный; г) безупречный.

3.В каком предложении вместо слова ПРИМЕТНЫЙ нужно употребить ПРИМЕТЛИВЫЙ ?

а) Ваш дом самый приметный на селе: крыша железом крыта.

б) Полыхающий огонь освещает его приметное, доброе широкоскулое лицо.

в) В городе появляются новые квартиры, рождаются новые приметные точки и площади.

г) Всякий знает, как дети приметны, сообразительны, догадливы.

4.В каком предложении допущена ошибка связанная с употреблением лишних слов (плеоназм)?

а) На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу.

б) Хронометраж времени был просчитан до секунды.

в) Зимой мы надеваем тёплые вещи обычно тёмных цветов.

г) В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году.

КНЯЖЕСКИЙ ТЕРЕМ Дружко Уж эти девушки — никак нельзя им Не попроказить. Статочно ли дели Мутить нарочно княжескую свадьбу. Слышен крик. Ба! это что? да это голос князя! Девушка под покрывалом переходит через комнату. Ты видела? Сваха Да, видела. Князь (выбегает) Держите! Гоните со двора ее долой! Вот след ее, с нее вода течет. Дружко Да, так, вода. Юродивая, видно, Нечаянно сюда прокралась. Слуги, Над ней смеясь, ее, знать, окатили. Князь Ступай, прикрикни ты на них, как смели Над нею издеваться и ко мне Впустить ее. (Уходит.) Дружко Ей-богу, это странно. Кто там? Входят слуги. Зачем пустили эту девку? Слуга Какую? Дружко Мокрую. Слуга Мы мокрых девок Не видели. Дружко Куда ж она девалась? Слуга Не ведаем. Сваха Ох, сердце замирает. Нет, это не к добру. Дружко Ступайте вон Да никого, смотрите, не впускайте. Пойти-ка мне садиться на коня. (Уходит.) Сваха Недаром песню чудную пропели, Недаром чудеса творятся. Чем-то Все это кончится!

    Доставляйте себе удовольствие

    Наши эмоции там, где наше внимание. Помимо простых действий «здесь и сейчас», надо концентрироваться на мгновениях, которые доставляют физическое удовольствие. Это тоже трудно – и тоже необходимо, даже когда малейшая радость кажется вам преступлением.

    Что бы ни случилось в вашей жизни — вы все еще живы. И вы больны страданием. От того, что вы погибнете, не изменится абсолютно ничего, так что позаботьтесь о себе. Фиксируйтесь на том, что доставляет физическое удовольствие — вкус и запах кофе, горячая чашка в руках, если вы замерзли, тёплая ванна с душистой пеной, чистые отглаженные простыни, когда вы ложитесь под одеяло, уютный махровый халат, запах цветов или созревших яблок — все, что угодно. Если вы любите природу, пользуйтесь любой возможностью, чтобы побыть на свежем воздухе, посмотреть на цветы, посидеть на траве под деревом.

    Почувствовали мимолетное удовольствие — замрите на миг, зафиксируйте, отметьте, продлите мгновение. Хотя бы несколько раз в день. Это разрывает полосу боли, и наше тело получает сигнал, что не все так плохо, и можно жить дальше.

    Какие фразы нельзя говорить мужчинам?

    Мужчины и женщины совершенно по-разному воспринимают одни и те же слова и фразы, и нам необходимо помнить, что мы разные и это естественно.

    Как часто бывает — вы говорите с добрыми намерениями, чтобы улучшить ситуацию и отношения, а мужчина, кажется, вас совсем не понимает и как будто бы вообще слышит что-то совершенно другое.

    Между прочим, так оно есть — он действительно слышит другое, в силу своей мужской природы и несколько иного взгляда на вещи.

    Итак, вот наиболее распространённые фразы-ошибки при разговоре с мужчиной:

    • Фраза: «Мне надо с тобой поговорить».

    Этой фразой вы хотите показать, что разговор для вас важен.

    Мужчина же думает, что его сейчас начнут чем-то «грузить», причём не слишком для него приятным, и потому старается максимально отдалить момент наступления этого самого разговора или уходит от него всеми возможными способами.

    Замена: «Мне нужен твой совет», «Я хочу обсудить с тобой такой-то вопрос», «Мне важно твоё мнение по этому поводу».

    И ещё — мужчина любит конкретику, поэтому идеально будет сказать: «Дорогой, мне нужно 20 минут твоего времени, чтобы обсудить с тобой то-то и то-то».

    • Фраза: «Ты меня не любишь/не ценишь/…»

    Говоря подобное, вы хотите привлечь внимание мужчины, показать, что вам нужна забота, что вы чувствуйте неуверенность в его чувствах и хотите, чтоб он их проявил по отношению к вам, хотите получить успокоение и вновь обрести уверенность в том, что ваши чувства столь же крепки, как и прежде.

    Значение: Упрямый человек, которому бесполезно что-то объяснять, который все пропускает мимо ушей.

    Происхождение: На Руси горох был одним из любимых кушаний. Блюда из него были сравнительно недорогими и сытными, поэтому его заготавливали целыми мешками. А так как вручную очистить такое количество гороха было сложно, то его с силой бросали в стену. Стручки трескались, и горошины освобождались от оболочки, при этом оставаясь неповрежденными.

    Позже про упрямцев, которые не внимали ничьим словам, стали говорить: «Как о стену горох», потому что слова отскакивали от них, не оказывая на них никакого влияния.

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Лексические нормы русского языка» (10 класс)

    Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

    Дисциплина «Русский язык»

    Тема «Лексические нормы русского языка»

    Задание 1 УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ

    Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их значения.

    1.1. Один поступок Чацкого привел меня в неясность.

    1.2. Сейчас многие писатели пристально занимаются политикой.

    1.3. Купить абонент на посещение бассейна сегодня не удалось.

    1.4. И тут в моем мозжечке родилась гениальная мысль.

    Задание 2 СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМАМИ

    С данными словами составьте словосочетания.

    Задание 3 СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ

    В приведенных предложениях нарушены нормы сочетаемости слов. Исправьте эти недочеты.

    3.1 Большая половина игры уже прошла.

    3.2 Все дети страшно обрадовались.

    3.3 Внеклассная работа играет положительное значение в развитии школьников.

    3.4 Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха крупных заводов.

    Задание 4 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОК, СВЯЗАННЫХ С МНОГОСЛОВИЕМ

    Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

    4.1 О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье.

    4.2 В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме.

    4.3 Больной был немедленно госпитализирован в больницу.

    4.4 Фирма объявила о свободной вакансии.

    4.5 Конечно, эти слова относятся не ко всему человечеству нашей Земли.

    4.6 Все эти замечательные результаты были достигнуты в результате того, что было сделано в 90-е годы.

    Дисциплина «Русский язык»

    Тема «Лексические нормы русского языка»

    Задание 1 УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В СООТВЕТСТВИИ С ИХ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ

    Устраните ошибки, связанные с употреблением слов без учета их значения.

    1.1 Зарисовки также помогают читателю лучше понять текст. Это своенравное объяснение.

    1.2 Ученики сами могут поставить вопросы выступающему.

    1.3 Лидер должен быть обаятельной, яркой, целой личностью.

    1.4 Он восхищается смелостью людей, которые много раз давали отпор инородным захватчикам.

    I

    «Мой дядя самых честных правил,
    Когда не в шутку занемог,
    Он уважать себя заставил
    И лучше выдумать не мог.
    Его пример другим наука;
    Но, боже мой, какая скука
    С больным сидеть и день и ночь,
    Не отходя ни шагу прочь!
    Какое низкое коварство
    Полуживого забавлять,
    Ему подушки поправлять,
    Печально подносить лекарство,
    Вздыхать и думать про себя:
    Когда же черт возьмет тебя!»

    II

    Так думал молодой повеса,
    Летя в пыли на почтовых,
    Всевышней волею Зевеса
    Наследник всех своих родных.
    Друзья Людмилы и Руслана!
    С героем моего романа
    Без предисловий, сей же час
    Позвольте познакомить вас:
    Онегин, добрый мой приятель,
    Родился на брегах Невы,
    Где, может быть, родились вы
    Или блистали, мой читатель;
    Там некогда гулял и я:
    Но вреден север для меня.

    III

    Служив отлично благородно,
    Долгами жил его отец,
    Давал три бала ежегодно
    И промотался наконец.
    Судьба Евгения хранила:
    Сперва Madame за ним ходила,
    Потом Monsieur ее сменил.
    Ребенок был резов, но мил.
    Monsieur l’Abbe, француз убогой,
    Чтоб не измучилось дитя,
    Учил его всему шутя,
    Не докучал моралью строгой,
    Слегка за шалости бранил
    И в Летний сад гулять водил.

    IV

    Когда же юности мятежной
    Пришла Евгению пора,
    Пора надежд и грусти нежной,
    Monsieur прогнали со двора.
    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет —
    И наконец увидел свет.
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил.

    V

    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь,
    Так воспитаньем, слава богу,
    У нас немудрено блеснуть.
    Онегин был по мненью многих
    (Судей решительных и строгих)
    Ученый малый, но педант:
    Имел он счастливый талант
    Без принужденья в разговоре
    Коснуться до всего слегка,
    С ученым видом знатока
    Хранить молчанье в важном споре
    И возбуждать улыбку дам
    Огнем нежданных эпиграмм.

    VI

    Латынь из моды вышла ныне:
    Так, если правду вам сказать,
    Он знал довольно по-латыне,
    Чтоб эпиграфы разбирать,
    Потолковать об Ювенале,
    В конце письма поставить vale,
    Да помнил, хоть не без греха,
    Из Энеиды два стиха.
    Он рыться не имел охоты
    В хронологической пыли
    Бытописания земли:
    Но дней минувших анекдоты
    От Ромула до наших дней
    Хранил он в памяти своей.

    VII

    Высокой страсти не имея
    Для звуков жизни не щадить,
    Не мог он ямба от хорея,
    Как мы ни бились, отличить.
    Бранил Гомера, Феокрита;
    Зато читал Адама Смита
    И был глубокой эконом,
    То есть умел судить о том,
    Как государство богатеет,
    И чем живет, и почему
    Не нужно золота ему,
    Когда простой продукт имеет.
    Отец понять его не мог
    И земли отдавал в залог.

    VIII

    Всего, что знал еще Евгений,
    Пересказать мне недосуг;
    Но в чем он истинный был гений,
    Что знал он тверже всех наук,
    Что было для него измлада
    И труд, и мука, и отрада,
    Что занимало целый день
    Его тоскующую лень, —
    Была наука страсти нежной,
    Которую воспел Назон,
    За что страдальцем кончил он
    Свой век блестящий и мятежный
    В Молдавии, в глуши степей,
    Вдали Италии своей.

    IX

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    X

    Как рано мог он лицемерить,
    Таить надежду, ревновать,
    Разуверять, заставить верить,
    Казаться мрачным, изнывать,
    Являться гордым и послушным,
    Внимательным иль равнодушным!
    Как томно был он молчалив,
    Как пламенно красноречив,
    В сердечных письмах как небрежен!
    Одним дыша, одно любя,
    Как он умел забыть себя!
    Как взор его был быстр и нежен,
    Стыдлив и дерзок, а порой
    Блистал послушною слезой!

    XI

    Как он умел казаться новым,
    Шутя невинность изумлять,
    Пугать отчаяньем готовым,
    Приятной лестью забавлять,
    Ловить минуту умиленья,
    Невинных лет предубежденья
    Умом и страстью побеждать,
    Невольной ласки ожидать,
    Молить и требовать признанья,
    Подслушать сердца первый звук,
    Преследовать любовь, и вдруг
    Добиться тайного свиданья…
    И после ей наедине
    Давать уроки в тишине!

    XII

    Как рано мог уж он тревожить
    Сердца кокеток записных!
    Когда ж хотелось уничтожить
    Ему соперников своих,
    Как он язвительно злословил!
    Какие сети им готовил!
    Но вы, блаженные мужья,
    С ним оставались вы друзья:
    Его ласкал супруг лукавый,
    Фобласа давний ученик,
    И недоверчивый старик,
    И рогоносец величавый,
    Всегда довольный сам собой,
    Своим обедом и женой.

    XIII, XIV

    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    XV

    Бывало, он еще в постеле:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут:
    Там будет бал, там детский праздник.
    Куда ж поскачет мой проказник?
    С кого начнет он? Все равно:
    Везде поспеть немудрено.
    Покамест в утреннем уборе,
    Надев широкий боливар,
    Онегин едет на бульвар
    И там гуляет на просторе,
    Пока недремлющий брегет
    Не прозвонит ему обед.

    XVI

    Уж темно: в санки он садится.
    «Пади, пади!» — раздался крик;
    Морозной пылью серебрится
    Его бобровый воротник.
    К Talon помчался: он уверен,
    Что там уж ждет его Каверин.
    Вошел: и пробка в потолок,
    Вина кометы брызнул ток;
    Пред ним roast-beef окровавленный,
    И трюфли, роскошь юных лет,
    Французской кухни лучший цвет,
    И Ст��асбурга пирог нетленный
    Меж сыром лимбургским живым
    И ананасом золотым.

    XVII

    Еще бокалов жажда просит
    Залить горячий жир котлет,
    Но звон брегета им доносит,
    Что новый начался балет.
    Театра злой законодатель,
    Непостоянный обожатель
    Очаровательных актрис,
    Почетный гражданин кулис,
    Онегин полетел к театру,
    Где каждый, вольностью дыша,
    Готов охлопать entrechat,
    Обшикать Федру, Клеопатру,
    Моину вызвать (для того,
    Чтоб только слышали его).

    XVIII

    Волшебный край! там в стары годы,
    Сатиры смелый властелин,
    Блистал Фонвизин, друг свободы,
    И переимчивый Княжнин;
    Там Озеров невольны дани
    Народных слез, рукоплесканий
    С младой Семеновой делил;
    Там наш Катенин воскресил
    Корнеля гений величавый;
    Там вывел колкий Шаховской
    Своих комедий шумный рой,
    Там и Дидло венчался славой,
    Там, там под сению кулис
    Младые дни мои неслись.

    XIX

    Мои богини! что вы? где вы?
    Внемлите мой печальный глас:
    Все те же ль вы? другие ль девы,
    Сменив, не заменили вас?
    Услышу ль вновь я ваши хоры?
    Узрю ли русской Терпсихоры
    Душой исполненный полет?
    Иль взор унылый не найдет
    Знакомых лиц на сцене скучной,
    И, устремив на чуждый свет
    Разочарованный лорнет,
    Веселья зритель равнодушный,
    Безмолвно буду я зевать
    И о былом воспоминать?

    XX

    Театр уж полон; ложи блещут;
    Партер и кресла — все кипит;
    В райке нетерпеливо плещут,
    И, взвившись, занавес шумит.
    Блистательна, полувоздушна,
    Смычку волшебному послушна,
    Толпою нимф окружена,
    Стоит Истомина; она,
    Одной ногой касаясь пола,
    Другою медленно кружит,
    И вдруг прыжок, и вдруг летит,
    Летит, как пух от уст Эола;
    То стан совьет, то разовьет
    И быстрой ножкой ножку бьет.

    I

    «Куда? Уж эти мне поэты!»
    — Прощай, Онегин, мне пора.
    «Я не держу тебя; но где ты
    Свои проводишь вечера?»
    — У Лариных. — «Вот это чудно.
    Помилуй! и тебе не трудно
    Там каждый вечер убивать?»
    — Нимало. — «Не могу понять.
    Отселе вижу, что такое:
    Во-первых (слушай, прав ли я?),
    Простая, русская семья,
    К гостям усердие большое,
    Варенье, вечный разговор
    Про дождь, про лен, про скотный двор…»

    II

    — Я тут еще беды не вижу.
    «Да скука, вот беда, мой друг».
    — Я модный свет ваш ненавижу;
    Милее мне домашний круг,
    Где я могу… — «Опять эклога!
    Да полно, милый, ради бога.
    Ну что ж? ты едешь: очень жаль.
    Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
    Увидеть мне Филлиду эту,
    Предмет и мыслей, и пера,
    И слез, и рифм et cetera?..
    Представь меня». — Ты шутишь. — «Нету».
    — Я рад. — «Когда же?» — Хоть сейчас.
    Они с охотой примут нас.

    III

    Поедем. —
    Поскакали други,
    Явились; им расточены
    Порой тяжелые услуги
    Гостеприимной старины.
    Обряд известный угощенья:
    Несут на блюдечках варенья,
    На столик ставят вощаной
    Кувшин с брусничною водой.
    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .
    . . . . . . . . . . . . . .

    IV

    Они дорогой самой краткой
    Домой летят во весь опор.
    Теперь подслушаем украдкой
    Героев наших разговор:
    — Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. —
    «Привычка, Ленский». — Но скучаешь
    Ты как-то больше. — «Нет, равно.
    Однако в поле уж темно;
    Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
    Какие глупые места!
    А кстати: Ларина проста,
    Но очень милая старушка;
    Боюсь: брусничная вода
    Мне не наделала б вреда.

    V

    Скажи: которая Татьяна?»
    — Да та, которая, грустна
    И молчалива, как Светлана,
    Вошла и села у окна. —
    «Неужто ты влюблен в меньшую?»
    — А что? — «Я выбрал бы другую,
    Когда б я был, как ты, поэт.
    В чертах у Ольги жизни нет.
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
    Кругла, красна лицом она,
    Как эта глупая луна
    На этом глупом небосклоне».
    Владимир сухо отвечал
    И после во весь путь молчал.

    VI

    Меж тем Онегина явленье
    У Лариных произвело
    На всех большое впечатленье
    И всех соседей развлекло.
    Пошла догадка за догадкой.
    Все стали толковать украдкой,
    Шутить, судить не без греха,
    Татьяне прочить жениха;
    Иные даже утверждали,
    Что свадьба слажена совсем,
    Но остановлена затем,
    Что модных колец не достали.
    О свадьбе Ленского давно
    У них уж было решено.

    VII

    Татьяна слушала с досадой
    Такие сплетни; но тайком
    С неизъяснимою отрадой
    Невольно думала о том;
    И в сердце дума заронилась;
    Пора пришла, она влюбилась.
    Так в землю падшее зерно
    Весны огнем оживлено.
    Давно ее воображенье,
    Сгорая негой и тоской,
    Алкало пищи роковой;
    Давно сердечное томленье
    Теснило ей младую грудь;
    Душа ждала… кого-нибудь,

    VIII

    И дождалась… Открылись очи;
    Она сказала: это он!
    Увы! теперь и дни и ночи,
    И жаркий одинокий сон,
    Все полно им; все деве милой
    Без умолку волшебной силой
    Твердит о нем. Докучны ей
    И звуки ласковых речей,
    И взор заботливой прислуги.
    В уныние погружена,
    Гостей не слушает она
    И проклинает их досуги,
    Их неожиданный приезд
    И продолжительный присест.

    IX

    Теперь с каким она вниманьем
    Читает сладостный роман,
    С каким живым очарованьем
    Пьет обольстительный обман!
    Счастливой силою мечтанья
    Одушевленные созданья,
    Любовник Юлии Вольмар,
    Малек-Адель и де Линар,
    И Вертер, мученик мятежный,
    И бесподобный Грандисон,
    Который нам наводит сон, —
    Все для мечтательницы нежной
    В единый образ облеклись,
    В одном Онегине слились.

    X

    Воображаясь героиной?
    Своих возлюбленных творцов,
    Кларисой, Юлией, Дельфиной,
    Татьяна в тишине лесов
    Одна с опасной книгой бродит,
    Она в ней ищет и находит
    Свой тайный жар, свои мечты,
    Плоды сердечной полноты,
    Вздыхает и, себе присвоя
    Чужой восторг, чужую грусть,
    В забвенье шепчет наизусть
    Письмо для милого героя…
    Но наш герой, кто б ни был он,
    Уж верно был не Грандисон.

    XI

    Свой слог на важный лад настроя,
    Бывало, пламенный творец
    Являл нам своего героя
    Как совершенства образец.
    Он одарял предмет любимый,
    Всегда неправедно гонимый,
    Душой чувствительной, умом
    И привлекательным лицом.
    Питая жар чистейшей страсти,
    Всегда восторженный герой
    Готов был жертвовать собой,
    И при конце последней части
    Всегда наказан был порок,
    Добру достойный был венок.

    XII

    А нынче все умы в тумане,
    Мораль на нас наводит сон,
    Порок любезен — и в романе,
    И там уж торжествует он.
    Британской музы небылицы
    Тревожат сон отроковицы,
    И стал теперь ее кумир
    Или задумчивый Вампир,
    Или Мельмот, бродяга мрачный,
    Иль Вечный жид, или Корсар,
    Или таинственный Сбогар.
    Лорд Байрон прихотью удачной
    Облек в унылый романтизм
    И безнадежный эгоизм.

    XIII

    Друзья мои, что ж толку в этом?
    Быть может, волею небес,
    Я перестану быть поэтом,
    В меня вселится новый бес,
    И, Фебовы презрев угрозы,
    Унижусь до смиренной прозы;
    Тогда роман на старый лад
    Займет веселый мой закат.
    Не муки тайные злодейства
    Я грозно в нем изображу,
    Но просто вам перескажу
    Преданья русского семейства,
    Любви пленительные сны
    Да нравы нашей старины.

    XIV

    Перескажу простые речи
    Отца иль дяди-старика,
    Детей условленные встречи
    У старых лип, у ручейка;
    Несчастной ревности мученья,
    Разлуку, слезы примиренья,
    Поссорю вновь, и наконец
    Я поведу их под венец…
    Я вспомню речи неги страстной,
    Слова тоскующей любви,
    Которые в минувши дни
    У ног любовницы прекрасной
    Мне приходили на язык,
    От коих я теперь отвык.

    XV

    Татьяна, милая Татьяна!
    С тобой теперь я слезы лью;
    Ты в руки модного тирана
    Уж отдала судьбу свою.
    Погибнешь, милая; но прежде
    Ты в ослепительной надежде
    Блаженство темное зовешь,
    Ты негу жизни узнаешь,
    Ты пьешь волшебный яд желаний,
    Тебя преследуют мечты:
    Везде воображаешь ты
    Приюты счастливых свиданий;
    Везде, везде перед тобой
    Твой искуситель роковой.

    Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

    Как это работает:

    • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
    • Нажимаете кнопку «Разобрать».
    • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

    Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *