Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Скорость движения на электрических самокатах, гироскутерах, моноколесах в общественных парках, зонах отдыха горожан в ближайшее время собираются ограничить до 15 км/час. Кроме того, планируется ввести списки нарушителей, которые не будут иметь возможности пользоваться услугами фирм по прокату таких средств индивидуальной мобильности (СИМ).

Большое внимание уделяется приобретению навыков управления данными средствами. Для этих целей предлагается организовать специальную площадку.

Уже сейчас некоторые московские компании по прокату с помощью специального оборудования ограничивает дистанционно скорость своих электрических самокатов.

Для этого каждое средство передвижения оснащается специальными передатчиками ГЛОНАСС, GPS, которые принимают удаленный сигнал. При въезде в зону ограничения скорость будет автоматически снижаться.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

На какой мототехнике в 2021 году можно ездить без прав С каждым годом на дорогах появляется все больше средств передвижения. Мотоциклы по-прежнему популярны, но особую популярность в последнее время приобрели электрические скутеры, самокаты, велосипеды,…

В чем опасность

Как показывает практика, передвижение электрических самокатов и других средств индивидуальной мобильности уже давно требует урегулирования, поскольку аварийные случаи значительно участились.

Например, в Москве за 2020 год с участием СИМ произошло 156 дорожно-транспортных происшествий. В авариях пострадало 158 человек, в том числе 73 ребенка. При этом многие из них произошли не на дорогах общего пользования, а в городских зонах отдыха.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Здесь ситуация осложняется тем, что по нынешним правилам дорожного движения все водители средств индивидуальной мобильности приравниваются к пешеходам. Ограничивать скорость движения при таких обстоятельствах не имеет смысла, пока не будет соответствующего закона.

С другой стороны, некоторые электрические самокаты по своим скоростным характеристикам не уступают даже мотоциклам. Определить это «на глаз» в дорожных условиях практически невозможно, поэтому на сегодняшний день наибольшую актуальность приобретает сертификация.

Все крупные прокатные компании должны сертифицировать СИМ. Этот вопрос должно решать российское Министерство промышленности и торговли.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021Сейчас только в московских сервисах проката СИМ (кикшеринга) зарегистрировано около полумиллиона активных клиентов. За месяц поездки на электрических самокатах совершают около полутора миллиона человек. Подобные сервисные центры приобретают все большую популярность в крупных городах. Парк этих средств передвижения с каждым днем растет, поэтому на городских улицах становится тесно и опасно из-за повышенной вероятности столкновений.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Принят закон о самоходном транспорте — техосмотр и запрет эксплуатации В России впервые приняли закон на уровне Государственной Думы, который вводит новые правила для владельцев мотоциклетных вездеходов, снегоходов, квадроциклов, а также других автомототранспортных…

Количество пунктов кикшеринга с каждым годом растет. После запуска данных проектов все больше стало появляться случаев наездов на пешеходов. В некоторых случаях это закончилось тяжелыми травмами. С этим нужно безотлагательно что-то делать.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Езду на средствах индивидуальной мобильности должны регулировать отдельные правила дорожного движения. Такую инициативу обещают поддержать прокатные компании.

Одна из крупных московских компаний по прокату электросамокатов через встроенные передатчики ГЛОНАСС или GPS начала дистанционно ограничивать скорость этих ТС в определенных участках центра столицы до 15 км/час.

Обозначены зоны, где движение на электрических самокатах возможно только на минимальной скорости. При подъезде к ним средство передвижения будет дистанционно переводиться в низкоскоростной режим. Такими экспериментальными зонами стали участки повышенной аварийной опасности:

  • ВДНХ;
  • Сокольники;
  • п. Горького;
  • Большая Лубянка;
  • Театральный проезд.

Такие ограничительные меры смогут обезопасить пешеходов и самих водителей СИМ.

МинТранс, в свою очередь, предложил ввести запрет на передвижение по тротуарам электросамокатов весом от 35 кг.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Опасные пешеходы сбивают людей — почему их нужно признать водителями Портативный электротранспорт на тротуарах и дорогах вызывает все больше беспокойства. По данным московских правоохранителей за последнее время произошло несколько серьезных наездов гироскутеров,…

Таким образом, прогресс не стоит на месте. Медленно, но уверенно электрические самокаты занимают свое «место под солнцем» внутри крупных городов, но вместе с этим растет необходимость создания отдельных ПДД для этих транспортных средств.

Загрузка… Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене

«Катись отсюда!» —в РФ решают, что делать с электросамокатами и наездниками

27 мая 2021 | Время чтения 9 мин

ИА REGNUM, 27 мая 2021, 21:01 — REGNUM Весна 2021 года принесла в российские города новое веяние — начало массового распространения электросамокатов и сервисов по их прокату. В России первые подобные сервисы появились в 2018 году, пионером здесь, конечно же, была Москва.

В последующие годы удешевление производства литий-ионных батарей и рост объемов их производства, а также массовое производство относительно надежных компактных электродвигателей позволили снизить цены на электросамокаты — сейчас вполне приличные модели стоят от 15 до 20 тысяч рублей.

За последний год сервисы проката электросамокатов появились уже во многих крупных российских городах.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Прокат самокатов на Киевском вокзале. Весенняя Москва

Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

Электросамокат хорош всем — он компактен, его можно носить с собой, в том числе и в метрополитене и лифте, им легко управлять — каких-то специальных навыков не требуется, он прост в обращении — нужно лишь вовремя заряжать батареи и изредка смазывать подшипники, ну и, наконец, для передвижения на нем не нужно прикладывать физическую силу — электросамокат способен поднять своего владельца даже в гору. При этом современные бюджетные модели могут развивать скорость до 30 километров в час (более дорогие модели могут и 50 километров в час) и имеют запас хода на 20 километров без подзарядки.

Все это делает электросамокат довольно удобным средством передвижения в условиях города. Причем именно средством передвижения, а не просто развлекательной игрушкой.

К этому делу быстро подключился бизнес — сервисы по прокату электросамокатов пошли в массы.

В случае с прокатом пользователю не нужно думать ни о техническом состоянии электросамоката, ни о том, где его хранить, подзаряжать — просто заплатил небольшую сумму и воспользовался им только тогда, когда это необходимо.

Многие эксперты и урбанисты заговорили о том, что массовое распространение электросамокатов может частично решить транспортные проблемы крупных городов — электросамокат не занимает столько места, сколько автомобиль, от него нет вредных выбросов в атмосферу, да и скорость передвижения на нем подчас выше, чем на автомобиле и наземном общественном транспорте по городу.

Но все оказалось не так радужно — все более растущему числу электросамоктов просто нет места в российских городах. Транспортная городская инфраструктура исторически сложилась таким образом, что есть зоны для автомобилей и зоны для пешеходов, и ни в одну из этих зон электросамокат полноценно не вписывается.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Прокат самокатов на Курском вокзале. Весенняя Москва

Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

По понятным причинам электросамокатчики сперва начали активно передвигаться по пешеходным дорожкам и тротуарам. И сразу же стали фиксировать случаи травматизма — электросамокатчики сбивают пешеходов.

  • В одном только Санкт-Петербурге за последние десять дней произошло несколько инцидентов с электросамокатами.
  • Так, 18 мая солист балетной труппы Мариинского театра, заслуженный артист Республики Северная Осетия — Алания Давид Залеев
    получил тяжелейшую травму в результате падения с электросамоката — артист в больнице в состоянии комы.
  • 24 мая в центре Петербурга пьяный мужчина на электросамокате сбил ребенка и причинил ему травмы.
  • 25 мая полиция Петербурга задержали 32-летнего горожанина, который на арендованном электросамокате сбил на тротуаре женщину, гулявшую с ребенком, и с места происшествия скрылся.

26 мая следователи СКР возбудили дело по факту оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности, в отношении руководства компании, предоставляющей в аренду электросамокаты. Дело завели после того, как как двое молодых людей на взятом в аренду самокате в самом центре Санкт-Петербурга сбили пешехода, а затем избили его.

Подобные случаи фиксируются во всех крупных городах страны. Есть случаи, когда автомобили сбивали электросамокаты на проезжей части. Кроме того, обозначилась проблема стихийных парковок шеринговых самокатов, например у станций метрополитена. Брошенные шеринговые электросамокаты мешают проходу пешеходов и работе коммунальщиков.

Поскольку таких инцидентов становится все больше, власти не могут не реагировать. Можно констатировать, что началась общественная дискуссия по вопросу регулирования использования электросамокатов в условиях города.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Женщины на самокатах

Дарья Драй © ИА REGNUM

К примеру, в Новосибирске был проведен социологический опрос на тему «Самокаты в городе — удобны или опасны?». Он проходил на муниципальном портале города. 55,9% опрошенных опасаются ходить по тротуарам, так как их могут сбить; 50,6% сетуют, что езда на самокатах не регулируется законами; 40,9% опасаются выезда самокатов на проезжую часть.

В Ярославле депутаты городской думы обратили внимание на проблемы с безопасностью самокатов в центре города. По информации мэрии, шерингом самокатов в городе занимаются два юридических лица и один индивидуальный предприниматель. Никаких договоров с городскими властями у них нет.

В мэрии отмечают, что регулирования деятельности электросамокатов в России нет. Практики упорядочивания движения электросамокатов в других регионах также на данный момент нет. По словам заместителя мэра Ярославля, было проведено уже три совещания по этому вопросу с представителями ГИБДД и владельцев самокатов.

Как владельцы самокатов обяжут пользователей соблюдать ПДД, заммэра не уточнил. Видимо — никак, потому что никакого личного контакта система шеринга самокатов не предусматривает.

Между тем в мэрии намерены продолжить «проведение совещаний для выработки общего подхода по размещению электросамокатов в городе Ярославле».

В других регионах в условиях отсутствия законодательной базы регулирования использования самокатов от размышлений перешли к действиям.

Так, в тесной и переполненной туристами Ялте в рамках борьбы с незаконным бизнесом по прокату электротранспорта изъято более 350 самокатов, сообщили в пресс-службе администрации города.

«На бесконтрольное движение электросамокатов в пешеходных зонах неоднократно жаловались люди. К тому же припаркованные в разных местах электросамокаты препятствовали свободному проходу граждан. Сотрудники департамента провели мониторинг и зафиксировали самовольное занятие территории общего пользования», — заявил начальник департамента муниципального контроля Вадим Ковалёв.

В Анапе городские власти были вынуждены ограничить въезд на городскую набережную велосипедов и электросамокатов после многочисленных жалоб со стороны жителей и отдыхающих.

В Екатеринбурге одна из сетей проката электросамокатов — Whoosh — решила ограничить скорость движения своих устройств в ряде мест города. Речь идет о том, что на некоторых участках электросамокат не сможет разогнаться быстрее 15 километров в час.

Общественная дискуссия по вопросу использования электросамокатов явно далека от завершения. Например, в Алтайском крае далеко не все считают, что использование электросамокатов нужно жестко регулировать, ведь тогда теряется сам смысл этого дешевого и удобного средства передвижения.

Читайте также:  Имеют ли право ДПС стоят с нарушением на автобусной полосе?

В том же Ярославле местный бизнесмен высказался в защиту электросамокатов, хотя и отметил, что общая культура взаимного уважения в России довольно низкая, а законодательство просто не успевает за техническим прогрессом.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Девушка в маске со шпицом на самокате

Дарья Драй © ИА REGNUM

Городской совет Новосибирска и мэрия города вплотную занялись проблемой электросамокатов. На 8-й сессии горсовета был рассмотрен вопрос о создании условий для безопасного использования электросамокатов, гироскутеров, моноколес и сигвеев.

Как выразился первый заместитель председателя заксобрания Новосибирской области Андрей Панфёров, «эту вакханалию необходимо прекращать».

Из горсовета Новосибирска было направлено обращение к председателю правительства России Михаилу Мишустину с просьбой в наиболее короткие сроки рассмотреть возможность утверждения изменений в правила дорожного движения в части определения статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты, моноколёса, гироскутеры. Мэр города Анатолий Локоть заявил, что власти ведут переговоры с прокатчиками электросамокатов и, по всей видимости, пойдут по пути ограничений — использовать электросамокаты разрешат далеко не на всех улицах города.

Власти Санкт-Петербурга хотят сделать аренду электросамокатов доступной только по паспорту. Таким образом предполагается исключить использование мобильных средств передвижения несовершеннолетними.

В Башкирии проблему электросамокатов будут обсуждать на уровне Законодательного собрания республики. Власти констатируют, что в Уфе число гироскутеров, электросамокатов и велосипедов достигло критической массы, поэтому необходимо, где есть возможность, отделять эти потоки от пешеходов.

В Воронеже власти города вступили в диалог с прокатчиками электросамокатов и надеются, что удастся упорядочить их работу в интересах города и горожан.

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов заявил, что самокатчики должны передвигаться в пешеходной зоне со скоростью потока. По его словам, это распространенная международная практика. Также Ликсутов отметил, что московский департамент транспорта направил в Минтранс РФ предложения по правилам управления электросамокатами.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021

Катающиеся на самокатах на ВДНХ. Весенняя Москва

Ярослав Чингаев © ИА REGNUM

В Казани власти решили ускорить процесс и уже разрабатывают правила использования самокатов. Возможно, это будут первые подобные правила в России.

В целом эксперты отмечают, что в законодательстве применительно к электросамокатам, конечно, есть пробелы и их надо устранять.

В Правилах дорожного движения упоминание персонального электротранспорта отсутствует, в связи с чем возникает вопрос — считать ли электросамокат обычным самокатом (тогда его владелец должен передвигаться только по тротуарам) или же приравнять его к мопеду (тогда владельцы обязаны иметь права категории М, надевать шлем и соблюдать все правила для владельцев мопедов)?

Если рассуждать формально, то электросамокат, мощность электродвигателя которого более 250 ватт (а это практически все электросамокаты на рынке), по ПДД вполне можно приравнять к мопедам.

Согласно ПДД у мопеда следующее определение:

«Мопед — двух — или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, имеющие аналогичные технические характеристики».

Получается, что владельцы самокатов мощностью 250 ватт и меньше должны подчиняться правилам для пешеходов и передвигаться исключительно по пешеходным зонам, а владельцы более мощных электросамокатов должны иметь соответствующие права и экипировку и при этом передвигаться по проезжей части. Но уже сейчас понятно, что передвигаться на электросамокате по дорогам общего пользования, даже в некоторой защитной экипировке — это небезопасно. Кроме того контролировать, на каком именно электросамокате передвигается гражданин, практически невозможно.

В итоге даже в Министерстве внутренних дел России нет единой позиции по вопросу, приравнивать ли электросамокат к мопеду или нет — в разное время ведомство давало диаметрально противоположные ответы на соответствующий запрос.

К сожалению, в прошедшие десятилетия культура использования велосипедов в качестве средства передвижения по российским городам не получила широкого распространения. Соответственно в крупных городах так и не появилась разветвленная сеть велодорожек, которые бы сейчас очень пригодились для электросамокатчиков.

Читайте развитие сюжета: Самокаты в Екатеринбурге: правила хорошего тона и наказания

Владельцев электросамокатов решили ограничить в правах — МК

Грядут значительные ограничения для владельцев средств индивидуальной мобильности — они же малый электротранспорт.

Нововведения уже анонсировал глава Дептранса Максим Ликсутов: на проезжей части электросамокатчики будут обязаны иметь права и быть трезвыми, а на тротуары их пустят только на пешеходной скорости — об этом позаботится автоматика, прежде всего, на прокатных агрегатах. «МК» узнал у активно практикующих наездников электросамокатов, что они намерены делать.

Как именно ввести электросамокаты в общую матрицу Правил дорожного движения пока еще не определено точно: обсуждения идут минимум с 2019 года.

Но перемены грядут уже очень скоро — статистика ЧП с участием электросамокатов резко выросла в 2021 году. И неважно, насколько цифры отражают реальную ситуацию.

Правдива статистика или не слишком, сам факт ее появления говорит о том, что за электросамокаты решено взяться всерьез.

— Если электрический самокат используется на проезжей части, то он должен находиться в зоне регулирования государственной автоинспекции, — выразил Максим Ликсутов позицию своего ведомства на Петербургском экономическом форуме. Чиновник также добавил, что если самокат передвигается в одной плоскости с пешеходами, он должен двигаться со скоростью пешеходного потока, не превышать ее.

Скорость прокатных электросамокатов будет ограничена в городе до 25 км/ч, подчеркнул Ликсутов. По его мнению, это максимальная скорость, на которой безопасно передвигаться без шлема, особенно учитывая малый радиус колес.

Тут бы открыть дискуссию с коллегами, отвечающими за благоустройство улиц — неужто в Москве есть ямы и тому подобные препятствия, которые могут стать ловушкой для самоката? Но, пожалуй, это уже бессмысленно: транспортники, как подтвердили «МК» в компании-операторе проката электросамокатов, провели переговоры с бизнесом и новый скоростной лимит будет внедрен на программном уровне.

— Альтернативой было жесткое признание электросамокатов мопедами, то есть мы оказались бы скорее аналогом каршеринга, чем велопроката, — пояснил менеджер.

— Это дополнительные программные решения, это резкое снижение базы пользователей, это в целом немного другая бизнес-модель.

Мы уже пошли дальше и в пешеходных зонах — например, в парке Горького и других парках — внедрили 15 км/час, так еще безопаснее. Оттока клиентов пока не заметили.

Электросамокаты по ПДД: где и как можно ездить? 2021 Наталья Мущинкина

Тем не менее, счастья наездники (а вскоре — водители) электросамокатов не испытывают. Более того: продумывают, как можно будет обходить новые ограничения. Ведь — что самое главное — о госномерах и ПТС для электросамокатов речи пока что не идет. А значит…

— Не особо волнуюсь, — рассказал «МК» 42-летний Алексей, райдер с многолетним стажем, активно ездящий по дорогам и тротуарам на электросамокате.

Что касается «прав», то они у меня в принципе есть, но я не собираюсь их возить с собой. Номеров на частных аппаратах нет, а камеры распознавания я спокойно обману балаклавой или шарфом.

А от патруля уйти совершенно нетрудно: при хороших навыках вождения я в любую дырку проскакиваю, куда они не могут. Без шансов!

— Правила будут, значит, такие: никаких особых примет ни на себе, ни на самокате, — размышляет 26-летний Никита, ездящий уже третий год. — Опознать будет невозможно. Прокатные самокаты — сразу мимо: пропалят, кто на них едет в данный момент.

Ну и против ограничений скорости — тут уже мильон способов перепрошивки и так далее. Кто хочет ездить быстро и жестко — тот будет. Что, полиция будет гоняться за ними на мотоциклах по пешеходным зонам? Нет, конечно. А значит — все это будет ни о чем.

Продолжим ездить!

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28554 от 8 июня 2021

Заголовок в газете: Владельцам электросамокатов урежут права

Нужны ли права на электросамокат в России в 2021 году?

За последние несколько лет электросамокаты превратились из необычной новинки в востребованный и комфортный вид транспорта. Современные модели могут ездить на большие расстояния, справляться с бездорожьем и отличаются компактностью. Еще одним преимуществом является отсутствие необходимости получения водительских прав, но более мощные модели обладают характеристиками, которые приравнивают данный вид транспорта к скутеру. Так нужны ли права на электросамокат в 2021 году?

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году?

Правила передвижения самокатов в 2021 году

В 2013 году была создана новая категория прав «М», к которой относятся квадроциклы, мопеды и скутеры с мощностью двигателя от 250 Вт.

По негласному соглашению, электросамокаты приравнивались к обычным самокатам и велосипедам, да и их максимальную скорость никто не проверял.

Теперь на рынке появились модели мощностью больше 250 Вт и скоростью свыше 50 км/ч, что уже может стать причиной аварии и даже травмировать человека.  

Рынок электротранспорта расширяется из года в год

Можно ли таких водителей приравнять к полноценным участникам дорожного движения? Согласно данным ГИБДД, начиная с 2017 года, райдеры стали передвигаться на скорости, которая соответствует требованиям к водителям транспортных средств категории «М». В таком случае права на электросамокат станут обязательным требованием, их можно будет получить только после обучения в автошколе.

Весной 2021 года в силу вступают новые поправки в ПДД, которые касаются данного вида транспорта:

  1. Новое наименование. Теперь не только электротранспорт, но и даже обычные самокаты, велосипеды и даже роликовые коньки и скейты будут обозначаться как СИМ (средства индивидуальной мобильности). Такое решение было принято по причине худшей управляемости транспортом, что может вызвать серьезную аварию.
  2. Особенности езды. Все водители электросамокатов независимо от характеристик транспорта должны будут передвигаться по велосипедным дорожкам. Если такие отсутствуют, допускается езда по тротуару со скоростью не более 20 км/час. На участках без дорожек и тротуара владельцы электротранспорта могут передвигаться в крайней правой полосе, максимально близко к обочине, но только в том случае, если у них есть права на электросамокат.
  3. Езда в нетрезвом виде. Управление любым транспортом в нетрезвом виде влечет за собой опасность как для водителей, так и для пешеходов и участников дорожного движения. Запрет вступит в силу в ближайшее время, но о сумме штрафа и мерах наказания итоговой информации пока нет.
  4. Ограничения по возрасту. Дети до 7 лет могут кататься только в пешеходной зоне вдали от дороги и в сопровождении родителей. Дети от 7 до 14 лет – по тротуарах и в пешеходной зоне. При этом устройство должно оснащаться фарами и светоотражателями.
  5. Все по правилам. Даже если есть права на электросамокат, это не значит, что не придется следовать правилам дорожного движения. В первую очередь на водителей будет распространяться действие знака «Стоянка запрещена», а на «островках безопасности» нельзя будет оставить электросамокат.
  6. Индивидуальные средства защиты. Как и для скутеров и мотоциклов, будет введено правило обязательного использования шлемов.  
Читайте также:  Купил авто, нет таблички с vin – поставят ли на учёт?

В ГИБДД считают, что такие нововведения помогут снизить количество ДТП, которые происходят по вине райдеров. Что касается того, можно ездить на электросамокате без прав или нельзя, здесь все зависит от типа самоката и его индивидуальных характеристик.

Катаясь на электросамокате, важно помнить про экипировку

Нужны ли права на мощные электросамокаты?

Обсуждение новых правил дорожного движения для водителей электротранспорта и определение временных рамок начала их действия стартовало еще в 2017 году, когда на рынке появились инновационные, быстрые и мощные модели электросамокатов. Как уже говорилось выше, теперь данный вид транспорта стал полноценным участником категории «М», а здесь без прав просто не обойтись.

Все дело в том, что электротранспорт с мощностью двигателя выше 0,25 кВт и скоростью от 50 км/час приравнивается по своим характеристикам к мопеду, который не может ездить по пешеходной зоне, велодорожкам и тротуару.

Соответственно, ему придется быть полноправным участником дорожного движения, а без знания ПДД есть высокий риск стать участником или виновником ДТП.

Иметь права на электросамокат – обязательное условие, даже если они категории «В».  

Нужны ли права на мощные электросамокаты?

Можно ли ездить на электросамокате без прав?

В том случае, если используется маломощный электросамокат, права не него не требуются. Он приравнивается к велосипеду и может использоваться так же, как и данное транспортное средство. Поэтому предварительно нужно ознакомиться с техническими характеристиками самоката.

Представители ГИБДД уже определились с административной ответственностью за вождение без прав. Таких водителей ожидает:

  • оплата штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
  • запрет на управление транспортным средством на определенный период;
  • доставка электросамоката на штрафстоянку.

Сотрудник ГИБДД может остановить на проверку любой электросамокат независимо от того, с какой скоростью и где он ехал в конкретный момент, если данная модель приравнивается к мопеду. Если авария произошла в пешеходной зоне с участием обычного электросамоката, происшествие разбирается как конфликт между пешеходами, а не как ДТП.

Как можно получить права?

Права на электросамокат категории «М» можно получить путем обучения в автошколе. Слушатель будет сдавать такой же теоретический экзамен, как и остальные, отличаться будет только практическая часть. Для получения прав необходимо соблюдать такие условия:

  • Возраст старше 16 лет.
  • Наличие справки о состоянии здоровья (нужно пройти медицинскую комиссию).
  • Прохождение обучения и сдача соответствующего экзамена в лицензированной автошколе.

О категории «М» еще мало кто знает, поэтому спрос на данный курс минимальный. Еще одной причиной является его стоимость, которая ничем не отличается от остальных. Поэтому многие слушатели получают категорию «В» или совмещают получение нескольких категорий, что является допустимым.  

Как можно получить права?

Что будет дальше?

С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями.

Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД.

Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.

Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.

В итоге

Права на электросамокат в России в 2021 году нужны будут в том случае, если транспорт имеет мощность выше 250 Вт и может развить скорость больше 50 км/час. Кроме того, такие водители должны следовать ПДД. Остальных владельцев электротранспорта данные нововведения все равно коснуться, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться. Ведь незнание закона не освобождает от ответственности.

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году

Еще несколько лет назад электрические самокаты были диковинкой, которую редко встретишь на улицах города. Но их популярность начала расти стремительно. Для многих этот вид транспорта оказался очень привлекательным.

Экологически чистый, комфортный, он позволяет быстро перемещаться на достаточно большие расстояния как по городским асфальтированным дорогам, так и по грунтовым, лесным тропинкам, траве и песку.

При этом он избавил от необходимости часами простаивать в пробках.

Подстраиваясь под требования пользователей, производители стали предлагать более мощные модели. По своим характеристикам многие современные электросамокаты ничем не уступают скутерам.

Передвигаясь по тротуарам, они стали представлять угрозу безопасности пешеходов, а выезжая на дорогу, создавать аварийные ситуации там. Вопрос о необходимости внести корректировки в существующие ПДД поднимался не раз.

Из нашей статьи вы узнаете, вступили ли поправки в правила в 2021 г. и нужны ли права на электросамокат.

На какие электросамокаты нужны права

Из-за увеличения числа ДТП с участием мопедов, скутеров, квадроциклов в 2013 г. была введена новая категория водительских прав «М». Она дает разрешение на управление легкими транспортными средствами, мощность двигателя которых 250 Вт и выше, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

В постановлении №221 от 22.03.2014 г. нет прямого указания, что владельцы электросамокатов обязаны получать водительские права категории «М».

Однако мопеду дается определение как 2- или 3-колесному механическому транспортному средству с электродвигателем мощностью от 250 Вт, развивающему скорость до 50 км/ч.

Сотрудники ГИБДД разъясняют, что под эту категорию подходят и некоторые мощные модели электрических самокатов.

Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.

Если электросамокат оснащен мотором мощностью выше 250 Вт, то он приравнивается к мопедам. А значит для управления им необходимо получить водительские права категории «М». Подойдут также права более высоких категорий.

Модели с мощностью до 250 Вт по действующему законодательству не могут быть отнесены к мопедам. По существующим правилам дорожного движения их владельцы приравниваются к пешеходам и в водительских правах не нуждаются.

Внесение изменений в ПДД в 2021 году

Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.

Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.

Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.

Одно из самых важных положений этого проекта связано с уточнением понятия СИМ.

Теперь к средствам индивидуальной мобильности предлагается относить все устройства для передвижения, работа которых осуществляется с помощью электродвигателя, либо которые едут за счет использования мускульной энергии человека.

То есть под это понятие попадают не только электротранспорт, но и механические самокаты, ролики, скейтборды. Из определения СИМ выводятся лишь велосипеды и инвалидные кресла, которые вынесены в отдельные категории.

СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.

Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:

  • Если ребенку, управляющему электросамокатом не исполнилось 7 лет, он приравнивается к пешеходу и подчиняется соответствующим правилам. То есть ему разрешается ехать только по тротуарам и пешеходным зонам.
  • Дети от 7 до 14 лет, управляющие электросамокатом, по своим правам приравниваются к велосипедистам такого же возраста. Им разрешается передвигаться по тротуарам и велодорожкам.
  • Если электросамокатом управляет райдер старше 14 лет, то он подчиняется тем же правилам, что и взрослые велосипедисты, хоть и с небольшими отличиями.

Согласно проекту, взрослые райдеры должны передвигаться по велосипедным дорожкам. При их отсутствии им разрешается ехать по тротуару. Но скорость при этом не должна превышать 20 км/ч. При отсутствии велодорожек и тротуара можно ехать на электросамокате по обочине.

В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:

  • райдеру должно быть как минимум 14 лет;
  • электросамокат должен быть оборудован тормозами, светоотражателями со всех сторон, фарой спереди и звуковым сигналом;
  • дорога не является автомагистралью, на ней действует ограничение скорости до 60 км/ч, по ней не запрещено передвигаться велосипедистам;
  • двигаться можно строго по 1 ряду, нельзя обгонять впереди едущих.

В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.

Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.

Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.

Читайте также:  Незаконное задержание: сроки, правила и порядок 2021

Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.

Можно ли ездить на электросамокате без прав

По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.

Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду. При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики.

Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.

Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:

  • ему будет выписан штраф, его сумма колеблется от 5 до 15 тыс. рублей;
  • райдеру будет запрещено ездить на электросамокате некоторое время;
  • электросамокат будет доставлен на штрафстоянку.

Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.

Как получить права на электросамокат

Чтобы получить водительские права категории «М», необходимо пройти обучение в автошколе. После чего придется подтвердить полученные знания и навыки, сдав экзамен в ГИБДД, который включает теоретическую и практическую часть. Права выдаются только лицам старше 16 лет, прошедшим медицинскую комиссию.

При наличии водительских прав другой категории, «М» проставляется автоматически. Многие, проходя обучение в автошколе, по этой причине предпочитают сразу получить категорию «В», дающую право на управление легковым автомобилем. По стоимости обучение на обе категории не сильно отличается. Но получение категории «В» открывает больше возможностей.

Таким образом, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик транспортного средства. На моделях с низкой мощностью (до 250 Вт) можно передвигаться без водительского удостоверения. Электросамокаты мощностью более 250 Вт приравниваются к мопедам. Управлять ими можно только получив права категории «М» и соблюдая ПДД.

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году: в России, в Москве, Перми, требования ПДД, ставить ли на учет

Электрические самокаты с каждым годом становятся популярнее, их количество на улицах городов увеличивается. Работая от аккумуляторной батареи, устройство способно развивать скорость до 50 км/ч.

На нем можно быстро добраться до любой точки. Зарядка аккумулятора осуществляется от обычной розетки.

Но перед тем как решить для себя, стоит ли его покупать, лучше выяснить условия эксплуатации данных средств с точки зрения ГИБДД.

Электросамокат по ПДД 2021 года

Согласно ПДД, электрический самокат является средством индивидуальной мобильности, не относится к транспортным средствам. Управляющее им лицо рассматривается в качестве пешехода. Он может передвигаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.

В темное время управляющий электросамокатом должен обозначить свое положение с помощью светоотражающих предметов. Передвигаясь по пешеходной дорожке, тротуару, лицу, которое управляет устройством, рекомендуют придерживаться крайнего правого положения. Это не создает помех для перемещения пешеходов.

Ставить ли на учет ГИБДД электрический самокат

Постановка электросамоката на учет в ГИБДД не требуется, поскольку он не относится к транспорту. Согласно положениям ПДД, регистрация обязательна для наземных самоходных устройств с мощностью двигателя более 4 кВт или с максимальной скоростью свыше 50 км/ч.

Внимание!

Несмотря на то, что некоторые модели могут развивать скорость более 50 км/ч, на данный момент нет законодательной базы для их отнесения к транспортным средствам и постановке на учет.

Каковы требования к электросамокатам ПДД

В июне 2021 года Министерство транспорта выступило с инициативой внесения поправок в ПДД, связанных с приравниванием электрических средств передвижения к транспортным. Если правила будут откорректированы, то это повлечет за собой обязательную регистрацию с выдачей госномеров, получение водительских прав, ответственность за нарушение ПДД.

Для управления электросамоката сейчас не требуется специальных навыков, экипировки. Хотя сотрудники ГИБДД рекомендуют пользоваться шлемами для собственной безопасности.

Важно!

Пешеход имеет приоритет перед тем, кто едет на самокате. Водитель этого средства обязан пропустить идущего по тротуару человека.

В некоторых городах России, также как и в Беларуси, местные власти приняли ряд положений, касающихся эксплуатации электрических устройств:

  • ограничение скорости;
  • запрет на езду в определенных районах населенных пунктов;
  • ограничение по массе самоката.

Резкое увеличение количества и разновидностей электросамокатов требуют принятия решений, направленных на обеспечение безопасного передвижения пешеходов по улицам. При пользовании устройством запрещено:

  • перевозить пассажиров;
  • буксировать другой самокат;
  • говорить по телефону;
  • пользоваться наушниками.

Перед пешеходным переходом следует сойти с устройства и провезти его через дорогу. Административная ответственность за нарушение ПДД человеком, управляющим электросамокатом, аналогична той, что предусмотрена для пешеходов.

Нужны ли права на электросамокат в 2021 году в России

При наличии в пользовании устройства следует разобраться, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Так, лицо, использующее это средство для передвижения, должен выполнять требования, предъявляемые к пешеходам. Поэтому водительского удостоверения для управления электросамокатом не требуется.

В Москве

Для обеспечения безопасности пешеходов в Москве в некоторых районах городские власти ввели ограничение скоростного режима.

Например, в историческом центре города можно ездить со скоростью 15 км/ч. Рекомендуют также каждое устройство оснастить системой ГЛОНАСС, открыв при этом удаленный доступ к управлению.

При скорости более установленных значений, она автоматически должна ограничиваться.

В Перми

По информации СМИ в некоторых городах России сотрудники ГИБДД приравнивают электросамокат к мопеду, выписывают штраф за езду без водительского удостоверения.

Например, в Перми был оштрафован пользователь, к которому предъявили претензии: езда без шлема по пешеходной дорожке.

При этом инспектор сослался на пункт ПДД, в котором к мопедам приравниваются квадроциклы, а конкретного упоминания самоката нет.

На данный момент регистрации электросамоката в ГИБДД, сдачи экзаменов и получения прав на управление им не требуется. Но с увеличением количества мощных устройств на улицах городов назрела необходимость пересмотра существующих правил дорожного движения. Это создаст комфортную и безопасную обстановку для передвижения пешеходов и лиц, управляющих электросамокатами.

Как вам статья? 

Законодатели работают над определением статуса электросамоката в правилах дорожного движения. Новости. Первый канал

Весна, жара, время прогулок опасность, которая угрожает каждому. Электросамокаты на городских улицах возникают мгновенно, мчатся на большой скорости. Права не нужны, правила не писаны. Сотни инцидентов, десятки травмированных пешеходов — и взрослых, и детей. Последняя иллюстрация — вопиющий случай в центре Петербурга. Что делать если даже тротуары — теперь зоны повышенного риска?

«Я как отец говорю. Я в течение дня становлюсь свидетелем нескольких наездов, понимаете. Два раза наезжали на меня, это третий наезд», — рассказывает пострадавший Валерий Айрапетян.

Обычная пешеходная прогулка по Невскому закончилась для Валерия в больнице. Камеры наблюдения зафиксировали: группа молодых людей на электросамокатах будто специально толкает прохожих. Первый раз конфликта удалось избежать. Но когда Валерий сделал замечание, дело дошло до драки. В результате — переломы ребер и ушибы.

«Я крепкого телосложения человек, для меня это толчок. А для ребенка — это не толчок. Это удар и множественные переломы. А для старушки это вообще может быть перелом позвоночника и так далее», — отмечает Валерий Айрапетян.

Молодых людей задержали полицейские. Уголовное дело возбудили по статье «Хулиганство».

«Я подтверждаю, что мог нанести телесные повреждения неизвестному мне мужчине. От органов предварительного следствия скрываться я не намерен», — говорит подозреваемый.

С приходом весны им все сложнее стало делить одну дорогу. Ведь статус человека на самокате пока никак не прописан — фактически он тоже пешеход, а значит можно и на тротуар, и в парк без прав и каких-либо штрафов.

«Мы в основном по парку ездим. Но я вижу, что люди по дороге едут, мне кажется, километров 100 в час точно летят», — отмечает девушка.

Такие мощные самокаты — главная проблема. Сейчас чиновники и депутаты всерьез думают, приравнять подобные «средства индивидуальной мобильности» к мопедам, а значит нужно получать права и двигаться по проезжей части. Но если самокат малоскоростной, как в большинстве прокатных компаний, то считается, что это скорее велосипед. Проводим эксперимент — берем в аренду как раз такой экземпляр.

Самокат очень резвый, развивает скорость 25 километров в час, больше разогнаться не дает. Главный вопрос — сможет ли он вовремя остановиться? Тормозной путь — минимум четыре метра.

И ведь это на сухой, ровной дороге. Примеров аварий с участием самокатов десятки. Вот парочка не поделила выезд из двора с автомобилем, только чудом обошлось без травм. От столкновения не успел уйти солист балета Мариинского театра — мужчина от удара упал на землю и сейчас в больнице.

В Северной столице почти 12 тысяч единиц такого микротранспорта. Устройства, доступные в аренду, буквально повсюду. Порой хаотично разбросаны на тротуаре, словно игрушки в детской комнате. Вместе с прокатчиками власти города ищут решение.

«Договорились, что на путях следования пешеходов, при подходах к станциям метрополитена хаотичной парковки не будет. На тротуарах, с шириной полутора метров стоянки самокатов не будет», — отмечает заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Дмитрий Ваньчков.

Договорились, в центре Петербурга снизить скорость до 15 километров в час. Но чтобы так было повсеместно, компании по аренде самокатов не согласны. Ведь спрос на такую услугу заметно упадет.

«Мы сейчас заменяем метро, машины, автобусы, такси. И самокат для 25 километров в час действует как транспорт, но если мы снижаем скорость до 15, 10 и тем более меньше 10, мы выключаем транспортный сценарий, и самокаты становятся просто детским развлечением», — поясняет представитель компании по краткосрочной аренде электросамокатов Юлия Камойлик.

Разрешить садиться на самокат с 14 лет, причем в защитной экипировке. Впрочем, сейчас это не больше чем предложения. И пока статус самоката не будет прописан в правилах дорожного движения, любителям погонять остается руководствоваться здравым смыслом, не забывая, что превыше всего безопасность, не только своя, но и окружающих.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *