ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Обязанность любого законопослушного водителя – остановиться по сигналу автоинспектора. Однако, на дорогах бывает всякое. Порой водители просто не видят, что сотрудник ГИБДД сигнализирует им об остановке. Или опасаются за свою жизнь, если ситуация возникает в безлюдном месте на неосвещенном участке трассы.

За не остановку по требованию госавтоинспектора грозит штраф, а при попытке скрыться от погони ДПС – арест или обязательные работы. Однако, санкций можно избежать. И в статье мы расскажем, в каких случаях это возможно, а в каких нет, а также как общаться с догнавшими вас полицейскими.

Статья будет полезна как начинающим, так и опытным водителям.

Что грозит в 2021 году, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД?

Невыполнение законного требования госавтоинспектора влечёт за собой одно из наказаний в рамках КоАП РФ. Каким оно будет? Это зависит от характерных особенностей нарушения, а также поведения самого водителя.

Если вы не остановились после взмаха жезлом инспектора ДПС, то в 2021 году вам грозит:

  • Штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП, но здесь есть вероятность отделаться устным предупреждением от полицейского.
  • Штраф в сумме от 2 000 до 4 000 рублей, либо арест до 15 суток, либо обязательные работы сроком до 120 часов – в данном случае уже по ч. 2 ст. 19.3 КоАП РФ.

Вместе с тем водитель сильно рискует получить и дополнительное наказание. Например, за езду в пьяном виде, за отсутствие полиса ОСАГО или за управление автомобилем будучи лишенным прав. Но это скорее частности.

О том, от чего зависит то или иное наказание, если вы проигнорировали требование ДПС остановиться – мы подробно расскажем ниже.

Если не заметил случайно?

Первая ситуация, в которой может оказаться даже самый опытный водитель – банально не заметил жеста инспектора ГИБДД. Причин этому может быть несколько. Например, вы отвлеклись на помеху справа или не заметили инспектора ДПС в потоке грузовых машин.

При этом, пункт 6.11 ПДД предписывает полицейским останавливать автомобили с помощью жезла, диска с красным световозвращателем, через громкоговоритель, наконец – рукой. То есть, если вам махали жезлом в кромешной тьме, то вы вряд ли заметили бы инспектора ДПС, а значит сделали это ненамеренно, не по злому умыслу.

В пользу водителя есть замечательная статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности – суть её в том, что любые неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя. А сомнения – это то, что вы якобы намеренно проигнорировали требование сотрудника ДПС остановиться. Доказать данный факт попросту нереально. Поэтому на практике возможно следующее:

  1. Вы случайно не заметили, что автоинспектор указал вам остановиться.
  2. Экипаж ДПС начал преследование.
  3. Вы заметили погоню и сразу остановились (по крайней мере обязаны).
  4. На вопрос инспектора о причине неповиновения законному требованию вы честно указываете причину, что не заметили сигналов в вашу сторону об остановке или не увидели самого сотрудника ГИБДД на дороге.

Скорее всего, вас накажут по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф 500-800 рублей. Но есть шанс избежать ответственности и отделаться предупреждением. Что для этого нужно?

На практике сильно помогает запись видеорегистратора. Предложите сотруднику ГИБДД вместе с вами её посмотреть. Конечно, в том случае, если вы действительно не заметили экипаж ДПС, а не просто проехали мимо в надежде, что за вами никто не погонится.

Например, если не увидели автоинспектора из-за припаркованных на дороге автомобилей (что будет видно в записи). Или указать, что на улице ночь, на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, а в его руках отсутствовал светящийся жезл.

Наконец, предложите инспектору посмотреть весь ваш путь от дома/работы до места, где вас пытались остановить, а вы проехали.

Всё это смягчающие обстоятельства в пользу водителя. И если у инспекторов будет хорошее настроение, а вы всем видом покажете, что действительно не заметили требований об остановке случайно – то есть шанс вообще избежать штрафа по 12.25.2 Кодекса, а отделаться предупреждением. Но нет гарантий, что снисхождение будет на практике, в отдельно взятом случае.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Если я проехал, а полицейские не начали погоню

Вторая ситуация, когда вас пытались остановить, но вы не подчинились. При этом сзади вы не слышите воя сирены и не видите сигналов проблесковых маячков – погони за вами нет.

Означает ли это, что вам повезло и сотрудникам ГИБДД попросту не до вас? Вовсе нет! Пытавшийся остановить вас инспектор мог вполне передать ориентировку вашего автомобиля в дежурную часть. Или связаться по рации с другим экипажем ДПС. В таком случае вас могут начать разыскивать, а при удобном случае задержать. И тогда выпишут штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП.

Еще одна ситуация, когда погони может и не быть – когда вас пытались остановить где-нибудь на трассе отнюдь не полицейские. А, например, грабители или мошенники. Их целью является вымогание денег у доверчивых водителей, или, что еще хуже – но здесь даже не будем развивать тему.

Если идёт погоня, а водитель не останавливается

На практике экипаж ДПС обычно пускается в погоню. Поскольку за рулём автомобиля может оказаться угонщик, злостный должник или водитель, которого ранее лишили водительских прав. И законная обязанность инспекторов ГИБДД – вычислять таких нарушителей и ловить их на дороге.

За мотоциклами обычно в погоню не едут, поскольку шансов догнать скоростной байк на полицейской машине не так уж много. Зато рисков спровоцировать ДТП с участием мотоцикла – хоть отбавляй.

Если за вами началась погоня, а вы и не думаете остановиться – это уже квалифицируется как неповиновение законному требованию сотрудников полиции (в нашем случае – ДПС).

За уход от погони, если вас поймают, грозит ответственность по ч. 2 ст. 19.3 КоАП:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей;
  • арест до 15 суток;
  • обязательные работы от 40 до 120 часов.

Обращаем ваше внимание, что в феврале 2021 года в статью 19.3 Кодекса были внесены изменения. Раньше штраф составлял от 500 до 1 000 рублей, а в 2021 году он гораздо выше.

Более того, сотрудники ДПС имеют право стрелять по колёсам, блокировать проезд грузовым автотранспортом и применять к нарушителям физическую силу. То есть возникает риск нанесения ущерба автомобилю. При этом, компенсировать его водителю никто не будет. Ведь нарушителем по сути является он сам, а задержание ТС – это вынужденная мера со стороны полицейских.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Если удалось скрыться от инспекторов ДПС

Обольщаться не стоит.

  1. Во-первых, даже если госавтоинспекторы вас не догнали, они могли передать сведения о вашем автомобиле в МРЭО ГИБДД, а значит начнётся розыск.
  2. Во-вторых, чтобы избежать административной ответственности вам придётся целых 3 месяца скрываться от полиции (ниже расскажем почему). То есть не ездить на автомобиле или выбирать «безопасный» маршрут.

Таким образом, гарантии, что вас всё же не привлекут к ответственности за неподчинение требованиям сотрудников ДПС выполнить остановку – отсутствуют.

Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?

Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:

  • Эвакуируют – если машина брошена прямо на дороге, под знаком 3.28 «Стоянка запрещена» или просто в месте, где автомобиль мешает проезду другого транспорта.
  • Не тронут – если вы оставили ТС где-нибудь на обочине, в кювете или в иных местах, где машина никому не мешает. В таком случае сотрудники ДПС подождут, пока вы вернётесь, и, если этого не произойдет – уедут. Дел у них, в принципе, хватает.

Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Какие действия полицейских незаконны?

В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.

Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:

  1. Задержание и доставка в изолятор – данное действие абсолютно незаконно. Даже если вам и грозит ответственность по ст. 19.3 КоАП, то решение об аресте праве вынести только судья. Даже начальники ГИБДД такими полномочиями не обладают.
  2. Осмотр автомобиля – законное действие, при условии, что у сотрудников ГИБДД есть основания предполагать, что вы, к примеру – перевозите не тот груз, поступила ориентировка о незаконном использовании автомобиля или нужно проверить тонировку. И всё это на фоне того, что вы пытались скрыться.
  3. Досмотр – тоже законное действие, но при условии, что у госавтоинспектора имеются веские основания обследовать вашу машину. Например, что в ходе досмотра в автомобиле будут обнаружены орудия совершения либо предметы административного правонарушения (та же тонировка или шторки на окнах). Если инспектор хочет досмотреть автомобиль, но отсутствуют двое понятых и не ведётся видеозапись – это тоже незаконно.
  4. Освидетельствование на опьянение – в принципе законно, если сотрудник ГИБДД обнаружит хотя бы один клинический признак опьянения (тот же запах алкоголя). Если настаивают сдать экспресс-тест на дороге – это незаконно и можно смело отказываться. При этом вас всё равно могут отвезти в клинику для сдачи анализов на алкогольное или наркотическое опьянение.
  5. Избиение водителя – абсолютно незаконные действия полицейских, содержащие признаки уголовной ответственности. Но, к примеру, вас могут силой вытащить из машины, если вы долго уезжали от ДПС и не подчиняетесь их требованиям выйти. На особо буйных водителей надевают наручники.
Читайте также:  Выехал за стоп-линию на зелёный и загорелся красный — что делать?

Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

В какие сроки могут привлечь к ответственности?

Срок возбуждения дел об административных правонарушениях различаются. Но это тот период, в течение которого ГИБДД или суд должны вынести постановление с одним из видов наказания.

Итак, если вы скрылись от ДПС, конкретные сроки привлечения к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ будут следующими:

  • 2 месяца – если вы уехали, но после погони вам выписали протокол со штрафом 500-800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 Кодекса. Собственно, с момента вручения вам копии постановления начинается срок оплаты штрафа. Единственная возможность избежать наказания – обжаловать постановление высшему начальству ГИБДД или в суд.
  • 3 месяца – если вам вменяют неподчинение требованиям сотрудников ГИБДД по ст. 19.3.2 КоАП, где предусмотрены штраф, арест или обязательные работы. Решение выносит мировой или районный суд. И если в указанные 3 месяца вы не получили постановление суда об административном правонарушении – дело в отношении вас попросту прекратят. После этого никакие наказания за неподчинение полиции вам грозить не будут.

Некоторые водители максимально оттягивают сроки, не появляясь на глазах полицейских. Или намеренно затягивают с получением писем от ГИБДД и суда. Иногда это может сработать, и административная ответственность «сгорит».

Что будет, если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

Если водитель сознательно не остановился по требованию инспектора ГИБДД, то это серьезное нарушение. Но что если он просто не заметил взмаха жезлом, стоит ли рассчитывать на снисхождение?

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит? ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Виталий Аньков / РИА Новости

Взмах жезлом или рукой — не единственный знак, который инспектор может подать водителю, чтобы тот остановился. Согласно ПДД, можно использовать также специальный диск с красным световозвращателем, громкоговорящее устройство, специальные световые или звуковые сигналы, пишет aif.ru.

Невыполнение законного требования сотрудника ГИБДД — повод для административного наказания. Штраф составляет от 500 до 800 рублей.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Как изменится жизнь автомобилистов этой осенью

Как правило, несоблюдение требования остановки влечет за собой погоню. Нарушитель вполне может оказаться угонщиком или преступником, поэтому не стоит рассчитывать на то, что инспектору окажется не до вас. Автомобиль могут заблокировать и даже применить табельное оружие, с учетом опасности ситуации.

Поэтому если вы заметили за собой погоню с включенными спецсигналами, нужно остановиться, а не пытаться скрыться.

Штраф в данном случае не гарантирован. В статье 1.5 КоАП говорится, что «Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица».

Если водитель остановился сразу, как только заметил погоню, и вежливо объяснил, что не заметил знака инспектора, то все может обойтись предупреждением. Доказать, что он уехал намеренно, практически невозможно. Максимум, его ждет более доскональная проверка и медосвидетельствование.

Но если водитель не останавливается во время погони, возникает риск получить наказание по статье 19.3 КоАП «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Это не только штраф, но и арест на 15 суток. Решение инспектора можно обжаловать, но в судебном порядке, а это уже совсем другая история.

Штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД

С каждым годом правила дорожного движения все больше ужесточаются, так как стремительно растет число ДТП на дорогах. Поэтому за действия, которые еще вчера вроде бы были безобидными, сегодня может полагаться штраф.

Например, такое наказание предусмотрено за не остановку по требованию инспектора. Это серьезный проступок, особенно если нарушитель был пойман после погони. Правонарушение регламентируется Административным кодексом РФ.

Основания для остановки транспортных средств

Каждого водителя хотя бы один раз за весь его опыт вождения останавливал инспектор ГИБДД. Происходит это, как правило, для проверки документов или в рамках поисковой операции. Неподчинение сигналам должностного лица влечет за собой наказание, поэтому не каждый решится его игнорировать. Сигнал подается жестом или при помощи громкоговорителя, с указанием места для парковки.

Основными причинами для остановки являются:

  • ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?Нарушение одного или сразу нескольких положений ПДД.
  • Зрительно заметные технические несоответствия требованиям безопасности на дороге.
  • Наличие ориентировок или информации от дежурного о ДТП, свидетельствующих о причастности водителя к происшествию.
  • Необходимость проведения опроса об определенных обстоятельствах (административное или уголовное преступление).
  • Необходимость привлечения одного или нескольких лиц из машины как понятых при обыске постороннего транспорта.
  • В рамках проведения распорядительно-регулировочных действий.
  • Необходимость использования автомобиля для исполнения служебных обязанностей (поимка преступника полицией).
  • Привлечение водителя для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.
  • Проверка наличия бумаг на авто или груза, накладных на него.

Проведение сверки документов допустимо только в рамках стационарных постов ДПС. Но часто это делают и в других местах, при этом ссылаясь на ориентировки или объявленные мероприятия по поимке преступника, который перемещается на автомобиле, похожем по цвету, марке или модели.

Ответственность за неподчинение

Важно знать! Когда сотрудник ГИБДД подает сигнал об остановке, водитель обязан подчиниться. В противном случае его ждут неприятные последствия.

Одним из вариантов является игнорирование ситуации. Такое часто происходит с мототранспортом, что породило миф, что преследовать их запрещено законодательно.

На самом деле, это опасно в первую очередь для водителя мотоцикла, так как высока вероятность ДТП с тяжелыми травмами. Но такое бывает не всегда.

Самыми распространенными последствиями игнорирования указаний инспектора являются следующие ситуации.

ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?

Составление протокола и штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора составляет на сегодняшний день от 500 до 800 руб. Невыполнение предусмотренных действий в случае подачи сигнала должностным лицом фиксируется, и все данные передаются дежурному. Квитанцию водитель может получить в конце месяца или будет задержан вызванным нарядом.

Дополнительные штрафные санкции

Внимание!  Если началась погоня, то высока вероятность, что штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС будет больше 800 рублей, предусмотренных в 2019 году.

Неповиновение государственной автомобильной инспекции влечет за собой административную ответственность. Дополнительно сотрудник имеет право составить протоколы на все неправомерные действия со стороны водителя. Чаще всего таковыми являются:

  • Вождение в нетрезвом состоянии.
  • Попытка скрыться с места ДТП.
  • Езда на высокой скорости.
  • Проезд на красный свет светофора.
  • Нарушение правил пересечение ж/д переезда.

Бывают и другие ситуации, за которые предусмотрен штраф, поэтому не остановка по требованию инспектора ДПС может обойтись очень дорого. Незнание законодательной базы не освобождает от ответственности, водителям рекомендуется ознакомиться с действующими нормативами, относительно наказаний.

Часто возникает вопрос, что грозит водителю, не остановившемуся по требованию сотрудника ГИБДД в 2019 году, и скрывшемуся с места происшествия, кроме счетов, которые нужно оплатить? Административная ответственность в виде ареста на 15 суток или принудительные работы по времени равные этому сроку.

Как производится принудительная остановка

Самым распространённым вариантом является фиксация номера и ситуации, и передача сведений дежурному или наряду. Если есть подозрение, что водитель нетрезв или скрывается с места аварии (имеются видимые повреждения на ТС), то составляется ориентировка. Наряд может преследовать нарушителя и принудительно его остановить.

Делается это на служебном автомобиле, с включенными световыми и звуковыми сигналами, с объявлением о необходимости совершить те или иные действия по громкоговорителю. Принудительная остановка осуществляется с использованием следующих средств:

  • С задействованием огнестрельного оружие (сотрудники инспекции чаще всего стреляют только по колесам, не желая причинить вред водителю).
  • С размещением на дороге крупногабаритного грузового транспорта.
  • Перекрытие дороги поперек служебным автомобилем с включенными световыми сигналами.
  • С установкой на трассе лица, регулирующего движения или светофора (за проезд на красный свет в этом случае также предусмотрен штраф).
  • С использованием средств, провоцирующих принудительную остановку (шипы на дороге, ограничители проезда и другое).
Читайте также:  90 дней на регистрацию машины с мая 2020 – правда или нет?

Наказание за неостановку по требованию сотрудника ДПС не полагается, если водитель не заметил сигнала, из-за трудного маневра или вероятности создания аварийной обстановки на дороге, при перестраивании. Тут умысла нет, поэтому такие «нарушители» редко получают квитанции. В остальных случаях без последствий из ситуации не выйти.

В каких случаях останавливаться не надо?

Останавливаться по требованию сотрудника ДПС необходимо всегда, но бывают случаи, когда делать это опасно для жизни или здоровья. Поэтому каждый водитель должен знать, когда он имеет полное право проигнорировать любые сигналы. Таких ситуаций бывает не много.

  1. ГИБДД увидел, но не остановил при нарушении – чем грозит?Требование об остановке выполнено не инспектором, а человеком в жилетке или обычной одежде, но с жезлом. Полная форма и наличие спецавтомобиля является обязательным условием для должностного лица, чтобы останавливать проезжающие машины.
  2. Сигнал подал человек на малоосвещённом участке дороге, поэтому визуально убедиться, что это сотрудник ГИБДД, не представлялось возможным. Если автомобиля с проблесковыми маячками не было, делать это и вовсе не нужно.
  3. Физически невозможно остановиться в указанном месте инспектором. Это представляет угрозу для других участников дорожного движения.
  4. Сигнал был обращен не к конкретному автомобилю или сотрудник не указал место, где остановится, а только поднял жезл и опустил его.
  5. На должностном лице отсутствовала форма, или вместо жезла он использовал не подходящие предметы. В этом случае если пост не стационарный, всегда есть сомнения относительно целесообразности остановки.

Совет! На дорогах часто орудуют мошенники, притворяясь сотрудниками ГИБДД, поэтому в ночное время останавливаться просто опасно, если нет полной уверенности, что это действительно работает служба ДПС. Они обычно не догоняют нарушителей, и штраф за проезд без остановки водителю не приходит.

Можно ли оспорить штраф

Штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС небольшой, но не все хотят его платить, если он был выписан незаконно. Если есть уверенность в своей правоте, то его можно обжаловать в вышестоящих инстанциях. Порядок действий:

  1. В первую очередь обратиться к начальнику регионального отделения, выразив свое несогласие в письменной форме. Он обязан проверить законность действия своих сотрудников.
  2. С полученным ответом обратиться в вышестоящее ведомство, приложить доказательства своей правоты, аргументировать позицию.
  3. При отказе в разбирательстве обратиться в судебную инстанцию, предоставив все ответы от государственных органов.

Доказательствами в неправомерности постановления является запись регистратора или сведения свидетелей. Они должны быть в письменной форме, а сами люди готовы прийти в суд для дачи показаний устно. В этом случае высока вероятность получения положительного решения в суде.

За не остановку по требованию инспектора ГИБДД предусмотрены штрафные санкции. Чаще всего игнорирует сигнал водитель в нетрезвом состоянии или скрывающийся с места аварии. Поэтому наряд может преследовать нарушителя, и в этом случае административная ответственность будет на порядок суровее.

Инспектор снял нарушение на видео: сдаваться или бежать?

Инспектор ДПС, являясь исполнительной властью российского законодательства, имеет право на остановку транспортного средства, проверку документов и вынесение наказаний, за рядом исключений. Отказ от остановки по требованию сотрудника чреват санкциями. Что делать водителю, если полицейский зафиксировал его нарушение, но не остановил автомобиль?

Должен ли сотрудник останавливать нарушителя?

Обязанности инспекторов ГИБДД включают пресечение и рассмотрение правонарушений. Следовательно, при выявлении нарушения сотрудник обязан немедленно остановить его и либо вынести наказание в виду предупреждения или штрафа, либо направить дело в суд, если санкция предусматривает лишение водительского удостоверения, арест или иные меры ответственности.

При этом ПДД требует от водителя исполнения законных требований сотрудника ГИБДД.

Может ли инспектор вести видеосъёмку?

Сотруднику не запрещено вести съёмку даже на любительскую аппаратуру – собственную камеру или смартфон. Нарушение, зафиксированное подобным образом, считается полноценным доказательством.

Водитель нарушил ПДД, но не остановился по требованию

Игнорирование требования сотрудника ГИБДД остановиться может спровоцировать погоню. Вероятность такого решения зависит от ряда обстоятельств:

  • Инспектор обнаружил нарушение, дал знак остановиться, но водитель его проигнорировал;
  • Сотрудник, стоящий на дороге без служебного автомобиля, может подключить других инспекторов, патрулирующих на машине, по средствам связи;
  • Патрульный автомобиль, подавший требование об остановке через громкоговоритель, может продолжить преследование.

Отказ от остановки по законному требованию чреват небольшим наказанием – штрафом от 500 о 800 рублей. Дополнительных санкций в виде задержания водителя или эвакуации автомобиля на штрафстоянку не подразумевается.

Перечисленные процедуры могут быть применены при сопутствующих нарушениях. Водителя могут доставить в отделение при отсутствии у него документов, удостоверяющих личность. К физической силе прибегают, если автомобилист не исполняет законные требования инспектора.

Стрельба при погоне

Сотрудники ГИБДД могут применять табельное оружие для остановки преследуемого транспортного средства. Для этого должен соблюдаться ряд условий:

  • Неоднократная подача требования об остановке до выстрела;
  • Стрелять можно только в автомобиль, но не в водителя или пассажиров;
  • Действия водителя представляют угрозу жизни или здоровью окружающих;
  • Действие происходит не на участке дороги с ограниченной видимостью, не в горной местности, не в туннеле, эстакаде, на мосту, ж/д переезде или путепроводе;
  • Преследуемый едет не на мотоцикле, скутере, автобусе, мопеде.

Закон также не запрещает использовать специальные средства для остановки автолюбителя.

Водитель не заметил требование об остановке

Автомобилист в любом случае будет привлечён по статье КоАП РФ за невыполнение требований полиции. Водителю нужно будет доказать, что он действительно не заметил требование об остановке по объективным причинам. Помочь в этом может видеорегистратор или свидетели, однако их показания могут не принять во внимание из-за возможной заинтересованности.

Объективными причинами, по которым водитель мог не заметить требование об остановке, могут быть нарушения предписаний регламентом сотруднику ГИБДД:

  • Требования остановки автомобиля должны быть понятными;
  • Инспектор может подавать сигналы рукой или при помощи громкоговорящего устройства, не обязательно жезлом;
  • В тёмное время суток должны использоваться световые сигналы, но только при наличии возможности;
  • Сотрудник должен быть в форме и с нагрудным знаком.

Водитель нарушил ПДД, но инспектор не остановил его

Причин такого поведения сотрудника может быть несколько:

  • Инспектор увидел правонарушение, но не остановил водителя, поскольку ему было лень. Следовательно, нарушение со стороны сотрудника;
  • Инспектор занимался более грубым нарушением ПДД другим водителем;
  • Инспектор не заметил нарушения ввиду большого расстояния или иных причин.

Водитель не доехал до ГИБДД и свернул с дороги

Вероятность несения наказания не отменяется, поскольку водитель нарушил ПДД, но риск привлечения к ответственности минимален ввиду нескольких нюансов:

  • Вероятность того, что сотрудник ГИБДД поедет за водителем, низкая, если нарушение не было грубым или не произошло ДТП;
  • Привлечь за невыполнение требования об остановке не смогут, поскольку требование не может быть предъявлено в отношении водителя, не доехавшего до инспектора ГИБДД.

Могут ли прислать штраф по почте при наличии видеозаписи правонарушения?

Инспектор ДПС, несущий дорожную службу с камерой в руках, остаётся полноправным сотрудником. В таком случае камера не является средством автофиксации, а видео, полученное с её помощью, не делает собственника автомобиля автоматически виновным.

Штрафы с камер высылаются только собственникам транспортных средств вне зависимости от степени их вины, о чём говорится в Примечании к статье 1.5 КоАП. Если за рулём находилось третье лицо, наказание всё равно понесёт владелец автомобиля. Ввиду этого вполне вероятной может быть ситуация, когда инспектор, зафиксировавший нарушение, пришлёт штраф по почте.

При этом камера, находящаяся в руках ГИБДД, не является специальным техническим средством для автофиксации нарушений. Поэтому применяется общее правило презумпции невиновности: инспектор должен не только снять видео, но и установить личность водителя.

Письмо по такому нарушению может прийти, но содержать оно будет не штраф, а вызов в полицию для дачи показаний.

Приглашение высылается только после возбуждения административного расследования по факту нарушения, за которое не остановили водителя.

Копия определения обязательно вручается водителю – без неё допрос незаконен. Инспекторы, как правило, опираются на то, что автомобилист признается в нарушении.

В каких случаях инспектор дпс вправе останавливать транспортное средство?

Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).

Право остановки автомобиля сотрудником ГИБДД

Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):

  • 1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • 2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
  • 3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
  • 4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
  • 5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
  • 6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
  • 7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
Читайте также:  Не включил поворотник – можно ли стать виновным в ДТП?

Такие права предоставляются только специально уполномоченным сотрудникам полиции — сотрудникам ГИБДД (ГАИ) в пределах зоны их ответственности (ч. 2 ст. 13 Закона N 3-ФЗ; п. п.

3, 4 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185).

В отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.

Основания для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185):

  1. 1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. 2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
  3. 3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
  4. 4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. 5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. 6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. 7) необходимость использования транспортного средства;
  8. 8) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. 9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  10. 10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
  11. ПО ГУ МВД России по Челябинской области

Неисправный автомобиль: что грозит водителю и как накажут — новости Право.ру

Многие водители не замечают мелкие неполадки в автомобиле и продолжают ездить на нем, хотя это запрещено ПДД. По причине их невнимательности и безответственности растет число аварий из-за технических неисправностей.

Это подтверждает статистика Госавтоинспекции. Если в 2018 году произошло 6221 таких ДТП, в 2019 году – 6734, то в 2020 году – уже 7658. При этом наказание за поломку зависит от ее вида.

За некоторые инспектор выпишет штраф, а за другие суд лишит автомобилиста прав. 

Что такое запрет движения авто

Если полицейский запретит движение, то отправит машину на штрафстоянку. Тогда автомобилист должен забрать ее оттуда и довезти до ремонта на эвакуаторе. Только после устранения неполадок он сможет управлять автомобилем (ст. 27.13 КоАП «Задержание машины»). 

Так, водитель Руслан Литвинов* ехал по городу Кирово-Чепецк, когда его остановил инспектор ГИБДД. Полицейский обратил внимание, что на авто Литвинова не было переднего бампера и фар.

Кроме того, в машине стоял двигатель от другой модели. Инспектор выписал Литвинову штраф 500 руб. по ч. 1 ст. 12.

5 КоАП «Управление автомобилем при наличии неисправностей» и запретил ему ездить дальше на авто в таком состоянии. 

Литвинов не согласился с наказанием и подал жалобу в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Он настаивал, что полицейский не является техническим инспектором и не ставит транспортное средство на учет. Поэтому он не имел права проверять машину.

К тому же Литвинов выехал из дома на исправном авто, а передний бампер и фара отвалились во время движения, и водитель как раз проезжал мимо полицейского в СТО.

Автоштрафы Тонировка автомобиля: какая разрешена и как штрафуют

Судья Евгения Коровацкая опросила полицейского. Он отметил, что несколько раз делал замечания Литвинову за неисправный автомобиль. В этот раз водитель без фар создавал опасную дорожную ситуацию, рискуя жизнью окружающих. По этой причине он запретил движение Литвинову и выписал штраф.

Суд оставил наказание для Литвинова в силе. Автомобилист не может продолжать движение на машине без фар согласно п. 2.3.1 ПДД «Общие обязанности водителей». Но водитель пренебрег этой обязанностью. К тому же нарушение ПДД подтверждается протоколом, объяснениями водителя, фототаблицей и видеоматериалом. В вышестоящие суды с жалобой водитель не обращался (дело №12-209/2019). 

Когда авто нельзя эксплуатировать

В отличие от движения при эксплуатации водитель использует полезные свойства машины для своих целей. Например, таксист перевозит пассажиров, водитель грузовика – товары для различных компаний, а работник на снегоуборочной машине убирает последствия метелей.

Список неисправностей, при которых водителю запрещено эксплуатировать авто, указан в специальном перечне из ПДД. Он довольно объемный.

В частности, к таким неполадкам относятся установка приборов, которые мешают обзору водителя, отсутствие звукового сигнала, загрязненные фары, тонировка и др.

Пока водитель не устранит неисправность, инспектор ГИБДД запретит использование авто. В некоторых случаях он разрешит автомобилисту самостоятельно доехать до СТО или автомагазина, например, при отсутствии знака «Начинающий водитель». 

Так, в апреле 2020 года водитель Андрей Петров* ехал на машине с каркасными сетками на боковых стеклах. Это заметил инспектор и остановил его. Полицейский решил, что каркасные сетки мешают обзору автомобилиста, снял это нарушение на видео. Сотрудник ГИБДД запретил эксплуатацию машины и выписал Петрову штраф 500 руб. по ч. 1 ст.12.5 КоАП. 

Водитель со штрафом не согласился и подал жалобу в Благовещенский городской суд Амурской области. Он говорил, что при управлении каркасные сетки не использовал. К тому же точно установить, что инспектор снимал именно его автомобиль на видео, невозможно.

Судья Татьяна Коршунова оставила штраф автомобилисту в силе. Ведь рапорт, объяснения полицейского и видеозапись подтверждают, что заявитель жалобы ехал с каркасными сетками. К тому же на видео заметно, что водитель не отрицал наличие на стеклах сеток и фактически признал вину в нарушении ПДД. Петров согласился с судебным решением и не обжаловал его (дело №12-720/2020). 

Эксперты рассказали о спорных ситуациях при неисправностях в авто

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что главная проблема из-за неисправности авто – это запрет движения на нем и вызов эвакуатора.

При этом некоторые неполадки критичны для безопасности движения: если водитель управляет машиной с неисправной тормозной системой или рулевым управлением. Тогда сотрудник ГИБДД законно составит протокол и задержит автомобиль.

При других поломках, возникших в пути, водитель может избежать неприятностей и штрафа. Для этого ему нужно убедить инспектора, что машину отремонтируют в первом по дороге СТО.

Юрист Европейской юридической службы Дмитрий Беседин обращает внимание на тонировку передних стекол авто. Это неисправность, при которой запрещена эксплуатация машины. К спорной ситуации в этом случае относятся составление протоколов на водителей прибором, срок поверки которого уже истек. «Такие недостатки являются существенными и влекут отмену штрафов в суде», – добавляет эксперт.

Рубрика «Вопрос–ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что сотрудник ГИБДД прав. Уважительная причина неисправности автомобиля не имеет никакого значения. Неработающие в установленном режиме внешние световые приборы относятся к неполадкам, при которых эксплуатировать авто запрещено. Поэтому полицейский правильно выписал штраф по ч. 1 ст. 12.5 КоАП. 

Адвокат и автоюрист Сергей Радько поясняет, что у авто нет задней части, значит, у него нет задних световых приборов (стоп-сигналов, поворотников и др.) и штатных мест для крепления номеров. Это относится к перечню неполадок, когда на машине ездить нельзя. Поэтому лучше накопить денег на эвакуатор или перевезти авто на жесткой сцепке.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что действия сотрудника ГИБДД правомерны. Отсутствие грязезащитных фартуков и брызговиков – неисправность, из-за которой запрещается эксплуатировать авто.

Это влечет за собой назначение штрафа по ч. 1 ст. 12.5 КоАП.

Но если брызговик отвалился в пути и его нельзя было установить, то автомобилист вправе уехать для ремонта машины с соблюдением всех мер безопасности. 

* Имя и фамилия изменены редакцией.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *