Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

Однако в жизни граждане России часто сталкиваются со случаями незаконного задержания сотрудниками полиции.

Поэтому необходимо понять, в каких случаях полиция имеет право арестовать человека, а когда она действует противозаконно.

Что такое незаконное задержание человека?

Под незаконным задержанием гражданина понимается такое задержание, при котором сотрудник полиции нарушает порядок, предусмотренный законом.

Например, он задерживает человека без каких-либо оснований, не сообщает ему о причинах задержания.

Таким образом он нарушает право человека на личную свободу и неприкосновенность, подрывает веру населения в справедливую работу правоохранительных органов.

В каких случаях полиция имеет право задержать человека в 2021 году?

Сотрудники правоохранительных органов должны осуществлять свою деятельность согласно ФЗ № 3-ФЗ «О полиции» от 07.02.2011 г.

В ст. 14 этого закона перечислены те случаи, при которых полиция имеет право задержать человека:

    Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

  • если лицо подозревается в совершении преступления;
  • если в отношении человека, подозреваемого в совершении запрещенных действий, была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • если незаконопослушный гражданин уклоняется от отбывания уголовного наказания;
  • если человек совершил побег из-под стражи или не прибыл в назначенное время к месту отбывания наказания;
  • если лицо уклоняется от административного ареста;
  • если человек находится в розыске;
  • если военнослужащий подозревается в совершении преступления;
  • если осужденный уклоняется от исполнения судом воспитательных или принудительных мер наказания;
  • если человек отказывается от прохождения реабилитации в специализированных лечебных учреждениях (по решению суда);
  • если человек нарушает правила комендантского часа;
  • если лицо незаконно пробралось на охраняемые объекты;
  • если человек предпринял попытку самоубийства либо он имеет выраженные признаки психического расстройства.

Что делать, если вас незаконно задерживают?

Если к вам подходит сотрудник полиции и просит пройти с ним в отделение полиции, а вы понимаете, что ни в чем не виноваты, тогда нужно:

    Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

  1. Попросить служителя порядка представиться. Он должен показать свое удостоверение. Желательно записать контактные данные полицейского.
  2. Выяснить причину задержания. Сотрудник полиции обычно говорит, что он задерживает человека по подозрению в совершении административного или уголовного преступления. Очень важно в этот момент проявить стойкость характера. Не нужно проявлять агрессию по отношению к стражу порядка, пытаться отбиваться, защищаться. Даже если вас незаконно задерживают, то впоследствии этот факт будет установлен. Но на человека, пытавшегося оказать сопротивление сотруднику полиции, могут повесить новое правонарушение. Необходимо спокойно и аргументировано изложить свою позицию.
  3. Сообщить сотруднику полиции, что вы хотите получить доступ к адвокату (по закону каждый человек имеет право на адвоката).
  4. Уведомить своих близких о задержании.
  5. Детально ознакомиться с протоколом задержания. Желательно написать свои комментарии по поводу задержания (с чем вы не согласны, почему вам не разрешили позвонить родственникам и т. д.). Только после детального ознакомления с протоколом человек может его подписать. Отказываться подписывать протокол нельзя, это не по правилам. Если сотрудник полиции просит пройти с ним в отделение для составления протокола, тогда нужно настаивать на том, чтобы документ был составлен на месте.
  6. Желательно записать процесс задержания на камеру или произвести аудиозапись.
  7. Запомнить или зафиксировать время задержания, потому что от этого зависит дальнейший ход действий.

На какой срок полицейский может задержать человека в 2021 году?

Если сотрудник полиции заявляет, что человек подозревается в совершении административного правонарушения, тогда срок задержания не должен превышать 3 часов (согласно ст. 27.5 КоАП РФ).

Если речь идет о подозрении в совершении административного правонарушения, связанного с посягательством на режим Государственной границы, порядок пребывания на территории России или в случаях нарушения таможенных правил, тогда срок задержания не должен превышать 48 часов.

Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

Если решения суда нет, то без его наличия подозреваемого имеют право задерживать только в таких случаях:

  • если человека застали непосредственно на месте совершения преступления;
  • если его задержали после преступления (например, на человека указали свидетели либо на теле, одежде подозреваемого есть следы преступления).

Если вышеозначенные правила не соблюдаются, значит задержание человека является незаконным.

Если человека задерживают по решению суда, то нужно помнить, что в течение 36 часов его должны доставить в суд.

Если подозреваемого задерживают без решения суда, тогда в течение 68 часов его должны доставить в суд, а в течение 72 часов человека должны либо отпустить, либо избрать для него меру пресечения.

Наказание за незаконное задержание человека

В УК РФ есть статья 301, обозначенная как незаконное задержание. Санкция этой статьи предусматривает такое наказание:

    Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

  • ограничение свободы сроком до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок 4-6 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Дополнительно судья может вынести решение в отношении должностного лица, виновного в незаконном задержании гражданина – лишить его права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Если человека незаконно арестовали и заключили под стражу, тогда виновному может грозить одно из следующих наказаний:

  • принудительные работы сроком до 4 лет;
  • лишение свободы сроком до 4 лет.

Если при незаконном задержании человека ему были причинены тяжкие последствия (например, причинение тяжкого вреда здоровью, лишение жизни человека), тогда виновному грозит такое наказание:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • тюремное заключение сроком 3-8 лет.

Куда обратиться за незаконное задержание?

Подать жалобу на незаконное задержание сотрудниками полиции можно в такие инстанции:

    Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

  1. Начальнику отделения полиции, в котором работает полицейский.
  2. В местные органы МВД – локальные подразделения ОМВД, главное управление министерства внутренних дел.
  3. В Управление по собственной безопасности. Можно позвонить на горячую линию по номеру +7-495-667-7447 или 7-800-250-023.
  4. В прокуратуру. Если ни местные органы МВД, ни Управление по собственной безопасности не отвечают на заявление потерпевшего гражданина, тогда ему нужно подавать жалобу в прокуратуру. Сотрудники этой инстанции призваны защищать граждан в случае неправомерных действий полицейских.
  5. В суд. Можно обжаловать действия полицейских в судебном порядке. Обращаться в эту инстанцию рекомендуется в том случае, если человек хочет получить моральную или материальную компенсацию.

Жалобу нужно подавать в письменном виде. Конкретного шаблона заявления не существует, однако в документе обязательно должна содержаться следующая информация:

    Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

  • наименование адресата – кому подается жалоба;
  • наименование адресанта – Ф. И. О. того, кто пишет жалобу, номер телефона;
  • детальное описание (без «воды») действий, обстоятельств, при которых подозреваемого задержали;
  • данные о сотруднике полиции – фамилия, имя, звание, к какому подразделению относится, данные полицейского авто;
  • просьба привлечь сотрудника полиции к ответственности за незаконное задержание;
  • дата составления жалобы и подпись заявителя.

Образец жалобы на незаконные действия сотрудника полиции представлен ниже:

Руководителю 8 УМВД России по г. Омску

Стрельцову О. В.

  • от Петухова Ильи Сергеевича,
  • проживающего по адресу: г. Омск,
  • ул. Сталинградская, 16/2
  • тел. 8 (916) 6555489
  • ЗАЯВЛЕНИЕ

Я, Петухов И. С. в период с 19:00 до 21:30 18.09.2018 г. находился в кафе «Фрегат» по адресу: г. Омск, ул. Сталина, 16а, где со своим товарищем отдыхал после работы.

В 21:30 к нам подошли два сотрудника полиции в званиях младший и старший сержанты и потребовали, чтобы я прошел с ними в отделение № 8. При этом причину задержания они не назвали.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

Задержание гражданина полицией – случай нередкий. Согласно российскому законодательству, сотрудник правоохранительных органов имеет право удерживать любого человека в случае, когда на это имеются определенные основания.

Когда есть основания для задержания гражданина сотрудниками полиции, необходимо знать что по времени такое ограничение свободы не может превышать определенного лимита. На сколько могут задержать в полиции и на каких основаниях? Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

Задержание – это кратковременное ограничение свободы, право на которое имеют полицейские. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и пункту 1 статьи 14 ФЗ №3 «О полиции» до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Более длительное задержание возможно только по решению суда.

Основания для задержания в полиции

  • В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона «О полиции», гражданин может подвергнуться задержанию в случае:
  • подозрения его в совершении преступления;
  • избрания меры пресечения в виде заключения под стражу;
  • уклонения его от исполнения наказания;
  • нахождения его в розыске;
  • в некоторых случаях, когда в отношении лица ведется административное производство;
  • нарушения гражданином правила комендантского часа;
  • незаконного проникновения или попытки пробраться на охраняемые объекты;
  • попытки самоубийства;
  • наличия признаков выраженного психического расстройства;
  • получения требования о выдаче иностранному государству его гражданина;
  • когда действия лица создают опасность для него и окружающих.
Читайте также:  Приложение Европротокол ДТП – порядок оформления ДТП

Задержание на 3 часа

Период задержания отличается в зависимости от основания.

Задержание, сроком не превышающее трех часов, предусмотрено статьями 27.3-27.5 КоАП РФ. Мера применяется при совершении гражданином административного правонарушения, когда это необходимо для пресечения противоправных действий, установления личности нарушителя, составления протокола, если его нельзя составить на месте.

Обратите внимание! Задержание в рамках КоАП РФ не допускается, если за нарушение на месте его совершения может быть выписан штраф или сделано предупреждение.

Указанный срок начинает течь с момента фактического ограничения свободы гражданина.

За исключением случаев, когда он находится в состоянии алкогольного опьянения — трехчасовой срок начинает течь с момента полного отрезвления.

Процесс возвращения задержанного в трезвое состояние не должен превышать двух суток. Фактически период задержания начинается с момента доставления его в отделение для составления протокола.

Основания (выяснение личности)

  1. Задержание для выяснения личности правонарушителя производится, если он по требованию сотрудника полиции не предоставил один из следующих документов:
  2. паспорт гражданина РФ;
  3. временное удостоверение личности, выдаваемое при процедуре замены паспорта;
  4. свидетельство о рождении — для граждан, в силу возраста не имеющих паспорта;
  5. паспорт иностранного гражданина;
  6. документ апатрида о праве на пребывание в РФ;
  7. военный билет военнослужащего.
  8. Для выяснения личности необходимо отправиться в отделение полиции, где сотрудники сделают это на основании информации, предоставленной задержанным и с помощью электронной информационной базы.

Задержание на 48 часов (2 суток)

Задержание на двое суток предусмотрено положениями статьи 91 Уголовного процессуального кодекса РФ, а также пунктами 2 и 3 статьи 27.5 КоАП РФ.

В случае задержания на такой период, задержанный имеет право просить сотрудников уведомить родственников, руководство по месту работы или учебы, а также защитника о принятой в отношении него мере.

Обратите внимание! Сотрудник должен сделать это в первые три часа с момента задержания. Если ограничение применено к лицу, не достигшему совершеннолетия, его родители уведомляются сразу же.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением определенных в части 2 и части 3 ст. 27.5 Кодекса Российской Федерации случаев.

  • К административным основаниям задержания на срок до 48 часов относится необходимость установления личности или выяснения обстоятельств, связанных с:
  • рассмотрением дел о посягательстве на режим государственной границы РФ и нарушении порядка пребывания на территории РФ;
  • рассмотрением дел о нарушении таможенных правил или совершении правонарушения в территориальных водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне РФ.
  • Основанием для задержания на двое суток также является перспектива применения к лицу административного ареста или выдворения за пределы страны.

Основания (подозрение в уголовном преступлении)

  1. На 48 часов может быть задержан подозреваемый в совершении преступления при наличии одного из следующих обстоятельств:
  2. лицо застигнуто в процессе совершения преступления или сразу после этого;
  3. имеются свидетельства потерпевшего или очевидцев о факте совершения преступления именно этим лицом;
  4. обнаружены явные следы преступления на подозреваемом, его одежде, при нем или в его жилище.

Задержание на 72 часа (3 суток)

Сотрудники полиции не могут задерживать гражданина дольше, чем двое суток. Это может быть сделано только по усмотрению суда, рассматривающего уголовное дело в отношении лица. Порядок задержания на 72 часа определен пунктом 3 части 6 статьи 108 УПК РФ.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основания задержания на трое суток

Основанием для задержания подозреваемого на трое суток является постановление суда. Такое решение может быть принято, когда одна из сторон при рассмотрении вопроса о заключении лица под стражу ходатайствовала об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств.

Фактически задержание продлевается еще на 72 часа и только в случае, когда суд посчитает это законным и обоснованным. Он указывает дату и время окончания задержания.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания, то подозреваемый немедленно освобождается, о чем начальник места содержания подозреваемого уведомляет орган дознания или следователя, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора.

Обратите внимание! Ходатайство может быть подано не менее чем за 8 часов до окончания первого срока задержания — это максимальный срок, необходимый суду, чтобы доставить подозреваемого в зал суда, рассмотреть и принять решение по ходатайству.

Справка о задержании полицией

С учетом длительности возможного срока задержания может потребоваться доказательство уважительности отсутствия на работе. По этой причине сотрудники полиции обязаны выдавать справку о задержании с указанием времени нахождения гражданина в отделении.

Если документ выдан не был, следует сделать запрос в отделение полиции, где проходило задержание. Если справка не будет получена, необходимо обжаловать бездействие сотрудников в прокуратуру.

  • Отдел по надзору за процессуальной деятельностью
  • органов внутренних дел, юстиции,  МЧС
  • прокуратуры края

КС: Административное задержание должно обосновываться

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г.

№ 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.

Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.

КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.

1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).

Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).

В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.

Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.

Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.

Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.

Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.

Читайте также:  Нужно ли соблюдать уменьшенные дорожные знаки по ПДД?

Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.

В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.

Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.

Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.

Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».

Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.

Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).

Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.

Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?

Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.

  Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.

 Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.

Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.

Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст. 22 Конституции РФ и ст.

5 § 1 (с) Европейской Конвенции. Следовательно, учитывая природу ограничений и последствий, не существует каких-либо причин, которые могли бы оправдать применение различающихся компенсаторных механизмов в случае административного задержания и административного ареста.

Иное не соответствовало бы ни Конституции РФ, ни Европейской Конвенции.

Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.

Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.

Образец жалобы на незаконное задержание

  • В __________________ районный суд
  • города __________________________
  • в защиту подозреваемой
  • Ж. ___________________
  •  (ордер адвоката в деле)
  • ЖАЛОБА
  • (в порядке ст. 125 УПК РФ)
  • на незаконное задержание

В производстве следователя ___________________ Н. находится уголовное дело по обвинению Ж.___________ в совершении преступления, предусмотренного п. «б», ч.3, ст.291.

1 УК РФ (копия постановления о возбуждении уголовного дела от «____» ______ 20__ г. прилагается).

В настоящее время, защита Ж._______. осуществляется мной, адвокатом Ю. (реестровый № __/____ в реестре адвокатов г.________) на основании соглашения и ордера № ____ от _________, выданного коллегией адвокатов _________ г. _________ (копия ордера на осуществление защиты обвиняемой Ж._________ прилагается).

«____» _______ 20___ г., в рамках вышеуказанного уголовного дела обвиняемая Ж._______ была задержана в порядке ст.ст.91,92 УПК РФ, о чем следователем составлен протокол задержания подозреваемого от «___» ______ 20__ г. (копия протокола задержания Ж.________ прилагается).

Полагаю, что задержание обвиняемой Ж.____________ является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

В протоколе задержания, в качестве основания и мотивов задержания Ж._______, следователем сделана ссылка на ч.ч.1-2 ст. 91 УПК РФ.

При этом, в обжалуемом протоколе отсутствуют сведения о разъяснении следователем положений вышеуказанных норм уголовно-процессуального закона.

Поскольку, обвиняемой Ж.__________ не были разъяснены положения указанных правовых норм, это лишило ее возможности понимать, по каким именно основаниям и мотивам следователем принято решение о ее задержании. Данное обстоятельство не позволило обвиняемой Ж.________ в полной мере изложить свои доводы и возражения в отношении такого процессуального решения следователя.

Таким образом, следователем было незаконно и существенно ограничено право Ж._________ на защиту.

Кроме того, ссылки следователя  на положения ч.1, ст.91 УПК РФ в качестве основания для задержания Ж.________ неправомерны, поскольку:

В силу положений ч.1, ст.91 УПК РФ следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

  • когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения,
  • когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление,
  • когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Однако, ни одно из вышеперечисленных условий не имело места.

Во-первых, из постановления о возбуждении уголовного дела от «__» __20_ г. следует, что Ж.________ не задерживалась в момент совершения инкриминируемого ей деяния, т.е. не была застигнута при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

Во-вторых, не имеется указаний потерпевших или очевидцев на Ж.________, как на лицо, совершившее преступление.

Из буквального толкования данной нормы закона следует, что под указаниями потерпевшего (его представителя) или очевидцев имеются в виду их объяснения, в которых они указывают на конкретное лицо, как совершившее преступление.

При этом они должны наблюдать совершение преступления непосредственно.

Какие-либо предположения, догадки, сведения, полученные из иных источников (в том числе, полученные в ходе ОРМ), не относятся к фактическим данным, образующим данное основание.

На момент задержания Ж.________ в порядке ст.ст.91, 92 УПК РФ, по данному уголовному делу не проводилось ее опознание в порядке ст. 193 УПК РФ.

В-третьих, с момента возбуждения уголовного дела в отношении Ж.______ («___» _____ 20___ г) до настоящего времени с ней не проводились какие-либо следственные действия по обнаружению следов преступления на теле Ж._________, ее одежде, а также в ее жилище.

Читайте также:  Новые правила освидетельствования на алкоголь 2021 года

При этом, «____» _______ 20___ года, в жилище Ж._______ по адресу: город ________, ул. _________, д.__, кв.____ был проведен обыск. Однако, это происходило в рамках другого уголовного дела. Обыск результатов не дал.

Кроме того, считаю, что при задержании Ж._________ и оформления соответствующего протокола задержания следователем нарушены положения ч.2, ст.91 УПК РФ.

Так, данной уголовно-процессуальной нормой установлено, что «при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу».

Все вышеперечисленные обстоятельства на момент фактического задержания Ж.___________ отсутствовали.

На момент оформления протокола задержания Ж._________ у следствия не было оснований подтверждающих, что Ж.__________ пыталась скрыться.

Наоборот, следствие обладало информацией о том, что Ж.________ скрываться не намерена, имеет постоянное место жительства и выполняет все требования следователя.

Так, «____» _______ 20____ года Ж.________ самостоятельно явилась в следственный орган, поскольку накануне следователь Н.

________, в производстве которого находится указанное уголовное дело,  не направляя каких-либо повесток в адрес Ж._________, позвонил ее защитнику и попросил сообщить  Ж.

_________ о необходимости явиться к следователю (по адресу: г. ______, ул.________ д. ___) для участия в следственных действиях.

При этом, следователь сообщил о своем намерении задержать Ж._________ в порядке ст. 91 УПК РФ. Однако, зная об этом предупреждении, Ж.__________ добровольно явилась в следственный орган.

В период с «___» _____ 20___ года по настоящее время, Ж.________ неоднократно добровольно  являлась в следственный орган, при том, что следствием в ее адрес не было направлено ни одной повестки. Вызовы осуществлялись по телефону через адвоката.

С «____» ______ 20___ года по «____» _______ 20____ года, Ж._______ была дважды допрошена («___»______20____г. и «___» ______ 20___ г) в качестве свидетеля, хотя в реальности на тот момент она уже являлась заподозренным лицом.

«___»_____ 20___ г. она допрошена в качестве подозреваемой.

При этом, в ходе допроса в качестве подозреваемой, Ж._______ письменно заявила о том, что не намерена скрываться от следствия.

Вышеуказанное заявления Ж.__________ не было опровергнуто следствием.

Также, Ж.___________ добровольно заявила письменное ходатайство о передаче ею своего заграничного паспорта в следственный орган для хранения на период расследования вышеуказанного уголовного дела (при этом, следователем Н.__________  был принят заграничный паспорт Ж._________ и в настоящее время он хранится при уголовном деле).

Также, Ж.__________ предоставила в следственный орган копии документов, подтверждающих совместное с ней проживание ее несовершеннолетних детей (20__ г.р. и 20__ г.р.), а также медицинские документы, подтверждающие наличие ряда тяжелых заболеваний у ее детей, требующих постоянного присутствия Ж.______ рядом с ними.

У следствия не имеется сомнений в личности Ж.________, поскольку она установлена в ходе расследования уголовного дела. По запросам следователя получены положительные характеристики. Положительные характеристики на Ж.________ также предоставлены адвокатом.

Следствию известно, что Ж._______ не относится к лицам, не имеющим постоянного места жительства, поскольку она постоянно зарегистрирована по адресу: город_______, ул.__________, д._____, кв.______, где постоянно проживает совместно с членами ее семьи: супругом и двумя несовершеннолетними детьми (копия Выписки из домовой книги №_______ от «___» _____ 20___ г. прилагается).

Также следует отметить, что на момент фактического задержания Ж.________, следователем не направлялось в суд согласованное с руководителем следственного органа ходатайство об избрании в отношении неё меры пресечения в виде заключения под стражу.

Таким образом, основания,  предусмотренные ч.ч.1-2, ст.91 УПК РФ для задержания Ж._________ на момент ей задержания отсутствовали.

Кроме того, при оформлении протокола задержания Ж.________ следователем были допущены нарушения положений ч.2, ст.92 УПК РФ.

Так, в нарушение вышеуказанной уголовно-процессуальной нормы, следователем неверно указано время фактического задержания Ж._________, якобы – 17 часов 45 минут «____» _______ 20___ года, в то время, как фактическое задержание Ж.

_________ было осуществлено следователем Н._______ с 12 часов 15 минут «_____» ________ 20__ года, то есть, на 5 часов раньше указанного в протоколе времени. По этому поводу в протоколе задержания имеются рукописные замечания адвоката.

В силу положений п.11, ст.5 УПК РФ, задержание подозреваемого – это  мера процессуального принуждения, применяемая следователем на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

При этом, п.15, ст.5 УПК РФ определяет момент фактического задержания, как «момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления».

Именно с 12 час. 15 минут «____» ________ 20___ г. Ж._______, находясь в помещении кабинета № ____ в здании следственного органа (по адресу: г._______, ул.________, д._____) была лишена следователем Н.______  возможности свободно, по своему усмотрению, передвигаться.

С указанного времени следователем, наделенным властными процессуальными полномочиями проводить оформление задержания подозреваемого, осуществлялись следственные и иные процессуальные действия в отношении Ж._________.

Кроме того, в нарушение требований ч.2, ст.92 УПК РФ, в протоколе задержания Ж.________ от «___» _______ 20___ г. следователем не приведены мотивы и другие обстоятельства ее задержания, что нарушило конституционные права Ж.________, предусмотренные ст.22 Конституции РФ, а также Положений Статьи 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, никаких законных оснований для задержания Ж._____ и её содержания в ИВС в течение 48 часов не имелось, поскольку такие основания не зафиксированы следователем в протоколе задержания Ж.__________.

В силу предписаний ч.1, ст.92 УПК РФ, протокол задержания должен быть составлен не позднее 3 часов с момента фактического задержания подозреваемого.

В то же время, протокол задержания Ж._______ от «___» _____ 20___ г. был составлен по истечении допустимого по закону времени, так как фактически задержание Ж,______ осуществлено следователем в 12 час. 15 мин. «___» _______ 20____ г, а в 17 час. 45 мин. «____» _______ 20__ г составлен протокол  ее задержания без указания времени фактического нахождения Ж._______ в кабинете следователя.

В соответствии с ч.4, ст.7 УПК РФ постановления следователя должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

При отсутствии указаний на реальные и наличествующие мотивы задержания, а также без учета данных о личности задерживаемого лица, в нарушение ч.4, ст.7 УПК РФ, задержание Ж.________ является незаконным и необоснованным.

Принимая во внимание, что при задержании лица, его право на свободу и личную неприкосновенность ограничено и способно причинить ущерб конституционным правам и свободам участника уголовного производства, действия следователя при задержании Ж.________ подлежат судебному обжалованию в соответствии со ст.125 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 5, 7, 91, 92, 125 УПК РФ, —

ПРОШУ:

Признать незаконными действия следователя Н._______ по задержанию Ж.________ «___» _____ ______ г.р., в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ, согласно протокола задержания Ж._____ от «____ _____ 20___ г., оформленного следователем Н.______ по уголовному делу № ____________.

  1. Обязать следователя устранить допущенные нарушения закона.
  2. Уведомить меня о месте, дате и времени рассмотрения жалобы по телефону.
  3. Приложение:
  1. Копия протокола задержания подозреваемого от «___» ___ 20___ г.
  2. Копия Постановления о возбуждении уголовного дела от «___» _____ 20__ г.
  3. Копия Протокола допроса Ж._______ в качестве подозреваемой от «___» ___ 20__ г;
  4. Копия Выписки из домовой книги №7647270 от 14.08.2018г.
  5. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка Ж. ____., 2010 г.р.
  6. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего ребенка Ж. ____., 2012 г.р.
  7. Копия ордера защитника Ю. № _____ от «___» ______ 20___г. (оригинал в деле).
  • Защитник: _____________________________  /адвокат _________________/
  • «_____» ____________ 20_____ года
  • С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *