Новый закон о техосмотре 2018 в вопросах и ответах

Новый закон, отменяющий обязанность автомобилистов проходить техосмотр для получения обязательной автостраховки, вступит в силу в августе 2021 года. Теперь владельцы транспортных средств не могут разобраться, кому необходимо, а кому не обязательно проходить очередной технический осмотр, и будут ли взыматься штрафы за его отсутствие.

Новый закон о техосмотре 2018 в вопросах и ответах

С 22 августа 2021 года начали действовать поправки Банка России, которые позволяют оформлять полис ОСАГО без предъявления диагностической карты техосмотра.

Подобная практика существовала в России на протяжении почти десяти лет, и являлась единственным поводом проходить техосмотр (или покупать карту через «посредников»).

Полностью запутавшись в этом вопросе, российские автолюбители спрашивают: нужно или проходить техосмотр?

И да, и нет.

До сих пор для покупки полиса ОСАГО страховщик обязан был внести в базу данных Российского союза автостраховщиков номер диагностической карты — без этого система не позволяла сохранить данные, необходимые для выписки полиса. С 22 августа соответствующий пункт исчез, и факт прохождения техосмотра страховщиков больше не интересует. При этом штрафа за езду на личном автомобиле без диагностической карты пока нет.

Но именно пока: его введение планировалось еще 1 марта 2021 года, но затем было сдвинуто ровно на год. Однако уже с 1 марта 2022 года за каждые сутки езды без техосмотра автовладелец будет наказываться штрафом в 2000 рублей, а фиксировать нарушение смогут автоматические камеры. Звучат также предложения сместить срок введения штрафа на 1 октября 2021 года — на этом настаивает ряд сенаторов.

В ближайшее время необходимость проходить техосмотр отпадает, но следите за новостями на случай, если сроки введения штрафа всё же сместят.

Как часто нужно проходить техосмотр

Новый закон о техосмотре 2018 в вопросах и ответах

Основные правила для автовладельцев:

  • Автомобили в возрасте до четырёх лет освобождаются от прохождения техосмотра. Чтобы купить полис ОСАГО, диагностическая карта не нужна.
  • Техосмотр легковых авто от четырёх до десяти лет проводится один раз в два года. Если транспорт старше десяти лет, процедуру повторяют ежегодно.
  • Такси, автобусы и грузовики не старше пяти лет тоже должны проходить техосмотр каждый год, если старше — раз в полгода.

Возраст машины считают начиная с года производства, а не с момента покупки. Например, если этим летом вы купите в автосалоне машину 2018 года выпуска, то ехать на техосмотр нужно в 2022 году.

Закон доработаем и отменим

Отменить обязательный техосмотр легковых автомобилей и мотоциклов физических лиц предложила «Единая Россия». Об этом сообщил секретарь Генсовета партии, первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак.

Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения вчера одобрила такое предложение. Об этом сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин, который возглавляет эту комиссию по итогам ее заседания.

Осталось только разработать соответствующие поправки в законодательство и принять их до 1 марта следующего года.

Как заявил Андрей Турчак, парламентарии от «Единой России» вместе с кабмином доработают необходимый законопроект, внесут в Госдуму и оперативно примут в новом созыве. Проходить техосмотр придется только при смене владельца, если машина старше четырех лет. Для всех остальных процедура будет добровольной.

Техосмотр отменят не для всех: кому всё равно придётся проходить ТО?

В Госдуму внесли законопроект об отмене обязательного техосмотра для автомобилистов

Кого из воронежских автомобилистов не коснётся отмена техосмотра?

Законопроект об отмене обязательного техосмотра был внесён в Госдуму 14 сентября. Кабинет министров РФ поддержал эту инициативу. Суть изменений в том, что владельцы легковых автомобилей и мотоциклов будут проходить процедуру ТО по желанию.

Обязанность регулярного прохождения техосмотра сохраняется только для коммерческого транспорта (автобусов, грузовиков и такси). За отсутствие диагностической карты с 1 марта 2022 года в КоАП будет предусмотрен штраф в 2 000 рублей. Предполагается, что физлица, владеющие легковушками и мотоциклами, будут освобождены от этого наказания.

Однако в некоторых случаях владельцам некоммерческого транспорта проходить техосмотр всё равно придётся.

Как говорится в законопроекте, эта обязанность сохранится при постановке транспортного средства на учёт, связанной со сменой владельца (но только в том случае, если автомобиль старше четырёх лет, включая год изготовления), а также в связи с изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства (т.е. двигателя).

Напомним, с 1 марта вступили в силу новые правила прохождения техосмотра — с обязательной фотофиксацией.

Однако из-за неготовности большинства станций технического осмотра к этим нововведениям правительство приняло решение продлить срок действия всех ранее выданных диагностических карт до 1 октября.

Кроме того, с 22 августа отменили требование предъявлять диагностическую карту при оформлении ОСАГО.

Закон об отмене техосмотра могут принять уже до конца этого года. Однако сделать это предстоит уже новому составу Госдумы. Теоретически есть вариант, что вновь избранные депутаты отклонят законопроект. Однако по мнению председателя воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николая Киселёва, это маловероятно.

— Недаром этот законопроект внесли аккурат накануне выборов, — отмечает правозащитник. — Это конфетка, которую кинули народу, чтобы он был лояльнее к действующей власти. Думаю, отмена техосмотра — это чистая политика.

Но в данном случае политика совпала с жизненными реалиями. Этот шаг назрел давно, техосмотр превратился в полную профанацию.

В такой ситуации обмануть страну и не принять этот закон будет окончательным приговором для нынешнего режима.

Кого из автомобилистов не коснётся отмена техосмотра? И когда в Воронеже закончится беспредел с общественным транспортом? Об этом вы узнаете из 105-го выпуска программы «Право руля с Николаем Киселёвым».

Как пройти техосмотр в 2021 году и нужно ли это делать: шпаргалка для автолюбителей

Правила техосмотра в России изменились с 1 марта 2021 года: за его непрохождение планировалось ввести штраф. При этом получить документ без физического осмотра авто теперь нельзя. Но поскольку не все пункты технического осмотра оказались готовы к нововведениям, для автолюбителей сделали некоторые послабления, отсрочив некоторые новшества:

  • Срок действия диагностических карт продлили до 1 октября 2021 года. Напомним, что диагностическая карта — документ с отметками о прохождении техосмотра, который выдаётся для каждого автомобиля.
  • С 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без техосмотра и диагностической карты.
  • Штрафовать водителей за отсутствие диагностической карты и непрохождение техосмотра начнут только после 1 марта 2022 года.

Как часто нужно проходить техосмотр

Вот основные правила для автовладельцев:

  • Автомобили в возрасте до четырёх лет освобождаются от прохождения техосмотра. Чтобы купить полис ОСАГО, диагностическая карта не нужна.
  • Техосмотр легковых авто от четырёх до десяти лет проводится один раз в два года. Если транспорт старше десяти лет, процедуру повторяют ежегодно.
  • Такси, автобусы и грузовики не старше пяти лет тоже должны проходить техосмотр каждый год, если старше — раз в полгода.

Возраст машины считают начиная с года производства, а не с момента покупки. Например, если этим летом вы купите в автосалоне машину 2018 года выпуска, то ехать на техосмотр нужно в 2022 году. 

Где проходить техосмотр в 2021 году

По новым правилам, обратиться за техосмотром можно только на станции с государственной аккредитацией. Список таких пунктов есть на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.

При этом обращаться за проведением техосмотра можно в аккредитованную станцию ТО любого региона: место прописки автомобиля значения не имеет. Например, если водитель зарегистрировал машину в Москве, а сам живёт в Санкт-Петербурге, он вполне может пройти процедуру там же или, скажем, в Краснодаре.

Какие документы нужны

Для прохождения техосмотра понадобятся:

  • Паспорт владельца транспорта.
  • Паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) или любой другой документ, идентифицирующий автомобиль. Подойдёт даже технический паспорт, выданный во времена СССР.

Как пройти техосмотр по новым правилам

Новое правило, которое действует с марта 2021 года: перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину.

Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО.

Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно. Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.

Перед техосмотром машину лучше помыть. Обязательно проверьте аптечку, аварийный треугольник, запаску и огнетушитель. Если на станции ТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка просрочены, то в прохождении техосмотра откажут.

Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.

Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.

  • Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
  • При техосмотре ничего не меняют, не ремонтируют, не регулируют, а только проверяют исправность.
  • Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и им разрешено пользоваться.
Читайте также:  Какова зона действия знака "Ограничение скорости" на 2021 год?

Если специалисты выявят технические неисправности, они поставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени — проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.

С 2021 года после техосмотра для транспортного средства заводят электронную диагностическую карту. Доступ к ней имеет владелец авто, страховщики и правоохранительные органы. По желанию владельца документ можно получить на руки в бумажном виде, но показывать такую карту, скорее всего, будет некому: страховые компании и ГИБДД уже давно пользуются единой информационной системой.

Стоимость техосмотра каждый оператор устанавливает самостоятельно, но в рамках установленного в регионе диапазона цен.

Цена на прохождение техосмотра зависит от вида транспортного средства. Например, в Москве в 2021 году получение диагностической карты на легковой автомобиль не может стоить дороже 720 рублей, а в Брянске — больше 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.

Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платёжный терминал или интернет. Многие пункты принимают наличные.

Что будет, если не пройти техосмотр в 2021 году

Водителей, которые вовремя не пройдут техосмотр автомобиля, ждёт штраф. Правда, штрафовать начнут лишь с 1 марта 2022 года. Нарушителей будут выявлять автоматически по камерам. Если у них не оформлена диагностическая карта в ЕАИСТО, то штрафы будут приходить даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще, чем раз в сутки. Размер штрафа — 2 000 рублей.

До 1 марта 2022 года инспекторам ГИБДД достаточно действующего полиса ОСАГО, а камеры пока не будут фиксировать нарушителей. Но ещё раз напомним: владельцам такси, автобусов и грузовиков проходить технический осмотр нужно в обязательном порядке. Для них уже давно действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — их послабления не коснулись.

И повторимся, что с 22 августа 2021 года владельцы легковых автомобилей, за исключением такси, могут покупать страховые полисы ОСАГО без диагностической карты. Но это вовсе не значит, что о техосмотре и диагностике авто теперь можно забыть.

Вот почему: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой. А если он виновник ДТП, страховая имеет право подать к нему иск о возмещении ущерба потерпевшей стороне.

 Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о техосмотре и сделать это вовремя.

Правила прохождения техосмотра упростили, а вот ОСАГО по-прежнему необходимо всем автовладельцам. Выгодно оформить полис от ведущих компаний особенно удобно на сайте МТС Страхование.

Изменения правил техосмотра в России: нужен или не нужен обязательный ТО

https://www.znak.com/2021-06-18/tehosmotr_po_novomu_chto_izmenilos_i_k_chemu_gotovitsya

2021.06.18

Правила техосмотра (ТО) в России лихорадит. Сначала их хотели ужесточить — для этого придумали ввести фотофиксацию ТО. Потом неожиданно отменили обязательное ТО для оформления полиса ОСАГО.

А теперь МВД и вовсе предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным, хотя уже в следующем году вступают в силу штрафы за его отсутствие.

Чего ждать и к чему готовиться, разобрались вместе с руководителем Федерации автовладельцев России Максимом Едрышовым.

Benjamin Brunner/Unsplash

  • В России отменили обязательный техосмотр для ОСАГО.
  • С 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2 тыс. рублей.
  • МВД предлагает сделать техосмотр для личных автомобилей добровольным.

Что случилось?

15 июня Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла закон, который отменяет обязательный техосмотр для оформления полиса ОСАГО. Это значит, что водителям в момент заключения договора ОСАГО больше не нужно предоставлять диагностическую карту, которую выдают по итогам ТО.

Этот закон вступит в силу 22 августа 2021 года.

Пока техосмотр никто не отменял. Более того — с 1 марта 2022 года в силу вступит новая редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), по которой за отсутствие техосмотра физических лиц будут штрафовать на 2 тыс. рублей. Сейчас таких штрафов для владельцев легковых автомобилей нет.

Но, возможно, бояться штрафов не придется. 10 июня глава ГИБДД России Михаил Черников сообщил РИА Новости, что МВД подготовило свои поправки к законам «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения».

МВД предлагает сделать техосмотр для легковых автомобилей добровольным.

Так, автовладельцы смогут пройти ТО в удобное время и в комфортных условиях, а значит, число аварий и неполадок снизится, считают авторы предложения.

Обязательным ТО останется для такси, грузовиков, машин предприятий и автобусов.

«Это правильная инициатива, — считает Максим Едрышов. — Мы с Федерацией автовладельцев России с 2017 года говорим, что техосмотр должен быть добровольным. Фактически ситуация сложилась так, что с 2012 года большинство автовладельцев не проходили ТО, а покупали его.

Формально у машины есть диагностическая карта, но при этом она ни разу не заезжала на пункт техосмотра. Если смотреть правде в глаза, то диагностическая карта стала оброком для автовладельцев. Не скрывая, страховщик продавал ее за 1 тыс. рублей, и многие не понимали, зачем это делается.

Но за эти девять лет ничего страшного на дорогах не случилось: ни массовых ДТП с неисправными тормозами, ни массовых аварий из-за отпавших колес у автомобилей. Владельцы, как правило, сами следят за своими автомобилями и их техническим состоянием.

Ни один вменяемый человек с неисправными тормозами никуда не поедет».

Мотивировать людей проходить ТО, по мнению Едрышова, могли бы скидки и привилегии. Например, скидка 10–15% на полис ОСАГО, как в некоторых других странах мира.

А что с новыми правилами ТО?

С 1 марта 2021 года в России должны были заработать новые правила ТО. По ним оператор должен обязательно сфотографировать автомобиль на въезде и выезде из сервиса с привязкой к координатам и сразу залить их в специальную базу данных МВД — ЕАИС ТО. 

Диагностические карты должны стать электронными. Технический эксперт будет подписывать ее квалифицированной электронной подписью. 

Диагностическую карту аннулируют, если техосмотр автомобиля не проводился; при проведении ТО оказалось, что машина не соответствует обязательным требованиям безопасности транспортных средств или техосмотр проводился с нарушениями (не были проверены все необходимые узлы машины).

Но введение новых правил отложили — до 1 октября 2021 года.

Как это отразится на вас?

Некоторые пункты ТО уже работают по новым правилам. Но это не сделало систему прозрачнее. Автовладельцы по-прежнему покупают диагностические карты, просто теперь это стоит дороже.

По неофициальным данным, раньше в Москве можно было купить диагностическую карту за 1,5 тыс. рублей, а теперь цены на них варьируются от 3 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.

Стоимость выросла, потому что теперь нужно подделывать фотографии того, как машина заезжает в сервис и выезжает из него.

Из-за ужесточения правил ТО машина может не пройти техосмотр, даже если на ее лобовом стекле будет маленький скол. Выбор простой: менять стекло или заплатить за диагностическую карту и ездить дальше.

В Австралии вообще нет техосмотра, рассказал Максим Едрышов. Во многих штатах США вместо полного ТО проверяют только катализатор и выхлопную систему автомобиля. Самое жесткое ТО — в Германии. «Современные российские правила списаны с немецких, но без учета того, что немцы готовы тратиться на ремонт автомобиля, а россияне, может, и готовы, но у них нет денег», — уточнил эксперт.

Что делать?

  1. Если полис ОСАГО закончится до 22 августа 2021 года, то техосмотр пройти придется. Иначе не получится оформить новый полис ОСАГО.
  2. С 22 августа 2021 года по 1 марта 2022 года из-за пробела в законодательстве владельцам автомобилей нужно проходить техосмотр, но никакой ответственности за его отсутствие не будет.

Если за это время ТО не сделают добровольным, то к 1 марта 2022 года на пунктах техосмотра будут гигантские очереди, прогнозирует Максим Едрышов.

 

«Я бы рекомендовал все делать в графике: если диагностическая карта закончилась в сентябре, то спокойно пройдите ТО в сентябре и год живите, не задумываясь об этом», — добавил он.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Обязательный техосмотр для легковых авто отменяется

Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения приняла решение отменить обязательный техосмотр для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не участвующих в перевозках.

Читайте также:  Повышение госпошлин 2018 – когда вступит в силу?

При этом будет введено обязательное ТО при смене владельца автомобиля.

Нововведение будет закреплено в законопроекте, который внесет в Госдуму «Единая Россия» и который коснется владельцев примерно 50 млн транспортных средств.

Правительственная комиссия по безопасности дорожного движения (возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин) поддержала инициативу об отмене обязательного техосмотра.

Об этом заявил во вторник вечером сам господин Хуснуллин.

Депутаты от «Единой России» вместе с кабмином разработают законопроект, внесут его в Госдуму и «оперативно» примут в новом созыве, заявил первый вице-спикер Совета федерации Андрей Турчак.

«''Единая Россия'' предлагает сохранить обязательный техосмотр только при смене владельца,— заявил господин Турчак.

— И только в случае, если автомобиль или мотоцикл старше четырех лет. Для всех остальных случаев мы предлагаем процедуру сделать добровольной.

Эта инициатива распространяется исключительно на физических лиц. Для коммерческого транспорта она действовать не будет».

«Предложение давно назрело,— заявил Марат Хуснуллин.— Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею. За безопасностью своего мотоцикла или автомобиля, в первую очередь должен следить собственник».

Дискуссии о судьбе системы техосмотра, напомним, ведутся с начала 2021 года. С 1 марта в рамках большой реформы ТО (готовилась несколько лет) было введено обязательное фотографирование авто на пунктах, диагностические карты стали электронными.

Непосредственно перед запуском реформы глава правительства Михаил Мишустин все выданные до 1 февраля карты продлил на полгода (минимум до 1 октября), что, по сути, временно исключило для большинства граждан необходимость ездить на проверку.

Следующим шагом стал принятый в июне закон, отменяющий проверку ДК при оформлении договора ОСАГО (вступил в силу 22 августа).

Примерно тогда же глава ГИБДД России Михаил Черников внезапно предложил отказаться от обязательного техосмотра для мотоциклов и легковых автомобилей, принадлежащих физлицам и не участвующих в перевозках (такси и т. д.).

Соответствующий законопроект был направлен в Белый дом — последние два месяца ожидалось решение на этот счет со стороны правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, заседание которой прошло во вторник (вопрос о судьбе ТО был включен в повестку). Об участии «Единой России» в разработке этого документе ранее не сообщалось.

Ранее против отмены обязательного техосмотра, напомним, активно выступали операторы техосмотра: бизнес опасается серьезных убытков в связи с резким сокращением числа клиентов (такси, грузовики и автобусы обязаны будут проходить ТО, как и раньше, но основная масса транспортных средств в РФ — порядка 50 млн — это легковые авто).

При этом с 1 марта 2022 года должна вступить в силу новая редакция КоАП, согласно которой за проезд на машине без ТО, который зафиксирован дорожной камерой, раз в сутки будет налагаться штраф в 2 тыс. руб. (закон этот был принят еще в 2019 году и не отменен). В связи с принятым решением, вероятно, понадобятся также поправки и к КоАП.

Иван Буранов

Техосмотр не тонет: в 2022-м его всё-таки придётся пройти

История с техосмотром в России всё больше напоминает фарс. За последние шесть месяцев его отменяли и возвращали столько раз, что водители окончательно запутались. Мы попытаемся максимально внятно ответить на вопрос: что именно происходит с техосмотром, и кому придётся его проходить в любом случае?

Техосмотр снова переформатировали

С 1 марта 2021 года в России идёт реформа техосмотра, целью которой — вернуть процедуру из небытия. Развал системы начался десять лет назад, когда её вывели из зоны влияния ГИБДД и передали Российскому союза автостраховщиков. Штраф за езду без техосмотра был отменён, а получать диагностическую карту стали лишь для покупки полиса ОСАГО.

Реформа предполагала возврат штрафа за езду без диагностической карты в 2 тысячи рублей (с 1 марта 2022 года), фотофиксацию процесса техосмотра, переход от бумажных диагностических карт на электронные и огромные штрафы для пунктов техосмотра за фальсификацию процедуры. Формат техосмотра оставался прежним, а периодичность была утверждена ещё в 2020 году: первый раз — через четыре года после покупки машины, затем — каждые два года, а после достижения десятилетнего возраста — ежегодно.

Но в начале сентября этого года правительственная комиссия по безопасности дорожного движения анонсировала законопроект, которые превращает техосмотр частных автомобилей в добровольную процедуру, кроме случаев смены собственника автомобиля, да и то если возраст машины превышает четыре года. Поддержать законопроект обещали депутаты ряда партий, и, по мнению профессионального сообщества, нынешняя инициатива будет воплощена в жизнь.

Так техосмотр отменён или это очередной вброс?

Несмотря растиражированный заголовок об окончательной победе над техосмотром, решение правительственной комиссии не гарантирует этого. Анонсированный законопроект не опубликован, поэтому точные формулировки пока не известны.

Помимо депутатов Госдумы его должен утвердить Совет Федераций и президент.

При этом, например, среди сенаторов нет единства в вопросе отмены техосмотра, и ранее часть из них ратовала за ускорение реформы, в частности, за перенос сроков введения упомянутого штрафа с марта 2022 года на октябрь 2021 года.

Несмотря на частичный перевод процедуры в разряд добровольных, правительство де-факто не отказалось от её демонтажа: техосмотр по-прежнему необходим для коммерческого транспорта (такси, автобусы, грузовые машины). Да и смена собственника у частных машин — не такой уж редкое явление, и порядка 7 млн российских автомобилей ежегодно меняют владельца.

При таком подходе властям придётся сохранять сеть станций техобслуживания и устанавливать для них тарифы, позволяющие работать по новым, более жестким стандартам.

Не исключено, что после всей шумихи принципы техосмотра автомобилей пересмотрят снова: за это ратуют не только операторы, уже вложившиеся в новое оборудование, но и ряд государственных деятелей.

Например, о необходимости обязательного техосмотра в августе 2021 года заявлял спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Показательным будет решение властей о штрафе в 2 тысячи рублей, который по нынешнему плану должен заработать в марте 2022 года. Фиксировать езду без диагностической карты будут автоматические камеры, причем с частотой до одного раза в сутки. Это означает, что месяце без техосмотра обойдется автовладельцу в 60 тысяч рублей.

В случае, если техосмотр для частников требуется лишь при смене собственника, логичнее в качестве меры выбрать невозможность поставить машину на учёт без диагностической карты. Если штраф для частников всё-таки введут (в нынешней редакции КоАП он есть только для коммерческого транспорта), это оставит возможность в будущем изменить правила и снова вернуться к обязательному техосмотру.

Почему с техосмотром столько неясностей?

Потому что в российском обществе, включая властные круги, нет единства мнений о необходимости процедуры.

В большинстве развитых стран с высокой автомобилизацией техосмотр или близкие по смыслу процедуры являются обязательными.

Но в России система начала гнить ещё в 90-е годы, всё больше превращаясь в формальность и нервотрёпку, поэтому «медведевскую» реформу десятилетней давности многие восприняли с энтузиазмом.

Тем не менее, в 2021 году власти запустили реформу, которая должна была возродить полноценный техосмотр. Она успела дать первые результаты: например, сократилось количество посредников, которые предлагали пройти техосмотр в заочном режиме.

Появились и прецеденты аннулирования диагностических карт, если постфактум устанавливалось, что их обладатели либо не посещали пункт техосмотра, либо машины имели существенные недостатки (трещины на лобовом стекле, следы незаконного тюнинга).

При этом реформа сразу шла с пробуксовками, например, за несколько дней до её начала премьер Михаил Мишустин ввёл полугодовую отсрочку для автомобилистов, чьи диагностические карты истекали в период до 1 октября 2021 года. А в августе для покупки полиса ОСАГО перестали требовать действующий техосмотр, и, по данным самих операторов техосмотра, в первую же неделю они заметили существенный отток клиентов.

Масла в огонь подлили и высказывания главы ГИБДД Михаила Черникова, который первым из высокопоставленных чиновников анонсировал идею перевода техосмотра в ранг добровольных процедур.

Несмотря на это, реформа шла своим чередом, и депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков на вопрос о её судьбе рассказал нам, что пока никакой законодательной инициативе об отмене техосмотра не было, а слова Михаила Черникова носят характер мнения.

И лишь теперь, накануне выборов, правительство и ряд партий анонсировали законопроект, который, по мнению экспертов, дойдет до принятия в той или иной форме. Вопрос лишь в том, сколько оговорок и уточнений будет сделано. Лобби в пользу обязательного техосмотра также достаточно сильно, поэтому история вряд ли закончена.

Страховой рычаг

Например, добровольность процедуры могут увязать с введением повышающих коэффициентов ОСАГО для тех, кто ездит без диагностической карты: многие из опрошенных нами экспертов считают, что страховые компании попробуют пролоббировать такой подход.

Есть и ещё один нюанс: в главе 14 закона об ОСАГО (которая остаётся неизменной) есть пункт о возможности регресса водителей, поправших в ДТП без действующей диагностической карты.

В этом случае страховая выплачивает пострадавшей стороне сумму компенсации, а затем взыскивает её со своего клиента (то есть виновного водителя) по процедуре регресса.

Правда, это возможно в случае, если ДТП произошло из-за технической неисправности, которую могли бы выявить во время техосмотра, то есть под регресс подходит не любое ДТП. Однако эксперты опасаются, что страховые, которые уже начали кампанию за повышение тарифов, воспользуются этой лазейкой и поставят регресс на поток.

В любом случае, следите за новостями: депутаты обещают одобрить новый законопроект в осеннюю сессию, а к марту 2022 года мы должны уже точно знать, кто именно получит ежедневный штраф за езду без карты.

Читайте также:  Новые права Росгвардии: остановка и проверка авто?

А теперь не смотри: техосмотр обещают отменить до конца года

Законопроект об отмене обязательного техосмотра внесен на рассмотрение в Госдуму. Проверку отменят для всего частного транспорта за исключением автомобилей и мотоциклов старше четырех лет.

Для них нужно будет получить диагностическую карту при продаже на вторичном рынке, для постановки на учет в ГИБДД при смене владельца, а также при изменении конструкции или замене основных агрегатов автомобиля.

В подробностях разбирались «Известия».

Законопроект о внесении поправок в федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств» внесла в Госдуму партия «Единая Россия». Как заявили в пресс-службе партии, документ получил поддержку правительства и может быть принят до конца текущего года.

Согласно тексту документа, поправки должны вступить в силу сразу после подписания закона президентом. Соответственно, необходимость проходить техосмотр в обязательном порядке у собственников частного автотранспорта может исчезнуть уже в текущем году.

Законопроект подготовили первый вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, руководитель думской фракции партии Сергей Неверов, председатель комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев и председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

Кому не надо проходить техосмотр, а кому придется

Важно, что эти изменения никак не затронут коммерческий и пассажирский транспорт, включая такси. Для всех остальных техосмотр будет необходим лишь при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов автомобиля или мотоцикла старше четырех лет.

«Определить обязательность прохождения технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам и с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год их изготовления, исключительно в случаях постановки транспортного средства на государственный учет, совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца, изменением конструкции и (или) заменой основного компонента транспортного средства», — говорится в пояснительной записке. При этом владельцы транспортных средств останутся вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.

«Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг легкового такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру», — указано в тексте самого законопроекта.

Чем объясняют отказ от техосмотра

В пояснительной записке авторы указывают на то, что обязанность владельца следить за исправностью своего автомобиля и вовремя его ремонтировать вытекает из положений Правил дорожного движения. Согласно ПДД, водитель транспортного средства перед выездом обязан проверить ТС и в пути обеспечить его исправное техническое состояние вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

  • «Вероятность участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших технический осмотр, учитывая количество зарегистрированных автомобилей и аварий с их участием, составляет 1,1 и 0,7 % соответственно, у автобусов — 5,6%, у грузовиков — 2,07%», — говорится в пояснительной записке.
  • Авторы документа также указали, что в рамках международных обязательств обязательным в России считается только техосмотр для автобусов и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т, а также прицепов к ним.
  • «Принимая во внимание вышеперечисленные негативные факторы в рассматриваемой сфере, предлагается отменить обязательное прохождение технического осмотра для легковых автомобилей и мотоциклов, принадлежащих физическим лицам», — отмечено в пояснительной записке.
  • Ранее правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет вице-премьер Марат Хуснуллин, одобрила инициативу по упрощению процедуры техосмотра.

«Предложение «Единой России» давно назрело. Мы предварительно неоднократно этот вопрос обсуждали с МВД, думали о подходах, советовались, взвешивали ситуацию. Сегодня на комиссии поддержали эту идею. За безопасностью своего мотоцикла или автомобиля в первую очередь должен следить собственник», — объяснил зампред правительства.

В свою очередь секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак уверен, что многие водители воспринимают техосмотр как дополнительный налог или даже оброк при оформлении полиса ОСАГО.

«Действующие правила проведения техосмотра уже морально устарели, они были приняты в 1994 году. Все процедуры превратились в банальную формальность», — заявил Турчак.

В мвд предложили давать скидки за техосмотр. страховщики против

Инициатива отменить обязательное прохождение технического осмотра для принадлежащих физическим лицам легковых автомобилей и мотоциклов впервые была предложена МВД 15 июня 2021 года.

Об этом сообщил начальник ГУОБДД МВД России Михаил Черников.

Одновременно в ведомстве предложили проработать меры стимулирования владельцев указанных категорий транспортных средств к добровольному прохождению процедуры технического осмотра.

Такими мерами, по мнению МВД, могли бы стать понижение ставки транспортного налога, а также снижение стоимости полиса ОСАГО для тех водителей, которые все-таки добровольно приедут на техосмотр.

Страховые компании пока не готовы на такие шаги — скорее, наоборот, некоторые не исключают, что стоимость полиса в итоге может повыситься.

«Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из ряда факторов — стажа водителя, мощности и возраста автомобиля и ряда других. При этом наличие или отсутствие диагностической карты на цену не влияет.

В дальнейшем мы не исключаем возможности применения повышающих коэффициентов при расчете ОСАГО для водителей, не прошедших техосмотр», — заявил «Известиям» управляющий директор, директор дирекции розничного страхования «СберСтрахования» Дмитрий Пурсанов.

В компании «АльфаСтрахование» неоднократно заявляли, кто негативно относятся к идее предоставления скидок по ОСАГО за пройденный техосмотр. Страховщики объяснили это тем, что не существует расчетов, которые определили точную долю ДТП, произошедших именно по причине неисправности автомобилей.

Операторы пунктов техосмотра готовятся к закрытию

— Государство попробовало создать систему техосмотра в стране. Задумка была разумная — создать систему техосмотра, которая будет лишена коррупции, контролируема и отсеет с дорог мусор. Минэк, Минтранс и МВД взялись за реализацию реформы и не смогли создать систему пунктов техосмотра, — заявил «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.

Шапарин объяснил, что оборудование для пунктов техосмотра стоит очень дорого, а требования к автомобилям оказались избыточными и заранее невыполнимыми для большей части автопарка. При этом штраф 300 тыс. рублей для пунктов техосмотра за возможные допущенные нарушения значительно снизил привлекательность такого вида деятельности.

«Таким образом, в России можно было насчитать менее 5 тыс. пунктов техосмотра, которые локализованы в крупных городах. В городах с населением 100–500 тыс. человек открылось по 1–2 пункта, а города с населением менее 100 тыс. остались вообще без пунктов техосмотра. В итоге систему просто решили отменить», — отметил эксперт.

Шапарин также предположил, что страховые компании смогут использовать такие нововведения и поднять тарифы, чтобы обезопасить себя от новых возможных рисков, а также смогут чаще предъявлять регрессные иски из-за неисправного состояния автомобиля.

«У коммерческого транспорта будут проблемы»

Председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов в беседе с «Известиями» рассказал, что открывшиеся под реформу новые пункты техосмотра теперь понесут огромные убытки.

По его оценке, в 2020–2021 годах открылось 500–600 новых пунктов. Инвестиции в каждый из них составили 3–5 млн рублей в зависимости от количества оборудования и размеров помещения.

На дооборудование каждого из уже существующих пунктов пришлось потратить в среднем около 1 млн рублей.

«В реестре РСА около 3000 пунктов техосмотра, которые работают с категориями М1 (легковые автомобили вместимостью не более 8 пассажирских мест. — Ред.) и N1 (грузовые транспортные средства. — Ред.). Они становятся нерентабельными, к ним никто не поедет.

В целом большинство пунктов техосмотра закроется, поскольку до 85% потока обеспечивал именно частный транспорт. При этом у коммерческого транспорта будут проблемы с прохождением техосмотра — точек для обслуживания останется совсем мало», — считает Бурдюгов.

Между тем некоторые бывшие операторы пунктов техосмотра назвали отказ от этой операции логичным шагом.

Например, генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко отметил, что уже давно отказался от проведения ТО в силу нерентабельности цен и переключился на обслуживание и ремонт автомобилей. По его словам, техосмотр уже давно превратился в формальность.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *