Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

14 июля

13:55
2017

by AMSRUS

О нововведении находчивых сотрудников ГИБДД сообщили сразу в нескольких российских регионах.

Способ простой и изящный одновременно: полицейские берут небольшую камеру, способную передавать информацию по WiFi или через мобильную сеть, крепят ее с помощью магнита на дорожный знак или столб и ждут.

Неосторожный водитель совершает нарушение — например, пересечение сплошной — и записывающее устройство это фиксирует.

Через несколько сотен метров находится пост ДПС, где в машине с ноутбуком сидят полицейские и в режиме онлайн следят за ситуацией. Если они видят нарушение, то остается лишь немного подождать, чтобы автомобиль доехал до поста, остановить водителя и показать ему видеозапись его ошибки.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Сразу несколько таких историй рассказали водители, пожелавшие остаться неназванными. Популярность такого метода подтвердил «Коммерсантъ FM» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Он отметил, что его знакомые попадали в аналогичные ситуации, но со СМИ общаться они не хотят, потому что полицейским в итоге пришлось дать взятку.

Такой способ, по факту, не является незаконным, ведь кадры нарушения теоретически могли бы попасть в руки полицейских от ответственного гражданина, напомнил господин Шкуматов:

 «Водитель практически не может доказать, что запись его нарушения была добыта незаконным путем. Видеозапись может быть передана инспектору человеком, который зафиксировал административное правонарушение.

Те инспекторы, которые умеют применять технологию стриминга, будут продолжать делать. Получается, что ГИБДД становится видеоблогером. В Москве, кстати, примерно тем же самым занимается скрытый патруль».

Система скрытых патрулей заработала в Москве в 2015 году.

Она действует по похожему принципу – нарушающий водитель тоже не знает, что за ним наблюдают сотрудники ГИБДД, которые сидят в обычном автомобиле без опознавательных знаков.

Нарушения они фиксируют на камеру, после чего передают информацию об этом своим коллегам, которые и останавливают водителя. Если тот начнет отпираться, ему тут же покажут видеозапись.

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Такой способ, по факту, вычеркивает из схемы патруль, сидящий в обычном авто. В протоколе нарушения этот момент сотрудники ГИБДД, скорее всего, не упомянут, считает адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора»

Сергей Радько: «Если правонарушение было, то оправдаться здесь трудно. Если суд будет подробно разбираться с порядком фиксации и выявлением нарушения, то могут быть вопросы.

Если сам сотрудник полиции не был очевидцем, а камеры не находились на балансе ГИБДД, то нормативные акты запрещают использовать такие технические средства. Поэтому использование такой камеры является незаконным.

Скорее всего, они в протоколах это не упоминают, а просто указывают, что в таком-то месте ты совершил правонарушение».

Действия полицейских вполне легальны, так как в регламенте их работы прописан пункт: «При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото и видеосъемки».

Получается, что водитель не сможет сказать, что его остановили ни за что.

Остается неясным, будут ли такие случаи оформлены по правилам или они позволят отдельным инспекторам дополнительно зарабатывать.

Перед официальными стационарными камерами ГИБДД должна устанавливаться предупреждающая табличка. Но если камера передвижная, то знака может и не быть.

по материалам “Коммерсантъ”

Почему скрытое патрулирование ГИБДД — уголовно наказуемое деяние

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

В последнее время власть очень вольно трактует законы в свою пользу, наказывая население не в зависимости от содеянного, а исходя из целесообразности. Схваченная за руку, неловко парирует: «Нет, это другое». И, обрадованная безнаказанностью, не только увеличивает натиск на людей, но и придумывает новые формы давления, выходящие за пределы правового поля. В том числе, как убедился портал «АвтоВзгляд», и в автомобильной жизни страны.

ГИБДД с середины июня развивает новый проект — скрытое патрулирование. Придорожные полицейские на дорогих автомобилях без опознавательных знаков шпионят за водителями, выписывая штрафы за примитивные нарушения, находящиеся в компетенции рядового инспектора и не нуждающиеся в скрытной слежке и бюджетных затратах.

Как с правовой точки зрения можно квалифицировать скрытое патрулирование? Во-первых, исходя из п.6 ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», латентный шпионаж логично называть наблюдением. Которое является оперативно-розыскным мероприятием.

Оперативно-розыскные мероприятия не имеют статуса профилактических и осуществляются в рамках уголовного дела.

Иными словами, есть достаточные основания полагать, что скрытое патрулирование — превышение должностных полномочий, поскольку ни один из водителей не проходит по уголовному делу и попадает в поле зрения инспектора ГАИ случайно.

Во-вторых, в подходящем по этому случаю п.1 ст.

286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» сказано, что «совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов…, наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет».

Не менее интересен п.3 данной статьи — если деяния совершены с применением специальных средств, а в данном случае это специальный автомобиль без цветографических схем и свето-звуковых сигналов, то инспектор ГАИ наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В-третьих, в связи с отсутствием уголовного дела, слежка за водителем означает, что придорожный полицейский собирает сведения незаконно. И его действия подпадают под ст.

137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни». Поскольку инспектор в этот момент находится при исполнении, то к нему применим п.

2 данной статьи — деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения.

Уголовный кодекс предусмотрел на этот случай большой букет адекватных предложений: штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Это касается каждого инспектора ДПС, занятого скрытым патрулированием. Или вновь «нет, это другое»?

Скрытые патрули – это законно, можно ли в гражданском?

Разъяснение ГИБДД о правомерности осуществления скрытого патрулирования

С 18 марта на дорогах Мурманской области сотрудниками ГИБДД, с использованием скрытого контроля, проводится операция «Встречная полоса».

Основная цель данного мероприятия — не лишить как можно больше водителей права управления  автомобилем, а снизить количество ДТП  с тяжкими последствиями.

Ведь именно выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, является основной причиной столкновений, в которых погибают наши земляки.

Недовольные проведением данных мероприятий граждане ссылаются на ст.

41 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения  безопасности дорожного движения: «При выполнении сотрудниками ГАИ действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящимся к патрульным автомобилям, не допускается».

В данном Административном регламенте существует разъяснение относительно ст.

35, о том, что к патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, автобус, мотоцикл), на наружной поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов, средставми связи и другими оперативно-техническими средствами.

К патрульным  также относятся транспортные средства ГАИ без специальной цветографической окраски и стационарных устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов, используемые при осуществлении скрытого контроля, разъясняет врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области Алексей Азовцев.

Кроме того, в соответствии с Наставлением ДПС, одной из форм несения службы нарядами ДПС является скрытый контроль. Так, в соответствии с п.96 Наставления «Контроль за дорожным движением с использованием  патрульных транспортных средств может быть открытым и скрытым. Скрытый контроль осуществляется с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля».

Читайте также:  Новый закон о тонировке и штраф 2021 – это правда?

— В 2012 году во время проведения подобной операции такие меры позволили снизить количество ДТП на дорогах Мурманской области на 22%, количество погибших — на 61%, раненых — на 27%., т.е.

14-ти нашим землякам удалось сохранить жизнь, 44 мурманчанам — сохранить здоровье. Количество  правонарушений, связанных с выездом  водителей на «встречку»  сократилось  в прошлом году  на —  44%.

Это ли не  положительный результат ?-  говорит Алексей Азовцев, врио начальника УГИБДД УМВД России по Мурманской области.

Во время проведения скрытого патрулирования  в 2012 году 752 водителя, нарушившие правила, связанные с выездом на встречную полосу, были лишены права управления автомобилями. Это те водители, которые рискуют не только своей жизнью, но и  жизнью своих пассажиров, в том числе и детей.

Приказом УМВД России по Мурманской области о проведении мероприятия «Встречная полоса» утвержден алгоритм  действий сотрудников полиции при применении тактики использования скрытых форм контроля, в котором четко указано, что сотрудники полиции, ведущие скрытое патрулирование, передвигаются на патрульном автомобиле со скоростью, не провоцирующей водителей движущихся транспортных средств нарушать ПДД.

Ни один факт обращений от граждан о неправомерности действий сотрудников ГИБДД, а такие поступали в адрес Управления в прошлом году,  в суде и при проведении служебных проверок, не нашел своего подтверждения.

Госавтоинспекция рекомендует водителям с пониманием отнестись к подобным мерам профилактики, быть законопослушными на дороге. Помните, что каждое третье лобовое столкновение заканчивается смертью!

УГИБДД УМВД России по Мурманской области

Скрытое патрулирование: законно или нет?

Новое законодательство предоставило сотрудникам ГИБДД возможность производить скрытое патрулирование, а законно ли это? Как защититься от недобросовестных сотрудников ДПС и не стать жертвой беззакония?

Старая редакция Административного регламента МВД РФ, в некоторой степени, раскрывала правовые тонкости скрытого патрулирования, но между тем, многие из пунктов не описывались.

Они содержались в наставлениях дорожно-патрульной службы, но информация была доступна только для уполномоченных сотрудников.

Правовая информация не публиковалась в открытом доступе, поэтому нечестные инспекторы использовали свою информационную осведомленность в отношении владельцев автотранспортных средств.

Вступивший в силу 31 декабря 2009 года приказ МВД РФ № 1023 «О внесении изменений в Административный регламент МВД РФ исполнения функции по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований ПДД, утвержденный приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185» смог улучшить положение.

Исправления затронули многие вопросы, которые в прежней версии не были до конца раскрыты. Были добавлены пункты, с которыми ранее могли ознакомляться только инспекторы.

В новой версии регламента был прописан и пункт, в котором говорится о том, что служебный автомобиль со спецкраской должен быть установлен так чтобы участники движения могли его видеть и в случае необходимости могли предотвратить ДТП.

Ведь задача инспекторов не ловить нарушителей, а предотвратить нарушения.

Свое расположение инспекторы могут скрывать только в соответствии с 43 пунктом, где указано, что в этом случае, контроль за соблюдением правил, должен обеспечиваться средствами фото-видеофиксации. Но это лишь в том случае, если из-за неровностей рельефа местности или особенностей дороги, видимость сильно ограничена.

В 44 пункте содержится следующая информация: «Контроль за соблюдением ПДД, сотрудниками на автомобиле без специальной цветографической схемы, должен осуществляться вместе с другими нарядами (стационарными, нарядами на патрульной машине со специальной цветографической схемой), который при выявлении нарушения или для его пресечения осуществляют остановку транспортного средства».

В течение последних пяти лет, эта норма использовалась крайне редко и ее законность не ставилась под сомнение. В настоящее время, это положения является поводом для начала проведения скрытого патрулирования, но, в качестве эксперимента.

В настоящее время у ДПС достаточное количество автомобилей без специальных цветографических схем и как только в них будет установлено необходимое оборудования для фото-видеофиксации – они сразу же начнут свое дежурство на улицах города.

Задержание и остановку автомобилей такие патрули проводить не будут, а только фиксировать нарушения.

По поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на улицы Москвы ежедневно будет выезжать более 30 экипажей ДПС. Для передвижения они будут использовать обычные транспортные средства без опознавательных знаков.

Эксперимент скрытого патрулирования уже начался, о результатах рассказали в службе управления столичного МВД. Только за первый день было выявлено более 320 нарушений, 16 ноября эта цифра увеличилась до 446!

Основная часть нарушений связана с тонировкой стекол и загрязненными номерными знаками. При досмотре нарушителей были выявлены случаи управления авто в нетрезвом состоянии, а также факты хранения наркотиков.

Когда на патрульных автомобилях будут установлены видеорегистраторы, у инспекторов появится возможность фиксировать превышения скоростного режима и хамского вождения.

Мвд разработало правила скрытого надзора за водителями — газета.ru

МВД разработало проект нового регламента надзора за соблюдением ПДД.

Согласно документу, сотрудники ГИБДД смогут фиксировать разговоры по телефону за рулем при проведении скрытого надзора на дорогах — с помощью машин в гражданской окраске и сотрудников без форменной одежды.

А вот прятаться в кустах сотрудникам окончательно запретят. О чем еще говорится в проекте приказа МВД — в материале «Газеты.Ru».

Сотрудники ГИБДД смогут фиксировать случаи опасного вождения и разговоров по мобильному за рулем, проводя скрытый надзор на дорогах. Об этом говорится в проекте приказа МВД, регламентирующем порядок надзора за соблюдением правил дорожного движения.

Осуществляющие скрытый надзор гаишники могут быть одеты в штатское, а их патрульный автомобиль может не иметь специальной цветографической схемы. Однако в этом случае, обнаружив нарушение, они не смогут самостоятельно остановить автомобиль и составить протокол — вместо этого инспекторы в штатском обязаны будут передать сведения другим нарядам.

Отмечаться, согласно проекту приказа, будут действия водителей, «способствующие совершению ДТП, в том числе факты опасного вождения, выезда на встречную полосу, превышения скорости, правил пользования телефоном».

При этом если сотрудники ГИБДД будут в форменной одежде, но за рулем нераскрашенного в полицейские цвета автомобиля, они смогут составить протокол сами.

Без засад

Прятаться в кустах гаишникам хотят окончательно запретить. Согласно проекту приказа МВД, патрульная машина или сотрудник ГИБДД на дежурстве всегда должны находиться в зоне видимости водителя.

«Размещение… должно происходить так, чтобы патрульный автомобиль или сотрудник был отчетливо виден участникам дорожного движения, и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения», — говорится в документе.

При этом на аварийно-опасных участках дороги и в случае наблюдения за движением с использованием камер патрульная машина может размещаться «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги». Умышленное создание помех для распознавания водителями полицейской раскраски автомобиля, его сирен и мигалок не допускается.

Обжалованию подлежит

Водители смогут обжаловать время выполнения действий дорожных полицейских во время остановки их машины. «Сроки выполнения сотрудниками административных действий должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки», — говорится в проекте приказа.

При выполнении надзора за соблюдением правил ПДД сотрудники ГИБДД должны быть одеты в форменную одежду или мотоциклетную форму, «иметь опрятный внешний вид, служебное удостоверение и нагрудный знак».

Гражданин, мне нужна ваша машина

В документе также говорится об использовании личных автомобилей граждан.

«При необходимости использования транспортного средства сотрудник сообщает об этом водителю с указанием цели использования, маршрута движения и предлагает водителю предоставить ему транспортное средство, разъясняя, что в случае отказа [наступает] ответственность за невыполнение данного требования», — заявили в МВД.

Управлять своей машиной водитель должен сам, если нет оснований для отстранения его от вождения. Сотрудник дорожной полиции при этом должен выдать автомобилисту справку с указанием продолжительности поездки, своей фамилии и должности, номера жетона.

Преследовать нарушителей на машинах граждан сотрудники ГИБДД не имеют права.

Делать это они могут только на патрульном автомобиле со спецсигналами. Требование об остановке должно быть подано с помощью громкоговорителя, жестом руки или жезла, или же диска с красным сигналом. Принудительно остановить автомобиль нарушителя полицейский может с применением специальных средств, оружия или разместив на дороге патрульные машины.

«Использование грузовых автомобилей в целях принудительной остановки транспортного средства может осуществляться только в случае создания его водителем реальной опасности жизни и здоровью людей», — говорится также в проекте приказа.

Взяткам бой

Еще одно нововведение касается передачи сотрудникам ДПС документов на проверку. Гаишник будет обязан вернуть водителю паспорт или права, если к ним приложены деньги, ценные бумаги или любые другие предметы. Водителю можно предложить дать документ на проверку еще раз, без дополнительного содержимого. Изучать документ при этом необходимо без обложек, не делая в них никаких пометок.

Читайте также:  В России запретили тонировку – правда или нет?

«С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах», — говорится в проекте приказа.

Инспекторам также запрещается принимать от водителей материальные ценности, любые вещи или предметы, которые не требуются для выполнения административных действий. Нельзя пользоваться средствами связи граждан — кроме случаев, не терпящих отлагательств.

Если гражданин предлагает сотруднику злоупотребить служебным положением, то «сотрудник обязан подать соответствующее уведомление о таком факте в установленном МВД России порядке».

Может ли сотрудник ГИБДД патрулировать на личном авто

На практике бывает, что сотрудники ГИБДД, что называется, не похожи на себя. В том смысле, что нарушителей ловят на собственных авто, при этом без формы и с личными средствами фото- и видеофиксации. Сами инспекторы называют это скрытым патрулированием. Однако насколько законными являются такие действия? Рассказываем прямо сейчас.

Согласно букве закона

В соответствии с пунктом 7.8 Административного регламента МВД, утвержденного ведомственным Приказом № 664 от 23 августа 2017 года, сотрудники ГИБДД осуществляют надзор за дорожным движением и штрафуют водителей за нарушение ПДД. 

Согласно пункту 64 Административного регламента, скрытое патрулирование является законным, если ведется на ведомственном авто. Причем на таком транспортном средстве может вовсе отсутствовать специальная светографическая схема — это разрешено.

Другими словами, патрулировать на личном авто запрещено. Сотрудник непременно должен находиться в служебной машине. А вот одеваться для скрытого патрулирования он может исключительно так, как пожелает — обязанности надевать форму нет.

  • Полученная таким образом информация в дальнейшем передается другим экипажам ДПС, машины которых оснащены соответствующей светографической схемой, а сотрудники облачены в уставное обмундирование.
  • Итак, главное мы выяснили — скрытое патрулирование на авто без специальных опознавательных знаков возможно, причем в такой ситуации форма сотруднику особо не нужна.
  • Но вопросы еще остаются.

Какими средствами фиксации может пользоваться скрытый патруль?

По сути, любыми.

К примеру, Административный регламент (пункты 76, 77) устанавливает жесткие требования к радарам, тауметрам и шумомерам.

Подобные устройства, вычисляющие скорость авто, светопропускаемость стекол и уровень шума, должны принадлежать ГИБДД либо муниципальным органам власти; в обязательном порядке комплектоваться действующими свидетельствами о поверке, сертификатами; а также эксплуатироваться в четком соответствии с правилами.

С другой стороны, пункт 76 предусматривает иные технические средства для фиксации нарушений ПДД. На практике термин «иные» может включать что угодно, в том числе личный смартфон сотрудника ГИБДД.

В самом деле, сегодня каждый гражданин имеет право делать фото и видео любых нарушений ПДД, а потом направлять материалы в ГИБДД. И в том случае, когда све́дения оперативно поступили на ближайший пост, сотрудники ДПС обязаны остановить нарушителя и привлечь его к ответственности.

Это означает, что в режиме скрытого патрулирования инспекторы фактически могут пользоваться любыми средствами для фиксации правонарушений, а затем быстро передавать информацию обычным экипажам. И сотрудник ГИБДД в случае обвинений в неправомерной съемке на личный телефон всегда может сказать, что действовал исключительно как гражданское лицо. И закон будет на его стороне.

Скрытое патрулирование подходит для всех нарушений ПДД?

Нет. В соответствии с пунктом 64 Административного регламента, перечень таких нарушений ограничен.

Речь идет:

  • об опасном вождении — примечательно, что нарушение прописано, но штраф до сих пор не установлен, хотя соответствующий законопроект № 37057-7, предполагающий для виновников финансовое наказание 5000 рублей, еще в 2017 году прошел первое чтение в стенах Госдумы;
  • превышении скорости, за что нарушитель рискует поплатиться штрафом от 500 до 5000 рублей либо лишением прав на 12 месяцев согласно статье 12.9 Административного кодекса;
  • запрещенном выезде на встречную полосу, предусматривающем штраф от 1000 до 5000 рублей или конфискацию прав до полугода в соответствии со статьями 12.15 и 12.16 КоАП;
  • непредоставлении преимущества пешеходу (проще говоря, если вы не пропустили его), за что грозит штраф от 1500 до 2500 рублей на основании статьи 12.18 Административного кодекса;
  • использовании телефона за рулем (когда вы держите аппарат непосредственно в руке), что влечет штраф 1500 рублей согласно статье 12.36.1 Административного кодекса. 

Любые другие нарушения ПДД скрытым патрулям выявлять запрещено. К примеру, если такой экипаж с помощью штатного оборудования зафиксировал, что водитель дал задний ход на перекрестке или двигался по обочине, то привлечь виновника не получится в силу отсутствия полномочий.

В заключение отметим, что останавливать нарушителя сотрудники скрытого патруля могут лишь в том случае, когда на них форменная одежда.

Если же работник ДПС одет в джинсы или спортивный костюм, то пунктом 34 Административного регламента останавливать водителя запрещено, поскольку надзирать за дорожным движением сотрудник ГИБДД обязан исключительно в форме, при нагрудном знаке и удостоверении.

Как связана форма инспектора и функция надзора за дорожным движением? Напрямую. Согласно пункту 31 Административного регламента, остановка транспортного средства непосредственно относится к реализации надзорной функции, поэтому наличие форменного обмундирования на работнике ДПС является обязательным.

Скрытое патрулирование ГИБДД и ДПС. Законно или нет?

Стационарные посты ДПС и камеры фотофиксации, патрульные автомобили позволяют инспекторам ГИБДД контролировать дорожное движение на определённом участке дороге. Стимулирование водителей соблюдать ПДД возможно при помощи скрытых патрулей.

Что это такое?

Скрытый патруль – гражданский автомобиль без опознавательных знаков, по которым участники дорожного движения могут распознать в нём машину органов ГИБДД. Экипаж патруля состоит из минимум двух сотрудников, один из которых за рулём, а второй – контролирует ситуацию на дороге. Сотрудники при исполнении обязаны быть одеты в штатную форму.

Инспектор ГИБДД, заметивший правонарушение, фиксирует его на камеру и сообщает впередистоящему патрулю о марке, модели, цвете и номере автомобиля.

Расположенный впереди патруль может быть стационарным или выездным, но должен обладать всеми опознавательными знаками ГИБДД. Он принимает сигнал и останавливает водителя, нарушившего закон.

Если он не признаёт свою вину, то подъезжает машина скрытого патруля и демонстрирует видеозапись момента нарушения. Скрытый патруль фиксирует все моменты нарушения ПДД, в том числе:

  • Проезд на красный сигнал светофора;
  • Поворот или разворот в неположенном месте;
  • Запрещённая тонировка;
  • Превышение скоростного режима и прочее.

Патруль выявляет нетрезвых водителей и лихачей по их манере вождения. Останавливать транспортные средства скрытый патруль не может – он только фиксирует нарушения и передаёт сигнал посту ГИБДД с опознавательными знаками, который останавливает подозрительный автомобиль. При этом скрытый патруль вправе штрафовать пешеходов и велосипедистов за нарушение ПДД.

Легально ли это?

Скрытый патруль был сформирован в 2016 году в Москве. Система наблюдения распространилась по всей территории РФ после доказательства её эффективности в столице.

Однако Административный регламент МВД, действовавший в то время, не допускал контроля за дорожным движением транспортными средствами, не относящимися к патрульным автомобилям. Одновременно с этим тот же регламент относит к патрульным ТС автомобили без опознавательных знаков.

Действовавший на то время регламент не запрещал напрямую скрытый патруль, но не отсылался на такой способ контроля за ПДД.

Новый Административный регламент был введён в 2017 году, один из пунктов которого разрешал органам ГИБДД использовать патрульные автомобили без специальных опознавательных знаков для контроля дорожного движения.

В этом же пункте содержится информация о полномочиях патруля – он вправе только фиксировать нарушения и передавать соответствующую информацию нарядам, с которым налажена связь. Патруль считается скрытым только при условии использования патрульного автомобиля.

На личной машине сотрудник ГИБДД не может контролировать дорожное движение.

Как распознать патруль?

К скрытому патрулированию прибегают на сложных участках дороги с высокой вероятностью совершения правонарушений водителями. Наверняка знать о присутствии патруля нельзя, но опознать его можно по косвенным приметам:

  • Наличие поста ДПС на трассе. Скрытый патруль работает в паре с основным нарядом;
  • Машина, припаркованная на обочине. Часто в ней находятся сотрудники ГИБДД с видеорегистратором или радаром, направленным на дорогу.

При этом, несмотря на скрытность, инспектора должны находиться в форме, поэтому их можно разглядеть в проезжающем автомобиле.

Читайте также:  Камеры ГИБДД 2021: где стоят и какие бывают?

В выдворении «загостившегося» полиция бессильна?

«Ты ж подстроила, чтоб гость Ненароком сел на гвоздь. А отседова у гостя – Политическая злость». Л. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца»

В Жилищном кодексе РФ отсутствует понятие «гость», а также его права и обязанности. Жилищному праву такой субъект неизвестен, и никакими правами по владению, пользованию и распоряжению жилым помещением он не наделен.

В связи с этим некоторые «гости» сами наделяют себя правами. В итоге возникает парадоксальная ситуация, когда явление «загостившегося» лица существует, но в законе не описано; что с таким гостем делать – неясно, поэтому органы полиции ничего предпринять не могут.

Поясню на примерах из адвокатской практики. Пожилой мужчина живет в собственной квартире. Там же постоянно зарегистрирована и живет его взрослая внучка. Кроме того, периодически в этой квартире по нескольку месяцев проживают приятели внучки.

Дедушка-собственник возражает против проживания в его квартире посторонних мужчин. Сначала он разговаривал с внучкой и ее гостями по-хорошему, а затем вызвал полицию.

Приехавшему наряду полиции пенсионер объяснил ситуацию, но затем в коридор вышла внучка и сообщила, что молодой мужчина – ее гость, который находится в квартире с ее согласия. Наряд уехал.

Другой случай произошел в муниципальной квартире. Офицер полиции получил квартиру по договору социального найма на себя, жену и двоих детей. Впоследствии супруга встретила другого мужчину.

Брак был расторгнут, а офицер на время уехал к родителям. Вернувшись в квартиру, он застал там сожителя бывшей супруги, который покидать жилище отказался.

Как и в первой истории, приехавшему наряду полиции женщина объяснила, что мужчина – ее гость. Полиция уехала.

В описанных случаях со стороны государства не было немедленного реагирования на нарушение жилищных прав пострадавшего собственника (нанимателя).

Любому здравомыслящему человеку очевидно, что полицейские должны были вывести из квартиры и внучкиного кавалера, и бойкого сожителя на том основании, что другое лицо, правомерно проживающее в квартире, возражает против присутствия там названных граждан.

К сожалению, законодательство идет иным путем: потерпевший собственник вынужден обращаться в суд с иском о выселении гостя, для которого жилищное право находит достаточно тяжеловесное, на мой взгляд, определение «временный жилец».

Однако судебное разбирательство – процесс длительный. Что реально мог сделать офицер в рассмотренном примере, когда полиция уже уехала? Добровольно покинуть квартиру сожитель его бывшей жены отказывался, мотивируя тем, что находится в гостях у проживающей здесь женщины.

Если офицер изобьет его, ответит по закону. Законодательство оставляет ему право кротко уговаривать «гостя» покинуть помещение – поведение, полагаю, в высшей степени не мужское и вряд ли результативное. Законопослушного человека ситуация практически вынуждает преступить закон.

Таким образом, получается, что во избежание конфликта офицер должен сам покинуть квартиру и долго добиваться в суде выселения «гостя».

На мой взгляд, это правовой абсурд: собственник (наниматель) должен отказаться от принадлежащего ему права проживания в квартире (хотя бы и временно) для устранения в будущем нарушения этого же права!

Таким образом, налицо системная проблема защиты прав добросовестного собственника и добросовестного пользователя жилого помещения, поскольку очевидно, что обсуждаемые нарушения должны устраняться не в далеком будущем в суде, а немедленно – путем не наказуемой законом самозащиты нарушенного права или после обращения пострадавшего в органы государственной власти (в нашем случае в полицию).

Надо сказать, что «изгнание гостя» – общемировая проблема, до сих пор юриспруденцией не решенная. Англо-саксонская правовая система предлагает для защиты прав добросовестного владельца жилья «доктрину крепости» (Castle Doctrine). Ее суть лучше всего отражает поговорка «my home is my castle».

Считается, что в жизни человека нет места безопаснее и надежнее, чем его собственный дом. В своем доме он обладает всей полнотой прав, поэтому имеет право атаковать вторгшегося в жилище и применить к нему любые меры – вплоть до причинения смерти.

Если хозяин жилища желает вызвать полицию, вторгшееся в его дом лицо ждет арест.

Однако «доктрина крепости» «работает» только тогда, когда в жилище именно вторглись. Если же кто-то из совладельцев пригласил гостя к себе пожить, а другому (другим) проживающим это не нравится, воспользоваться «доктриной крепости» последним не удастся. Пострадавший владелец жилья все так же вынужден обращаться в суд, а судопроизводство на «условном западе» дорогое и длительное.

Что же предлагает отечественная юридическая мысль?

Общенародным заблуждением, на мой взгляд, является утверждение о том, что владелец жилья имеет право вызвать полицию и выдворить гостя после 23.00, – в народе это положение именуется «законом о тишине». В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 12 июля 2002 г.

№ 42 «О соблюдении покоя и тишины в городе Москве». Аналогичные акты приняты и в других субъектах Федерации. Ими запрещены шумные мероприятия в период с 23.00 до 07.00. Однако если «гость» ведет себя тихо, не устраивает пьяных застолий и не мешает соседям, обязанности для него покинуть дом после 23.

00 законодательство не содержит.

Кроме того, даже если полиция выдворит «гостя», он – спустя некоторое время – может вернуться. Пригласивший данное лицо жилец впустит его, и проблема не будет иметь решения иного, нежели в судебном порядке.

Российское законодательство предоставляет гораздо больше прав по выселению «засидевшихся гостей» собственнику жилого помещения, чем владельцу муниципальной квартиры или пользователю, зарегистрированному по месту жительства или пребывания.

Собственник, как известно, вправе требовать устранения всех препятствий владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. В муниципальной квартире по отношению к «гостям» действуют положения ст. 80 ЖК РФ о временных жильцах.

В названной норме указано, в частности, что «наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены его семьи по взаимному согласию и с предварительным уведомлением наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в занимаемом ими жилом помещении по договору социального найма другим гражданам в качестве временно проживающих (временным жильцам)».

Поскольку в рассмотренных примерах «гость» нарушил все перечисленные в упомянутой норме ЖК РФ условия, а именно: не получил согласия всех проживающих в квартире, наниматель о его появлении в квартире не был уведомлен, – в суд подается иск о выселении временного жильца.

В своей адвокатской практике я столкнулась с проблемой: закон позволяет выселить временного жильца, проживающего в квартире.

Основная сложность для меня как для адвоката потерпевшего постоянного жильца (истца) заключалась в том, как убедить суд, что гость в квартире именно проживает (непроживающего выселить нельзя – такой нормы нет).

Ответчик убеждал суд, что вовсе не проживает в данной квартире, а заходит в гости раз в несколько дней, иногда остается ночевать, но это не является проживанием (следует заметить, что разъяснения термина «проживание» в действующем законодательстве отсутствуют).

Очевидно, что для доказывания факта проживания гостя в квартире необходимо неоднократно вызывать участкового уполномоченного полиции для составления акта о том, что указанное лицо раз за разом оказывается находящимся в квартире, а также приводить в суд свидетелей (например, соседей) – и все это ради получения решения суда о выселении упомянутого гражданина из квартиры.

Но далее поджидает юридический тупик, поскольку получить положительное решение суда – полдела. Его еще надо исполнить.

В моей практике был также случай, когда пенсионерка – собственница квартиры – хотела выселить мужа ее дочери. Несмотря на то что суд вынес решение о выселении, мужчина не съехал. Пенсионерке предстояло пройти ад исполнительного производства, что подорвало ее последние силы и здоровье. В итоге женщина умерла, а зять остался проживать в квартире.

В заключение отмечу, что действующее законодательство, на мой взгляд, содержит неоправданно много условий для защиты прав добросовестного жильца, в равной степени предоставляя неоправданно много преимуществ «гостю», вторгшемуся в квартиру.

Поскольку приведенные примеры нарушения прав добросовестного жильца встречаются повсеместно, изменить ситуацию, на мой взгляд, могло бы включение в законодательство положений, разрешающих полиции немедленно выдворять из квартиры находящихся там лиц по требованию добросовестного владельца или пользователя жилья без выяснения мотивов этих «гостей», характеристики пострадавшего жильца и прочих условий, не относящихся к жилищному законодательству.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *