Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?

Что представляет собой тахограф и на каких автомобилях он должен быть установлен? Тахограф — это специальное устройство, при помощи которого работодатель получает информацию о движении автомобиля (скоростном режиме, интервалах движения и продолжительности остановок, следовании по заданному маршруту и других, не менее значимых характеристиках).

Кто должен ездить с тахографом в 2021 году?

В 2021 году все транспортные средства коммерческого назначения должны быть в обязательном порядке оборудованы тахографами.

Тахограф должен быть установлен на всех транспортных средствах коммерческого назначения, чья масса находится в интервале от 3,5 до 12 т. В данную группу попадают такие категории ТС, как:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-52-02 Москва; 8 (812) 467-30-22 Санкт-Петербург; +7 (800) 301-61-24 Бесплатный звонок для всей России.

  • М2, предназначенные для перевозки пассажиров (количество посадочных мест не менее 8 и массой не более 5т);
  • М3, предназначенные для транспортировки пассажиров (массой более 5т с количеством посадочных мест не менее 8 );
  • N2 — транспортные средства грузового назначения, масса которых колеблется в интервале от 3,5 до 12т;
  • N3 — транспортные средства грузового назначения, имеющие массу свыше 12т.

Отсутствие тахографа в автомобиле коммерческого назначения в 2021 году ведет к наложению штрафа, размер которого определен законодательной базой РФ (КоАП ст. 11.23) и составляет 1000 руб. — 3000 руб. для водителей и 5000 руб. — 10000 руб. для должностных лиц выпустивших на линию автомобиль с нарушением.

Кому можно не устанавливать тахограф?

Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?До 26 июля 2017г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:

  • Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
  • ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
  • Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
  • Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
  • Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
  • Автомобили, используемые в военных целях.
  • Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.

В 2021 году отказаться от установки тахографа могут только владельцы небольших грузовых авто, масса которых не достигает 3,5т (N1). А также легковые авто (M1), количество мест в которых не превышает восьми.

Законодательная база РФ не приводит штрафных санкций на установку тахографа в личных автомобилях. Но следует помнить, что данный прибор облегчает контроль за техническим состоянием авто, а также позволяет оптимизировать режим работы водителя и помогает контролировать скоростной режим.

Можно ли ездить без карты тахографа в личных целях?

Законодательная база РФ обязывает всех собственников, занимающихся коммерческой деятельностью, устанавливать тахографы на транспортных средствах и автобусах, которые попадают под действие соответствующих законов и правил. Многие водители считают, что если ТС используется в личных целях после окончания рабочего дня, то вставлять карту не обязательно.

Эксперты утверждают, что в случае остановки инспектором ГИБДД водитель вряд ли сможет доказать, что поездка совершалась в личных, а не в коммерческих целях. Поэтому сотрудник ДПС в обязательном порядке выпишет штраф за езду без тахографа. Следовательно, передвижение без карты тахографа в 2021 году на транспортных средствах с данным устройством – нецелесообразно.

Наказание за езду без тахографа и карты водителя

Важно понимать, что передвижение без данного устройства грозит определенными шщтрафными санкциями:

НарушениеЛицо, в отношении которого выносится взысканиеСумма штрафа и статья, регламентирующая его размер
Управление ТС с отсутствующим или неисправным оборудованием водитель, должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Блокирование устройства с целью скрыть данные тахографа Водитель должностное лицо 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Фальсификация данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Самовольная модификация аппарата Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Корректировка данных тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Эксплуатация Тс при помощи чуждой карты или наличие собственной просроченной карты для тахографа Водитель, должностное лицо штраф 1000-3000 и 5000-10000р соответственно КоАП 11.23 Ч1
Нарушение режима труда и отдыха Водитель 1000-3000 КоАП 11.23 Ч2
Отсутствие тахографа Юридическое лицо 10000-30000

При этом, наказание будет вынесено не только за отсутствие прибора в кабине транспортного средства, но и за его неисправность, внесение изменений, корректировку данных, нарушение режима работы и отдыха и т.д.

Штраф за езду без тахографа для физических лиц в 2021 году

Эксплуатация транспорта в коммерческих целях предусматривает установку специального оборудования. Отсутствие тахографа, а также просроченная карта или ее отсутствие чревато наложением штрафа как на физическое лицо, так и на ИП. Поскольку представитель ИП — должностное лицо, то размер взыскания для него будет несколько больше, чем для простого водителя:

НарушениеФизическое лицоИП
Отсутствие оборудования 1000-3000 5000-10000
Тахограф в нерабочем состоянии 1000-3000 5000-10000
Нарушен режим работы и отдыха 1000-3000 5000-10000
Отсутствие у водителя активной карты или использование чужой карты при эксплуатации ТС 1000-3000 5000-10000

Штрафные санкции для организации

Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?Следует понимать, что инспектор ГИБДД может вынести наказание не только самому водителю за нарушение правил эксплуатации транспорта без тахографа установленного образца. Размер взыскания составит от 1000 до 3000р. Также наложение штрафных санкций в 2021 году грозит и юридическому лицу, которое не обеспечило установку прибора и выпустило автомобиль на маршрут. Размер взыскания в данном случае колеблется в интервале от 10 000 до 30 000р.

Следует понимать, что пострадать может и должностное лицо, которое ответственно за эксплуатацию данного транспортного средства. Для него размер штрафа составит от 5000 до 10 000р.

Штраф за езду с чужой картой в тахографе

В транспортных средствах, которые используются для международных перевозок или в грузовых автомобилях  нередко присутствуют два водителя. Это позволяет передвигаться без остановки для отдыха и регулярная смена водителей обеспечивает необходимый уровень безопасности грузов и пассажиров.

Каждый водитель обязан при себе иметь собственную карту для тахографа. Ряд транспортных средств оборудован новейшей системой защиты, которая блокирует работу двигателя в результате длительного нахождения за рулем одного человека. При смене водителя необходимо осуществить замену карты тахографа.

Отсутствие собственной карты тахографа или использование чужой при перемещении за рулем ТС в 2021 год грозит частному лицу штрафом в размере от 1000 до 3000р. Для должностного лица размер наказания составит от 5000 до 10000, а для юридического лица штраф составит от 10 000 до 30 000р.

Если просроченная карта в тахографе

Законодательная база РФ регламентирует также наказание за эксплуатацию транспортного средства водителем, обладающим просроченной картой тахографа. В 2021 году размер штрафных санкций идентичен отсутствию карты или использованию чужого документа и составляет:

  • для физического лица от 1000 до 3000р;
  • для должностного — от 5000 до 10000р;
  • для юридического лица от 10 000 до 30 000р.

Размер штрафных санкций имеет определенный коридор между минимальным и максимальным значением. Конкретная сумма будет установлена на месте инспектором. Сумма штрафа зависит от многих факторов. Сотрудник ДПС принимает во внимание как смягчающие обстоятельства, так и отягчающие факторы. При повторном нарушении сумма штрафа за езду с просроченной картой в тахографе будет максимально высокой.

Кто оплачивает штраф за езду без тахографа в 2021 году?

Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?

  • Воспользовавшись услугами банковских или иных коммерческих организаций. Достаточно предоставить квитанцию с указанием реквизитов. В зависимости от условий коммерческой организации оплату можно внести как наличными, так и безналичным способом.
  • Через сервис «Сбербанк онлайн». Единственным условием является наличие реквизитов для оплаты.
  • При наличии личного кабинета на сайте Госуслуги. В 2021г оплатить штраф можно в любом удобном для нарушителя месте.

Единственным условием оплаты штрафа за езду без тахографа является наличие выхода в интернет и доступ к сайту Госуслуг. Каков алгоритм для совершения оплаты? Необходимо выполнить несколько несложных действий, строго соблюдая их последовательность:

Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?

  • Обязательным условием является регистрация на данном сервисе. Чтобы процесс регистрации прошел успешно необходимо выбрать функцию «зарегистрироваться». Она размещена в правом верхнем углу. Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?
  • В открывшейся форме ввести фамилию, имя и номер телефона. Также необходимо указать адрес действующей электронной почты.
  • Следующим шагом станет выбор раздела «Услуги», расположенный в верхнем меню.
  • Затем следует выбрать подраздел «Органы власти » и в нем пункт «МВД РФ»;
  • Пролистав открывшуюся страницу вниз, найти категорию «Штрафы ГИБДД»;
  • После выбора данного раздела открывается страница, на которой необходимо ввести в активное поле номер и серию водительского удостоверения. После загрузки перед пользователем открывается информация, необходимая для оплаты онлайн имеющихся штрафов ГИБДД за эксплуатацию транспортных средств без тахографа, с просроченной или чужой картой и т.д.
Читайте также:  Новый закон об аннулировании техосмотра с 1 марта 2021

Простота навигации по сайту делает работу с сервисом Госуслуги доступной и комфортной для пользователей разных возрастных групп.

Если взыскание выписано на юридическое лицо, то оплата задолженности осуществляется путем перевода с расчетного счета организации на счет, указанный в квитанции. В бухгалтерской отчетности этот перевод отражается в графе «прочие текущие расходы».

Действует ли скидка?

Да, законодательная база РФ предусматривает возможность оплаты в течение первых 20 суток лишь 50% от стоимости выписанного штрафа. Единственное исключение составляет штрафные санкции, назначенные за отсутствие оборудования или за его преднамеренное выведение из строя. В этом случае сэкономить на своевременной оплате не удастся.

Обжалование штрафа за езду без карты тахографа

Водители или должностные лица, получившие штраф за езду без тахографа, могут обжаловать его в ряде случаев. Речь идет о ситуациях, когда прибор пришел в негодность в ходе выполняемого рейса.

Чтобы избежать наказания от сотрудника Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения эксперты рекомендуют сразу после выявления поломки вручную заносить данные о скоростном режиме, а также об остановках и промежутках непрерывного нахождения за рулем каждого из водителей.

Производить записи рекомендовано на обратной стороне бумаги для тахографа. Такое решение позволит избежать взыскания и обеспечит необходимый контроль за передвижением транспортного средства.

Если же инспектор ГИБДД все-таки выносит штраф за езду без тахографа, то в 2021 году его можно обжаловать. В случае наложения взыскания на физическое (водителя) или должностное лицо, обращаться следует к вышестоящему должностному лицу руководителю подразделения ГИБДД (КоАП ст 30.1). Необходимо:

  • Подготовить ходатайство об отмене взыскания.
  • Приложить документы, подтверждающие исправность прибора при выезде на линию.
  • Записи тахографа до момента поломки.
  • Записи режима движения, отдыха и работы после неисправности аппарата (выполненные вручную).
  • Дождаться ответа руководителя ГИБДД. При положительном решение взыскание будет отменено. При отказе следует получить письменный ответ на основании которого оформить заявление в Прокуратуру и приложить вышеуказанный пакет документов.
  • Дождаться ответа от сотрудника Прокуратуры. Срок рассмотрения составляет 30 суток. (ФЗ №59 от 02.05.2006г Статья 12). Если по результатам рассмотрения обращения заявителю будет отказано в обжаловании взыскания, то эксперты советуют запросить письменный отказ. И уже с тем же пакетом документов и письменным ответом из Прокуратуры обращаться в суд.

Прокурору __________ района города __________ (Ф.И.О. прокурора)_____________ от ___________________ проживающего по адресу: ______________________ тел. __________________ (фамилия, имя, отчество, адрес проживания, номер телефона (если

имеется))

  • Заявление в прокуратуру (образец)
  • Прошу провести прокурорскую проверку и защитить мои права по следующим обстоятельствам: ________________ (излагается суть обжалуемого действия или бездействия конкретного лица либо предприятия (учреждения) – подробно описать причину, побудившую обратиться в прокуратуру района с заявлением) ______________________________. _____________________ __________________
  • (подпись заявителя) (дата)

Не лишним станет и помощь квалифицированного юриста. Она позволит грамотно составить заявление на обжалование штрафа за езду без тахографа и подкрепить его выдержками из соответствующих статей законодательства.

Штрафы за эксплуатацию транспортного средства без тахографа или с неисправным оборудованием в разных странах ЕС в 2021 году в Евро:

Именно поэтому водители, специализирующиеся на международных перевозках, тщательно следят за состоянием оборудования, установленного на транспортных средствах.

Важно помнить, что в 2021 году необходимо не только оборудовать транспортное средство тахографом. Но и своевременно проводить поверку прибора. Он должен отвечать определенным параметрам, чтобы полученные данные можно было использовать для контроля за работой водителя:

Только в этом случае можно говорить о том, что показания данного прибора соответствуют действительности и не проводилось никаких попыток внести изменения в модификацию аппарата или откорректировать показания.

Штраф за езду без тахографа в 2021 и 2022 году: физическим, юридическим и должностным лицам | Помощь водителям в 2021 и 2022 году

Могут ли ГИБДД проверять тахограф и какие штрафы 2021?

Тахограф представляет собой специальное устройство, созданное для контролирования информации о транспортном средстве и его характеристиках. К ним относятся скорость движения, заданный маршрут, режим отдыха водителя и другие важные характеристики. Электронный прибор значительно упрощает контроль над состоянием ТС, способствует предотвращению аварий и оптимизации времени нахождения за рулем. В 2021 году тахограф – обязательное устройство для установки во всех автомобилях коммерческого назначения, за отсуствие которого можно получить штраф. Стоит отметить, что выпускаемые в России приборы оснащены специальной функцией топографической защиты.

Кто должен ездить с тахографом в 2021 году?

устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2021 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:

  • М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
  • N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
  • N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.

Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2021 году при езде не требуются:

  • Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
  • Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
  • Строительные автомобили, используемые на объектах.
  • Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
  • Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
  • Автомобили, проходящие испытания.
  • Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
  • Машины военного назначения.
  • Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.

Автомобили личного использования, преимущественно легкового типа, оборудовать тахографом в 2021 году не обязательно. Однако данное устройство значительно упрощает процесс вождения и позволяет контролировать при езде большое количество технических показателей. Так что лишним это не будет точно.

Нормативная база

Кто, где и как имеет право проверять тахограф? — ТС-Технолоджи

Разрешена ли проверка тахографа инспектором ГИБДД по закону? Кто, где и как имеет право проверять самописцы и РТО? Это сейчас острая тема для многих компаний-перевозчиков, да и частных водителей. Одни утверждают, что у уполномоченного лица при осмотре оборудования обязательно должна быть карта контролера, другие убеждены, что Росттранснадзор вообще не имеет никакого отношения к ревизиям.

Различают 2 вида нарушений в этой сфере:

  1. Управление ТС или выпуск автомобиля, предназначенного для грузовых или пассажирских перевозок, на линию без тахографа (часть 1 статьи 11.23 КоАП).
  2. Если закон России предусматривает установку бортового самописца на авто, а он отсутствует или установлен неработающий (неисправный, с признаками стороннего вмешательства в работу устройства, заблокированный и т.д.) прибор, предусмотрены штрафные санкции.

    Исключением являются только случаи, когда прибор контроля скоростного режима и норм режима труда и отдыха вышел из строя после выпуска на линию. Кроме этого, согласно указанному нормативу, штраф налагается и за эксплуатацию с нарушением утвержденных норм (включая блокировку, изменение или фальсификацию записанных данных, модификацию).

    Размер санкций в данном случае составит от 1.000 до 3.000 руб. для граждан и от 5.000 до 10.000 руб. для должностных лиц.

  3. Нарушение правил РТО лицом, управляющим ТС (часть 2 статьи 11.23 КоАП).
  4. Если водитель транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов или пассажиров не соблюдает режим труда и отдыха, он рискует поплатиться за такие действия суммой в размере от 1.000 до 3.000 руб.

    Получается, что часть 1 статьи 11.23 КоАП регламентирует нарушения, связанные непосредственно с бортовым самописцем – фальсификация данных, корректировка, блокировка или вообще отсутствие прибора. А вторая часть этой же статьи регламентирует несоблюдение правил управления ТС водителем.

Важная информация! Карта водителя для цифрового бортового самописца собирает очень много различных нарушений. Во избежание штрафов уполномоченным лицам компаний рекомендуется производить регулярное считывание данных и выполнять профилактику нарушений.

Читайте также:  Новые правила перевозки детей автобусом с октября 2019

Что дает контроль тахографа?

Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:

  1. Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
  2. Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
  3. Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
  4. Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
  5. Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.

Такие проверки позволяют снизить аварийность на дорогах с помощью контроля переработок рабочего времени и мониторинга соблюдения допустимой скорости движения.

Кто имеет право проверять тахографы?

Наличие самописца, а также соответствие прибора утвержденным нормам вправе контролировать сотрудники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ГИБДД (пункт 102 Технического регламента о безопасности колёсных ТС, утвержденный постановлением Правительства России №720 от 10.09.2009 г.).

Проверку тахографа также рекомендуется выполнять уполномоченным сотрудникам предприятия и самим водителям, чтобы заблаговременно обнаружить неполадки, устранить их и избежать возможных штрафов.

Кто, где, когда может останавливать машины для контроля самописца

Мониторинг состояния цифрового контрольного прибора имеют право осуществлять работники ГИБДД и Ространснадзора на трассе, дорогах и спец. предприятиях.

Прежде чем приступить к ревизии сотрудник инспекции должен показать карту контролёра. Если такой документ отсутствует, право на осмотр прибора ему не предоставляется.

После того, как инспектор предъявит соответствующее удостоверение, водитель обязан предоставить доступ к тахографу. Если лицо, управляющее транспортным средством, откажется это сделать, ему грозит взыскание в виде штрафа за административное нарушение.

Когда инспекторы ГИБДД могут осуществить осмотр контрольного устройства?

В законе нет никаких пометок о частоте проверок тахографов, а это означает, что:

  • осмотр ТС может осуществляться как в пункте дорожно-патрульной службы, так и на дороге/трассе;
  • проверки могут производиться как при плановом, так во время внепланового рейда;
  • уполномоченное лицо имеет право провести как поверхностную проверку наличия аппарата, так и полную процедуру осмотра (в данном случае инспектор обязательно должен предъявить карту контролёра).

Более того, проверять соблюдение лицами, управляющими ТС, правила режима труда и отдыха вправе работники и работники Трудовой инспекции. Однако такие проверки осуществляются только на специализированных предприятиях, следовательно, непосредственно водителю не придется с ними контактировать.

Что проверяют в тахографе в первую очередь?

Сотрудник Госавтоинспекции в первую очередь попросит показать документы на авто, чтобы выяснить, нужен ли именно для этой машины самописец.

Если автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован тахографом, то инспектор выясняет:

  • установлен ли прибор;
  • соответствует ли он по типу (ЕСТР и СКЗИ);
  • есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом (выполняется сверка соответствия данных в паспорте и на карточке);
  • состояние бортового самописца (все ли пломбы на месте, нет ли признаков вмешательства в работу и пр.);
  • исправно ли оборудование.

Далее, если у инспектора возникли подозрения, он вправе попросить водителя распечатать данные с тахографа. Распечатка покажет: соблюдается ли РТО и скоростной режим.

Важно понимать, что водитель должен уметь делать распечатку данных с бортового самописца, так как за отказ предоставить данную информацию ему снова-таки грозят штрафные санкции.

Осмотр тахографов с блоком СКЗИ

Работа отечественных самописцев с блоком СКЗИ основывается на системе криптографической защиты информации. В состав таких приборов входят процессор, блок памяти, акселерометр, хронометр и приёмник сигналов со спутников. Питание осуществляется от АКБ. Используются такие тахографы только на территории РФ.

Процедура проверки тахографов инспектором предполагает следующие действия:

  1. Определение расположение прибора в кабине авто.
  2. Подтверждение по серийному № законности использования конкретной модели устройства в РФ.
  3. Проверка наличия карточки водителя.
  4. Выяснение количества доп. функций, установленных на приборе.
  5. Осмотр компонентов оборудования.
  6. Выяснение наличия калибровочной таблицы, в которой указаны сведения о компании, выполняющей плановые калибровки, информация о резине и расчетные данные.
  7. Осуществление диагностики дисплея контрольного прибора и сверка данных о его месторасположении.

Проверка устройств ЕСТР

Тахографы с блоком ЕСТР (с телематическим комплексом) используются на машинах для международных рейсов. Защита собираемой информации выполняется за счет криптографических алгоритмов. Диагностика таких аппаратов выполняется по следующей схеме:

  1. Сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли у водителя личная карточка для управления тахографом.
  2. Далее выясняется наличие расположение пломб (для этого используется калибровочная таблица).
  3. Сверяется дата установки самописца.
  4. Выполняется мониторинг данных об имеющихся отклонениях.
  5. Выясняется, соблюдается ли водителем режим труда и отдыха.
  6. Осуществляется проверка состояния скоростных датчиков.

Важная информация! От контролера зависят сроки замены комплектующих и ремонта электронного контрольного прибора. Произвести диагностику и обслуживание тахографа можно в центрах метрологии и стандартизации.

Когда проводится проверка тахографа, частота обязательных осмотров

Периодичность диагностики не регламентирована на государственном уровне, поэтому у инспекторов ДПС есть полное право запросить доступ к контрольному прибору в любое время. При этом плановая проверка и обслуживание тахографа должны осуществляться не реже, чем 1 раз в 2 года – прил. 3,5 Приказа Минтранса №36 от 13 февраля 2013 года.

Периодичность диагностики зависит от:

  • поправок, вносимых в законодательство РФ;
  • изменения конструктивных особенностей электронного контрольного устройства;
  • смены VIN транспорта или личных данных водителя.

Кроме того, диагностика может проводиться, если: необходимо установить/заменить микропроцессор; пришло время заменить диски либо шины; сменился регистрационный № ТС; возникла необходимость в ремонте/обслуживании криптографического навигационного блока.

Учёт сведений о РТО ведется ежегодно.

Какие нарушения могут быть обнаружены?

Проверяющий может выявить такие несоответствия:

  • отсутствие самого тахографа, а также несоответствие типа прибора для установки на конкретный вид ТС;
  • отсутствие базовых комплектующих;
  • неисправность оборудования. Распространены такие факторы, влияющие на корректность работы прибора, как отсутствие/недостаток подачи электроэнергии, блокировка датчиков скорости, магниты и т.д.;
  • некорректная калибровка;
  • нарушение скоростного режима;
  • несоблюдение РТО.

Санкции за нарушения по эксплуатации электронных приборов учета

Главная задача руководителей предприятия – обучить водителя правильной эксплуатации тахографа.

Если водитель не знает, как распечатать данные или вообще не умеет использовать прибор мониторинга, это грозит всевозможными нарушениями и, соответственно, штрафами.

А несоблюдение правил использования бортовых самописцев приравнивается к управлению транспортом без тахографа. Суммы штрафов прописаны в 1 и 2 частях статьи 11.23. КоАП.

Проверка тахографа инспектором ГИБДД законна. Поэтому, чтобы избежать наказания, руководителям предприятий рекомендуется обучить своих сотрудников навыкам эксплуатации самописцев и своевременно проводить самостоятельную проверку, калибровку и обслуживание оборудования.

Штраф за нарушение режима труда и отдыха (РТО) водителя по тахографу [2021]

В 2021 завершился длительный этап по обеспечению массового контроля за деятельностью перевозчиков. Штраф за нарушение режима труда и отдыха (РТО) водителя по тахографу — это только цветочки.

Ягодки ждут решивших исполнить Постановление №1090 (новая редакция 1/03-21 г.) и Приказ Минтранса №424 (16/10-20 г.).

Вернее, кто обязан соблюдать требования по установке дорогого оборудования на ТС с одновременной организацией работы автопарка без ущерба для бизнеса.

Утешает, что не все так страшно, как представляется. Ажиотаж вокруг Нового Закона многих ввел в заблуждение. Есть хорошая и плохая новость. Первая — существует огромный список транспортных средств, на которых тахограф устанавливать не требуется. Плохая — штрафы распространяются на водителей, которые почти всегда будут крайними.

Примечание: Чтобы ознакомиться с информацией из первых рук, смотрите сведения из прилагаемой Правовой Базы со ссылками на документальный источник: КонсультантПлюс.

Общие понятия

Тахограф — прибор, контролирующий исполнение норм рабочего времени и досуга одного или экипажа водителей с фиксацией временных параметров  местонахождения, скорости движения. Устанавливается в кабине автотранспортного средства.

Тахограф с блоком СКЗИ — контролирующее устройство, выполненное в соответствии с требованиями стандартов РФ. Предназначен для транспортных организаций и ИП, эксплуатирующих ТС в пределах страны.

Тахограф ЕСТР с блоком ISO — считывающее устройство, выполненное по стандартам Европейских производителей, применяемое в Западных странах для внутренних и международных грузо-пассажирских рейсов. Для Российских перевозчиков выезд за рубеж без соответствующего оборудования невозможен.

ЕСТР — Единое Соглашение Европейских стран о правилах контроля и соблюдения Трудового Режима при осуществлении международных грузовых или пассажирских перевозок.

РТО — (юридическая формулировка ТК РФ) Режим труда и отдыха водителей.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

  1. Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
  2. Автобусы, принадлежащие физлицам.
  3. Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
  4. Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
Читайте также:  Как правильно сдать права после лишения? Что, если права потеряли?

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Новые штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха по тахографу ст. 11.23 КоАП РФ

Административное наказание за нарушение требований при использовании контролирующего устройства СКЗИ по указанной статье довольно кратко.

Приведенные в нормативе формулировки следует расшифровать, чтобы понимать за что вас могут оштрафовать.

Согласно новым Правилам в случае установления вины санкциям подвергаются водители, ответственные сотрудники, компания-перевозчик или физлицо-автовладелец.

Штраф: ч. 1 ст. 11.23 КоАП

Взыскание в размере от 3 до 5 т. р. по ч. 1 касается только водителя, управляющего ТС, в котором согласно Российскому законодательству полагается иметь тахограф. Какие нарушения могут повлечь наказание:

  1. Прибор отсутствует.
  2. Или он установлен, но с нарушением требований, предъявляемых в соответствие с нормативами РФ.
  3. Неправильное использование.
  4. Намеренное отключение устройства.
  5. Нет или просрочена карта водителя.
  6. Нарушены пломбы.
  7. Заполнение (правка данных) от руки (например, забыли вынуть карту на ночь, когда отдыхали).
  8. Аппарат не работает, кроме случаев, когда поломка произошла в пути.
  9. В том числе, санкции распространяются на иностранных перевозчиков, если во время рейса они не заполняли каждый день формы с регистрацией времени нахождения за рулем и перерывов.

Список нарушений, касающихся эксплуатации СКЗИ можно расширить. Утешает одно, что по нашим законам за одно и то же правонарушение выписать другой штраф не имеют права. Но следует учитывать, что такое понятие, как «забыл», «выехал — все работало» не примут. Потребуется это доказывать, так как, инспектору доступна информация максимум за 28 дней.

Штраф по ч. 2 ст. 11.23 КоАП

По ч. 2 административные санкции налагаются на ИП, транспортную компанию, ответственных за техническое состояние специалистов. Штраф предусмотрен за отсутствие тахографа, которым по требованию закона РФ должно оснащаться ТС. Такое же наказание предусмотрено за нарушение нормативов установки устройства, контролирующего соблюдение режима труда. Какова сумма взыскания:

  • организация — от 20 000 до 50 000 р.;
  • ИП: 15 000-25 000 р.;
  • должностные лица: 7000-10 000 р.

В судах к штрафным санкциям могут отнестись по-разному. Например, вынести вердикт по 1 виду правонарушения, а возможно, умножат данную сумму на количество эксплуатируемого в этой компании автотранспорта. Тогда размер убытков будет зависеть от величины автопарка.

Штраф по ч. 3 ст. 11.23 КоАП

Если прочитать ч. 3 статьи, невольно возникнет вопрос: это одно или несколько видов нарушений? Штраф налагается в единичном размере или озвучено несколько типов взыскания, включенные в один абзац. Скорее всего делема возложена на судебный орган. За какое правонарушение грозят штрафные санкции:

  1. Несоблюдение рабочего времени водителя и соответственно отдыха.
  2. Нарушение норм РТО в превышении времени управления ТС, не соответствие нормо-часов для перерывов, требуемых нормативами Российского законодательства.

Контроль с возможностью выявления нарушений, причин для штрафных санкций стало больше. Не выявили сегодня, проверят соблюдение режима труда и отдыха за предшествующий месяц. А трудовая инспекция может и за два, больше нельзя — действует срок давности. Прим.: Информация с тахографа должна храниться на предприятии в течение года.

Ответственность в виде штрафа налагается на:

  • водителя — от 1500 до 2000 р.;
  • должностных лиц: 7000-10 000 р.;
  • ИП: 15 000-25 000 р.;
  • юрлицо: 20 000-50 000 р.;

К данной части есть примечание, касающееся организаций, имеющих статус юрлица. Ответственность за предусмотренное правонарушение они несут, если намеренно, а проще говоря, заставили работать подчиненных, нарушая ТК РФ. Причем их вина должна быть доказана по факту.

Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе

Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.

О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090  (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.

Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

О чем водитель должен знать, чтобы избежать штрафа

О модели, технических характеристиках тахографа, контролирующего режим труда и отдыха, находящегося в кабине, нужно знать все. Согласно Приложению 3 Приказа №440, если необходимо оснастить автомобиль, то запрещено пользоваться прибором или выходить в рейс:

  1. На ТС с заблокированным, неработающим, модифицированным, сломанным оборудованием, контролирующим режим труда и отдыха.
  2. Без карты водителя.
  3. Если закончился срок эксплуатации аппарата или блока СКЗИ.
  4. Когда авто оснащено конструкцией неизвестного происхождения.
  5. В случае изменения модификации, предусмотренной производителем.
  6. Так же запрещается: корректировать, уничтожать или фальсифицировать данные, полученные в результате контроля РТО.
  7. Вводить в эксплуатацию модуль, не прошедший испытания на пригодность с занесением результатов в паспорт с оформлением свидетельства о проведении тех. поверки.
  8. Пользоваться модулем, если его регистрационные данные отсутствуют в единой системе измерений на соответствие требуемым стандартам РФ.

Поэтому прежде чем сесть за руль, изучите информацию о приборе, находящемся в кабине для соблюдения времени работы и отдыха. Соответствует ли он требуемым параметрам, можно ли, не рискуя получить штраф, отправляться в рейс. Инструкция на СКЗИ и техническая документация всегда должна находиться в салоне.

Заключение

Новый регламент режима труда и отдыха водителей, согласно Приказу Минтранса №424 (16/10-20 г.), аналогичен стандартам ЕСТР, но имеет отличия.

Как в Европе, так и у нас, часы работы, обязательные перерывы, свободное время рассчитано до минут. Например, управлял автомобилем непрерывно 4,5 часа, остановись.

А если, учитывая Российские просторы, мороз 40°С или участок опасный для стоянки? И таких «если» каждый водитель наберет с десяток.

Но не забывайте, что график работы в определенной транспортной компании может быть локальным (индивидуальным), учитывающим специфику деятельности и климатические условия.

Его утверждают прислушиваясь к мнению представителей от водительского состава, типа профсоюза. Приказ Минтранса №424, с поминутным расписанием режима труда и отдыха, касается только тех, кто укладывается в рамки требований ТК РФ №197-ФЗ ст.103.

Поэтому проверьте свое ТС, возможно, ничего делать не нужно и штраф вам не грозит.

Авторы статьи: Генеральный директор ООО «ЛЕЧУДАРОМ» А.А. Субботин.
Врач-хирург, врач высшей категории, подполковник медицинской службы в отставке А.В. Субботин

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *