Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Общение с ГИБДД

Общение с сотрудниками ГИБДД включает в себя необходимость знания не только очевидных для этой ситуации ПДД, КоАП и регламента МВД, есть целый ряд изданий, которые «must have» – обязательны к прочтению и без них информации будет недостаточно. Но главное – это практика, можно сказать, периодическое «житьё» в теме и, конечно же, знание практики. Только это позволит идти в ногу с автоправом 2018 года.

В статье приводим список источников для чтения, по которым (но не исчерпывающе) написаны статьи АвтоТонкостей, перечень, в составлении которого нам помогали автоюристы и просто эксперты области автоправа.

Из каких знаний состоит общение с ГИБДД?

Это 3 «кита», которые дадут достойное повышение юридической грамотности. Ведь Ваша задача – не быть самым умным, а быть умнее инспектора или судьи, рассматривающего дело.

Впрочем, не всё так однозначно – верх грамотности – это умение пользоваться тем инструментом, список которых мы приведём ниже.

Вот эти 3 направления для повышения умения общаться с ГИБДД:

  • законодательные нормативно-правовые акты: ПДД, КоАП и другие (список того, что конкретно почитать, ниже),
  • обсуждение вопросов ситуаций в дорожном движении, процессуальных тонкостей,
  • ознакомление с судебной практикой правоприменения, с трендами в законодательстве.

Что нужно читать среди законов?

  • Ниже приводим ссылки на нормативно-правовые акты (именно так называются все «законы», потому что некоторые из них официально не имеют статус законов, а, например, приказов, регламентов и прочих), актуальные на 2018 год.
  • Важно всегда читать только действующие редакции таких актов, так как они меняются достаточно быстро и часто.
  • Итак, обязательно нужно почитать и, что важно, в хронологическом порядке следующие нормативные акты.

Это основа основ – не зная очень хорошо этот подзаконный акт, Вы не сможете понять другие акты (и даже не увидите противоречия, а они есть). Правила дорожного движения – это, коротко говоря, перечень обязанностей водителей.

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Что конкретно читать?

  • Главы с 1 по 23,
  • дорожные знаки,
  • разметку,
  • основные положения по допуску и перечень неисправностей автомобиле.

Важно понимать, что нужно также читать пункты, не относящиеся напрямую к водителям, даже если Вы бываете исключительно водителем. Это также важно, как нужно знать как ведёт себя враг, чтобы избежать его нападения.

По дорожным знакам и разметке лучше найти источник с иллюстрациями, нежели сайт Консультант Плюс, на который ведут ссылки выше.

Если Правила – это список обязанностей, то Административный кодекс – перечень того, что будет, если эти обязанности не выполнять. Но не только.

КоАП содержит самое важное для умения правильно общаться с ГИБДД в 2018 году – порядок и нормы процессуальных процедур: обжалования штрафов, мер обеспечения, дополнительных административных мер полиции.

Вот только здесь читать придётся не одну неделю и для некоторых даже месяц – это достаточно объёмный материал для изучения.

Что конкретно читать?

  • Главу 12 – здесь содержатся штрафы конкретно за нарушения ПДД и других правовых актов, регулирующих дорожное движение, с ми,
  • Главу 1 про основы административного права, презумпцию невиновности и почему она не работает в случае камер автофиксации, как работает закон во времени,
  • Главу 2 про базу ответственности,
  • Главу 3 о том, какие бывают санкции в КоАП,
  • Главу 4 о правилах наказаний, сроках и давности привлечения,
  • Статью 19.3 о неповиновении требованиям сотрудников МВД,
  • Статью 20.25 об уклонениях от наказания,
  • Разделы с 3 по 5 – это самый объёмный материал, но, только благодаря этому, Вы сможете узнать практически всё о рассмотрениях дел, документах и в целом об общении с сотрудниками ГИБДД и другими представителями исполнительной власти.

Федеральный закон О безопасности дорожного движения

Ещё один не слишком большой правовой акт, но имеющий также высокий приоритет и много полезной информации для повышения юридической грамотности автомобилистов.

Читать здесь лучше всё «от корки до корки» – каждая статья имеет отношение к общению с ГИБДД.

ФЗ О полиции

Также важный документ, но читать его полностью не нужно, Вам достаточно будет глав с 1 по 5 включительно, а также главы 10 о методах контроля за полицейскими.

Административный регламент Приказа №664

Это перечень указаний непосредственно для сотрудников ГИБДД (и полиции) при регулировании в том числе дорожного движения.

Вопреки одному из мнений, что читать его для повышения грамотности не нужно, так как там всё предписано для инспекторов, можем смело заявить, что обязательно нужно, потому как если не знать обязанностей и ограничения прав сотрудников, то нет никакого смысла в общении с ГИБДД.

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Сами пункты содержатся непосредственно в Административном регламенте, неправильно ссылаться именно на Приказ, как многие это делают ошибочно, потому что Приказ только вводит в действие этот самый регламент.

Что желательно почитать?

Теперь приведём список нормативных актов, которые мы настоятельно рекомендуем прочитать, хотя, и без их знания на большинство вопросов Вы сможете ответить и урегулировать законно различные ситуации.

  • ФЗ О регистрации транспортных средств, который скоро вступит в силу, а также Приказ № 1001 о регистрации автомобилей в ГИБДД, действующий на 2018 год.
  • Техрегламент, регулирующий правила технической составляющей авто,
  • Приказ Минздрава №344Н о проведении медосвидетельствования водителей,
  • Постановление правительства №1097 о допуске к управлению и выдаче прав,
  • ФЗ о судебных приставах.

Также настоятельно рекомендуем прочитать Гражданский и Уголовный кодексы, но это уже достаточно углублённое и долгое изучение материала, хотя есть и важные тонкости в этих актах. Но всё же, чтобы не тратить месяцы и годы на чтение, лучше разбираться в них по обстоятельствам и конкретным вопросам.

Судебная практика

Её тоже много – точнее, она практически бесконечна. В России на 2018 год сотни тысяч постановлений и решений судов по самым различным вопросам.

Судебная практика именно 2018 года необходима для того, чтобы понимать, как действует то, что Вы прочитали ранее – законные и подзаконные акты – в живом мире судей, принимающих решение по личному убеждению и на основе исследования всех материалов дела.

Сайт судебных актов РФ

Это один из наиболее удобных для поиска и чтения сайт судебной практики. Обязательно воспользуйтесь формой поиска слева для поиска документов конкретно по общению с ГИБДД и по решениям и постановлениям в дорожном движении.

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Форму поиска лучше настроить соответствующим образом:

  1. в разделе выбрать Верховный суд для чтения наиболее важных постановлений и решений, либо суды общей юрисдикции для поиска более частных дел,
  2. статья закона, если Вас интересует конкретный пункт или статья (например, для поиска всех дел по нарушениям пункта 10.1 ПДД, введите «10.1» и выберите появившуюся подсказку,
  3. даты документа лучше искать наиболее свежие 2018 года, но если Вы ищете материалы судебной практики по конкретной статье или пункту закона, то нужно смотреть, когда вступило в силу последнее изменение по этому пункту (это можно посмотреть на сайте Консультанта, для чего открыть полный документ (ссылка внизу оглавления) и нажать кнопку «Редакции».

Сайт Росправосудие

Ещё одна база актов судебной практики с не менее удобным и гибким поиском по решениям и постановлениям.

Проблема с ним в том, что он иногда бывает недоступным.

Как правильно водителю общаться с ДПС

Памятка водителю при общении с сотрудником ДПС содержит рекомендации, позволяющие избежать конфликтных ситуаций и недопониманий. Обычно исход беседы с инспектором ГИБДД зависит от поведения водителя, умения отстоять свои права, избегать грубого тона и оскорбительных выражений.

Сотрудник полиции также должен общаться на «вы», обойтись без нравоучений, говорить четко и по делу. При остановке транспортного средства желательно использовать видеорегистратор. Если возникла спорная ситуация, можно ориентироваться на положения действующего законодательства.

Желательно избегать конфликтов, однако не нужно соглашаться со своей виной без наличия четких доказательств, ссылаясь на свидетельские показания, аудио- и видеозаписи.

Когда сотрудник ГИБДД может остановить водителя?

Приказы МВД №185 и №329 определяют ситуации, когда остановка ТС является обоснованной:

  1. Автомобиль нарушает правила дорожного движения, может стать причиной создания аварийной ситуации. Конкретные неверные действия должны быть установлены визуально или с помощью специализированных технических средств. Когда водитель затормозил, сотрудник обязан четко указать нарушения, в которых обвиняется человек за рулем.
  2. В дорожно-патрульную службу поступило сообщение о возможной причастности водителя к преступлению. Если сотрудник ГИБДД получил соответствующую информацию по служебным каналам, остановка автомобиля произошла по причине дачи соответствующих показаний третьими лицами или из-за возникновения подозрений у других постов ДПС, инспектор обязан четко сообщить причину, назвать правонарушение, в котором подозревается водитель. Остановка правомерна только в том случае, если есть основания для подозрения человека в совершении тяжкого преступления, участии в ДТП с последствиями или в нарушении правил дорожного движения, за что наступает административная ответственность.
  3. Автомобиль, на котором передвигается водитель, похож на транспортное средство, находящееся в розыске или угоне. Также инспектор может остановить человека, если у него есть основания предполагать, что ТС планируют использовать для совершения противоправных действий.
  4. Есть вероятность, что водитель или пассажиры обладают информацией о преступлении или ДТП, очевидцами которого они являлись. В этом случае остановка правомерна, так как инспектор на законном основании собирает свидетельские показания.
  5. Привлечение понятых для проведения досмотра уже остановленного автомобиля.
  6. Четко обусловленная служебная необходимость во временном использовании транспортного средства или услуг водителя для оказания помощи сотрудникам ГИБДД при проведении спецопераций, а также взаимодействия с другими участниками дорожного движения.
  7. Проверка наличия и правильности оформления водительских документов. В зависимости от того, находятся ли в салоне пассажиры или определенный груз, сотрудник ДПС имеет возможность запросить предъявление различных бумаг. Водитель должен иметь право на перевозку любых грузов, которые находятся в ТС, а также сопроводительную документацию, свидетельство о праве владения и управления автомобилем. Если в салоне есть пассажиры, инспектор может запросить предъявление их паспортов для удостоверения личности. Сотрудник имеет возможность остановить автомобиль с целью просмотра документации только на КПП или стационарных постах.
  8. Установление личности водителя, перечня перевозимых грузов при выполнении приказа руководителя МВД или ГИБДД.
Читайте также:  Лишение прав и наркологический учёт в вопросах и ответах

Внимание! Другие случаи остановки транспортного средства являются неправомерными. Если сотрудник ДПС не назвал четкие причины или перечислил неправомерные основания остановки автомобиля, можно обвинить его в нарушении служебной дисциплины. Чтобы доказать свою правоту, желательно при возникновении подозрения о неправомерной остановке ТС воспользоваться видеокамерой.

Как себя вести после остановки автомобиля?

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Попросите инспектора предъявить его служебное удостоверение. Необходимо не просто увидеть документ, а убедиться в его подлинности, внимательно рассмотрев важные поля. Если сотрудник ДПС просит предъявить документы, следует передать ему их лично в руки. Просто показать бумаги недостаточно, так как инспектор может запросить их для проверки подлинности. Сразу после ознакомления с документами инспектор обязан отдать их водителю. У участника дорожного движения сохраняется право находиться в своем автомобиле, не покидать его, а также не перемещаться в служебную машину по требованию сотрудника дорожно-патрульной службы. Водитель имеет право выйти из машины, однако без четких оснований не обязан этого делать.

Требование о выходе из автомобиля является правомерным при наличии таких оснований:

  1. Устранение неисправностей, если водитель имеет возможность вручную выполнить необходимые действия, чтобы не нарушать ПДД. В данную категорию попадают в случаи, когда не соблюдаются правила транспортировки габаритных или опасных грузов.
  2. Поведение или внешний вид водителя указывают на то, что есть вероятность его нахождения в состоянии опьянения. Инспектор может остановить машину при подозрении на содержание в крови алкоголя или наркотических веществ. Также остановка машины допустима, если есть четкие признаки неадекватности водителя.
  3. Появились основания для досмотра машины.
  4. Человек за рулем подозревается в совершении правонарушения или совершает действия, опасные для сотрудника ДПС или других участников дорожного движения.
  5. Водитель должен оказать помощь инспекторам или участникам аварии.

Поведение при составлении протокола

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Если сотрудник ГИБДД обвиняет водителя в совершении каких-либо правонарушений, однако не может предоставить четких доказательств, не следует соглашаться с инспектором. Согласно положению о презумпции невиновности, без доказательства правонарушения составление протокола нецелесообразно.

При любых нарушениях инспектор обязан представить водителю доказательство и его вины, включая видеозапись, показатели специальных технических средств или свидетельства очевидцев. Правонарушение считается недоказанным даже в том случае, если водитель не может подтвердить свою невиновность, так как представление улик полностью возлагается на сотрудников ГИБДД.

Иногда при составлении протокола инспекторы приглашает водителей в служебный автомобиль или предлагают последовать в пост-пикет.

Человек имеет право отказаться от этого, так как обязанность выполнять данные требования инспектора за водителем не закреплена.

Помещение в служебный автомобиль без учета мнения водителя возможно только при задержании лица на законных основаниях в соответствии со ст. 27.3 КоАП.

Во время заполнения протокола необходимо проконтролировать, чтобы все поля оформлялись в соответствии с законами требованиями, не искажалась правдивая информация:

  1. В протоколе должна быть изложена суть правонарушения, указаны ссылки на доказательства вины водителя. По желанию в соответствующей графе можно указать свою точку зрения при рассмотрении определенной ситуации. Ставить свою подпись в протоколе можно только в том случае, если водитель полностью признает свою вину, а также согласен с каждым словом, написанным инспектором.
  2. При возникновении конфликтов и недопониманий, отказе сотрудника ГИБДД переписать протокол, если в нем указана некорректная, по мнению водителя, информация, в соответствующей графе следует указать: «Не согласен. Требую адвоката». Так можно увеличить свои шансы на победу при обжаловании протокола в судебном порядке.
  3. Нельзя покидать место, где произошла остановка транспортного средства, до момента выдачи копии протокола водителю. Желательно в экземпляре, который остается у сотрудника ДПС, оставить надпись «требую юридической помощи». Так можно уведомить о своем праве на решение спорных вопросов с участием юриста, повлиять на отмену решения инспектора при рассмотрении вопроса в суде.
  4. Если свидетели происшествия не были опрошены, следует поставить прочерк в соответствующей графе. Не следует оставлять важные поля пустыми, чтобы избежать риска внесения свидетельских показаний лицами, привлеченными сотрудником ГИБДД без ведома водителя.

Необходимо соблюдать правила общения с инспектором ГИБДД, однако не поддаваться на провокации. До вынесения судебного решения можно предполагать, что в протоколе содержатся нарушения положений КоАП, из-за чего водитель имеет право на законных основаниях доказывать свою невиновность, опровергать необоснованные обвинения.

Протокол за превышение скорости

При составлении соответствующего протокола необходимо обратить внимание на показатели радара. Важно уточнить, что устройство показывает скорость конкретного автомобиля непосредственно перед его остановкой.

Если инспектор предъявляет прибор, на котором отображаются цифры, не соответствующие скорости машины, составление протокола является неправомерным, необходимо оспаривать действия сотрудника ДПС в судебном порядке.

Протокол за нечитаемые номера

При управлении автомобилем с нарушением законных требований к состоянию номерных знаков возможно вынесение предупреждения или взыскание штрафа в размере 500 руб.

Если причиной остановки транспортного средства являются грязные номера, желательно не спорить с сотрудником ГИБДД, а протереть знаки влажной тряпкой.

Если инспектор настаивает на составлении протокола, желательно сфотографировать номерные знаки, подтвердив их читаемость.

В некоторых случаях инспекторы пытаются приравнять езду с нечитаемыми номерами к передвижению с отсутствием регистрационных знаков. Данное действие является неправомерным, так как загрязненность можно устранить на месте.

Если инспектор составляет протокол, при этом оснований для признания водителя виновным недостаточно, необходимо выразить свое несогласие с информацией, указанной в документе.

В суде желательно предоставить фото или видео подтверждение правоты водителя.

Протокол за непристегнутый ремень

Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобиль, однако не могут четко указать причину, назвать правонарушения, допущенные водителем.

Если человеку удалось опровергнуть свою вину, основания, использованные инспектором для остановки ТС, не подтвердились, сотрудник дорожно-патрульной службы может сослаться на непристегнутый ремень.

В этом случае необходимо указать на свою осведомленность о запрете на передвижение без резинового ремня безопасности. Важно уточнить, что водитель снял ремень сразу после остановки автомобиля.

Поведение водителя при незаконных действиях сотрудников ДПС

При противоправных действиях сотрудников ДПС необходимо защищать свои права, используя законные полномочия:

  1. Если инспектор взял документы и уехал на служебном автомобиле, следует отправиться в РОВД, составить заявление о грабеже, указав известную информацию о сотруднике ГИБДД.
  2. Когда инспектор не отдал документы, а ушел, следует позвонить по телефону доверия. Важно указать данные об инспекторе, сообщить подробности разговора с ним.
  3. Иногда звонок по телефону доверия не помогает. В этом случае следует включить видеокамеру, подойти к инспектору, вежливо попросить четко указать правонарушения. Если реакции от инспектора не последует, необходимо зафиксировать его дальнейшие действия на камеру, затем составить жалобу.
  4. Если сотрудник ДПС взял документы, сославшись на необходимость уточнить какую-либо информацию по базе, позвоните по телефону 102, попросите переключить на дежурного по ГИБДД, указать, что инспектор отказывается вернуть документы.

Важно! При необходимости можно обратиться в прокуратуру, чтобы составить заявление о превышении инспектором ДПС своих служебных полномочий.

Любые обвинения водителя со стороны сотрудников ДПС должны подтверждаться с помощью средств видеонаблюдения, технических приборов или с привлечением свидетелей. Водители могут доказать свою правоту, а также обжаловать действия инспектора.

Важно соблюдать вежливость при общении с работником ГИБДД, при этом отстаивать свои права, при необходимости фиксировать противоправные действия сотрудников с помощью камеры или видеорегистратора, не признавать свою вину без веских оснований.

Данную памятку водителю вы можете скачать и распечатать для того, чтобы она всегда была у вас под рукой.

Как общаться с сотрудниками ГИБДД, что они могут, а что нет?

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотности

Исход встречи с сотрудником ГИБДД во многом зависит от водителя, в частности, от умения правильно разговаривать.  В статье будут рассмотрены новые правила общения с сотрудниками ГИБДД. Ни для кого не секрет, что уверенность, спокойствие и знание норм законодательства позволят грамотно вести диалог с инспектором. Следование правилам позволит избежать всевозможных конфликтов и последующих проблем.

Общение с ГИБДД 2021: что почитать для юридической грамотностиЧто говорит закон о том, как общаться с сотрудниками ГИБДД

Согласно законодательству, инспектор является должностным лицом, осуществляющим свои полномочия в рамках установленной компетенции. С другой стороны, располагается водитель.

Читайте также:  За что может быть штраф ГИБДД 1000 рублей?

Общение между ними должно происходить на основе равенства и ни при каких обстоятельствах не допускается выход за пределы закона, это наказуемо.

Любые отношения должностного лица с водителем получили регламентацию в Приказе МВД России No 185 от 02.03. 2009.

Документ закрепляет следующие обязанности сотрудника полиции:

  • действовать только в установленных законом рамках;
  • добросовестно нести службу и исполнять все служебные полномочия;
  • следить за соблюдением общественного порядка, пресекать готовящиеся правонарушения и принимать меры по уже совершенным;
  • уважительно относиться к любым лицам (гражданам РФ, лицам без гражданства или иностранным гражданам);
  • при общении соблюдать сдержанность, тактичность, вежливость и объективность.

Естественно, что подобный тип инспектора может вызывать только положительные эмоции, поэтому стоит вести себя подобающе. Поведение должно быть решительным и уверенным, но никак не вызывающим.

ВАЖНО !!! Стоит помнить, что в первую очередь, инспектор несет службу и за невыполнение своих обязанностей, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание. Поэтому, если действительно был факт совершения правонарушения, не стоит устраивать из диалога цирк.

Помимо этого, любые неприличные высказывания в сторону должностного лица наказуемы:

  • ст. 20.1 КоАП – штраф до полутора т.р. или арест сроком до суток за непубличные высказывания и оскорбления в местах общественного пользования;
  • ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации – оскорбления в сторону лица во время несения службы, либо по причине ее исполнения – наказывается штрафом в размере до сорока т.р., обязательными работам сроком до трехсот шестидесяти часов или исправительными работами до одного года.

Подобные последствия вряд ли будут желаемыми, поэтому стоит несколько раз подумать, перед тем, как сказать что-либо в присутствии сотрудников.

При наличии факта совершения нарушения правил дорожного движения, потребуется заполнить соответствующую часть протокола и дальше действовать по одному из примеров:

  • признать свою вину, взять копию постановления и произвести уплату штрафа в установленный законом срок;
  • не признавать виновность деяния, проводить попытки по оспариванию решения инспектора. В протоколе должна стоять пометка о несогласии с решением, дальше последует судебное разбирательство. Для успешного исхода потребуется как можно больше доказательств.

Если действия сотрудника в каком-либо виде отходят от закона, нельзя становится подобным ему, следует продолжать сохранять спокойствие и говорить в соответствии с нормами права.

Примерное развитие событий в реальности

Для большей наглядности стоит рассмотреть всю процедуру остановки от начала и до конца и понять, что они могут, а что нет:

  1. инспектор подает понятный сигнал и указывает место остановки для транспортного средства, водитель выполняет требования, соблюдая все правила дорожного движения;
  2. водитель может закрыть все двери и начать вести аудио – видео фиксацию, это поможет при возникновении спорных ситуаций;
  3. инспектор производит обращение, показывает все документы и нагрудный жетон, водитель имеет полное право на фиксацию этих данных;

Вышеуказанный приказ МВД обязывает сотрудника полиции:

  • предоставить полную информацию о себе;
  • четко обозначить причину совершения остановки;
  • назвать все требующиеся для проверки документы;
  • по требованию объяснять все права и обязанности сторон.

Вся информация должна быть представлена четко и ясно, при необходимости возможен повтор. Объявления предъявляются только со ссылкой на пункт, часть и статью нормативно-правовой акта.

  1. Если действия сотрудника вызывают сомнения в законности, можно потребовать повторное предъявление удостоверения с целью написания жалобы;

ВАЖНО !!! Сотрудник ГИБДД должен разъяснить процедуры обжалования постановления: где, как и в какие сроки. Также называются контакты и местонахождение должностного лица, которое сможет принять жалобу. 

Водитель может сразу на месте:

  • совершить звонок в службу доверия ГИБДД;
  • обратиться по единому телефону по принятию жалоб на действия сотрудников ГИБДД;
  • позвонить по номеру телефона доверия или на горячую линию ГИБДД, для каждого региона номера телефонов свои, поэтому их стоить узнавать заранее.
  1. Водитель может оставаться в своем автомобиле и вести диалог через окно. Все предложения пройти в автомобиль инспектора или выйти на улицу выполняются по желанию.

Осуществляя свои полномочия, инспектор руководствуется ФЗ «О полиции от седьмого февраля 2011 года» и иными нормативно-правовыми актами.

Нестандартные причины остановки

  1. Остановка автомобиля с целью его использования инспектором. Закон предусматривает нанесения вреда правам гражданина, если потенциальный вред будет больше, чем причиненный. Естественно, что все убытки и расходы будут компенсированы. За невыполнение требования, может наступить ответственность. Хотя вовсе не обязательно отстранение от управления транспортным средством, инспектор может просто сесть в автомобиль. После чего водитель получит специальный документ, содержащий всю информацию и сможет получить компенсацию;
  2. Если проводится специальная операция. О ее подробностях сотрудники полиции могут не сообщать, но перед обращением они все также должны соблюсти формальные требования закона;
  3. Произведение досмотра автомобиля. Может быть произведен только при двух понятых, при этом составляется протокол и ведется фиксация всех подробностей. Перед проведением процессуального действия, инспектор предлагает выдать вещи, изъятые из открытого оборота, добровольно;
  4. Требования показать аптечки, огнетушители и другие предметы. Не являются законными, если у водителя есть действующее свидетельство о прохождении технического осмотра.

Я всегда прав на дороге. юридическая грамотность автомобилистов

© Ю. А. Панченко, текст, 2020

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2020

Список сокращений

Если вы зададите вопрос на правовых форумах, то интерпретация ответа может вызвать затруднения из-за аббревиатур. Расшифровка сокращений сэкономит вам время.

  • АБС
  • Антиблокировочная система
  • АП
  • Административный процесс (в контексте может быть и АПН)
  • АПН
  • Административное правонарушение
  • БДД
  • Безопасность дорожного движения
  • ВАС
  • Высший арбитражный суд
  • ВАИ МВД
  • Военная автоинспекция Министерства внутренних дел
  • ВС
  • Верховный Суд
  • ГАИ
  • Государственная автоинспекция
  • ГИБДД
  • Государственная инспекция безопасности дорожного движения
  • ГИС ГМП
  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах
  • ГК
  • Гражданский кодекс
  • ГПК
  • Гражданский процессуальный кодекс
  • ГРЗ
  • Государственный регистрационный знак
  • ГРОЕИ
  • Государственное регулирование обеспечения единства измерений
  • ГСИ
  • Государственная система обеспечения единства измерений
  • ГУ ОБДД
  • Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
  • ДЛ
  • Должностное лицо
  • ДОБДД
  • Департамент обеспечения безопасности дорожного движения
  • ДПС
  • Дорожно-патрульная служба
  • ДТИ
  • Дополнительный технологический индекс.
  • ДТП
  • Дорожно-транспортное происшествие
  • ДТС
  • Дорожно-транспортная ситуация
  • ЕСПЧ
  • Европейский суд по правам человека
  • ЗоЗПП
  • Закон «О защите прав потребителей»
  • ИАЗ
  • Исполнение административного законодательства (в контексте – отдел ИАЗ)
  • ИДПС
  • Инспектор ДПС
  • ИН
  • Искусственная неровность
  • ИПО
  • Источник повышенной опасности
  • ККС
  • Квалификационная коллегия судей
  • КоАП
  • Кодекс об административных правонарушениях
  • КПП
  • Контрольно-пропускной пункт
  • КС
  • Конституционный Суд
  • КСОДД
  • Комплексная схема организации дорожного движения
  • ЛВОК
  • Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об АПН
  • ЛПкАО
  • Лицо, привлекаемое к административной ответственности. Тоже, что ЛВОК
  • МВД
  • Министерство внутренних дел
  • МО
  • Медицинское освидетельствование
  • МОСО
  • Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – то же, что и МО
  • МС
  • Мировой судья
  • НК
  • Налоговый кодекс
  • НОНД
  • Нет оснований не доверять
  • НПА
  • Нормативно-правовой акт
  • НПТОП
  • Наземный пассажирский транспорт общественного пользования
  • ОВД
  • Отдел внутренних дел
  • ОДД
  • Организация дорожного движения
  • ОНПВН
  • Опять нет повода не выпить
  • ОСАГО
  • Обязательное страхование автогражданской ответственности
  • ОСАО
  • Освидетельствование на состояние опьянения. Не путать с МОСО
  • ПДД
  • Правила дорожного движения
  • ПОБ
  • Полиция общественной безопасности
  • ПОДД
  • Проект организации дорожного движения
  • ППВС
  • Постановление Пленума ВС
  • ППС
  • Патрульно-постовая служба
  • ПТС
  • Паспорт транспортного средства
  • РГ
  • Российская газета
  • РОВД
  • Районный отдел внутренних дел
  • РПО
  • Регистрируемое почтовое отправление
  • РФ
  • Российская Федерация
  • Служба ДИиОД
  • Служба Дорожной инспекции и организации движения
  • СП
  • Сотрудник полиции
  • СНиП
  • Строительные нормы и правила
  • СТС
  • Специальное техническое средство
  • ТО
  • Технический осмотр
  • ТР ТС
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
  • ТС
  • Транспортное средство
  • УК
  • Уголовный кодекс
  • УИН
  • Уникальный идентификатор начисления
  • УПК
  • Уголовно-процессуальный кодекс
  • УСП
  • Уплотненный снежный покров
  • УФК
  • Управление федерального казначейства
  • ХТИ
  • Химико-токсикологическое исследование
  • ЦАФАП
  • Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений
  • ЧТД
  • Что и требовалось доказать
  • ЭЦП
  • Электронная цифровая подпись

Предисловие

 Как постоянен переменчивый сей мир!!!Как, Боже, не охота быть овцою.Быть кем нам предначертано судьбою,Тогда как попадёшь на волчий пир?!  

Сэнсей

Правила дорожного движения – рядовой нормативный правовой акт. По статусу Правила находятся в самом низу пирамиды законов. Конституция, Конвенция о дорожном движении, Гражданский кодекс, законы «О безопасности дорожного движения», «Об ОСАГО», «Об организации дорожного движения», «О полиции» и так далее – это основа ПДД[1]

1
  См. список сокращений на с.9.

[Закрыть]

.

Кроме этого, существует «Кодекс РФ об административных правонарушениях», плюс аналогичное законодательство субъектов РФ, постановления правительства, Административные регламенты, внутренние приказы МВД, ГОСТы и своды правил на строительство дорог и городов, на ремни безопасности, на знаки и так далее.

Главный толкователь закона – Верховный суд. Помимо постановлений пленумов, которые формируют единство судебной практики (ст. 126 Конституции РФ), Верховным судом издаются «Обзоры судебной практики» и «Ответы на вопросы».

В этой книге, опираясь на перечисленные документы, я выразил свой взгляд на ситуации, которые возможны в отношениях водитель – государство. Прочитав книгу, вы сможете понять, что стоит за словами и действиями инспекторов, судей, адвокатов. В этом – цель книги.

«Если в суд представлен только составленный протокол, то мы верим документу. Когда слово милиционера против слова водителя, мы верим милиционеру» – О. Егорова, председатель Мос. гор. суда, РГ № 4982 от 26.08.2009

Читайте также:  Предписание за тонировку — насколько оно законно и могут ли за него арестовать в 2021 году?

Повышаем юридическую грамотность автомобилистов — Безопасность движения для всех

Здравствуйте, дорогие друзья!

Что меня подвигло к написанию этой статьи? Проведя сегодня некоторое время за рулем своего автомобиля, пришел к выводу, что неправильно как-то все устроено в этой жизни. Вот некоторые из размышлений.

Господа в зеленых жилетах изо всех сил пытаются пополнить бюджет, выписывая направо и налево штрафы за якобы нарушения правил дорожного движения, лишая прав водителей за высосанные из пальца нарушения, выполняя при этом негласные планы по протоколам.

И ведь при этом их нисколько не заботит, что нарушения, которые они якобы зафиксировали, не имеют юридической силы. Да и откуда им это знать? С юридическим образованием их очень мало. Не требуют у них юридическое образование. Поэтому на дорогах стоят «представители власти» с гуманитарным, сельскохозяйственным образованием и т. п.

(перечислять можно много, долго и нудно). Есть хоть какое-то образование — и ладушки, бери полосатую волшебную палочку и иди, пополняй бюджет.

И ведь никого из них не волнует, что согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ: «Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы». А раз доказательства не имеют юридической силы, то они не могут служить основанием для привлечения водителя к ответственности.

Я знаю, о чем говорю, ведь мне неоднократно приходилось быть представителем наших водителей в суде, приходилось писать письма в различные инстанции, даже в администрацию президента РФ по разным щекотливым вопросам о дорожном движении.

Рассмотрим, из каких же основных элементов состоит безопасность движения. Она состоит из трех составляющих: Водитель – Автомобиль – Дорога.

И что же получается в действительности? Дорог как не было, так и нет (ведь только в России дорогу принято объезжать по обочине).

За техническим состоянием смотрят (за отдельную плату) операторы государственного технического осмотра совместно со страховщиками.

А им этот вопрос интересен только потому, что одним можно поиметь некоторое количество денежных знаков, чтобы окупить вложенные в оборудование средства, другим – минимизировать страховые выплаты, а само техническое состояние ни первых, ни вторых не интересует. Остается самая интересная составляющая безопасности движения — «ВОДИТЕЛЬ». Почему – наверное, сами догадываетесь?

ГИБДД – государственная инспекция безопасности дорожного движения. То есть, они должны обеспечивать безопасность движения на дорогах, воздействуя на все перечисленные составляющие в комплексе.

А они оставили в стороне дороги, автомобиль им интересен только с точки зрения выписки штрафа. Но из всего комплекса (Водитель – Автомобиль – Дорога) им интересна только одна составляющая: «Водитель».

Ведь под страхом изъятия водительского удостоверения из водителя можно ТАКИЕ «веревки вить»!

Занимаясь по долгу службы безопасностью движения на предприятии, мне доводилось неоднократно сопровождать крупногабаритные и тяжеловесные транспортные средства. А раз едет по дороге большая махина, то она вызывает просто восторг в глазах сотрудников ГИБДД. По ходу сопровождения также много раз приходилось общаться с сотрудниками в зеленых жилетах.

В ходе общения выявляется такая странная особенность в их поведении: пока двигаешься в районе небольших населенных пунктов, встречаются более робкие ГАИшники, которые даже не в курсе выхода новых нормативно-правовых актов, работают по-старинке, руководствуются давно утратившими силу документами, их главный конек – спрятаться в кустах или за автобусной остановкой и ловить на превышении скорости. Такие проверяют стандартный набор документов водителя (согласно п. 2.1 ПДД), ну и спрашивают, что за агрегат такой.

Чем ближе подъезжаешь к крупному населенному пункту, тем более начитанные сотрудники попадаются.

Они в курсе последних веяний в области дорожного законодательства, не прячутся по кустам, не ограничиваются проверкой стандартного набора документов, а проверяют все документы в совокупности, подолгу изучают транспортное средство, производят замеры весогабаритных параметров. Спорить с такими сотрудниками сложно. Но можно, если сам можешь свободно ориентироваться в нормативно-правовых актах.

Такое положение дел не радует. Все-таки руководствоваться нужно одними и теми же документами. Но руководству ГИБДД, видимо, виднее.

Однако, далеко я углубился в свои размышления.

Следующий цикл статей хочу посвятить повышению дорожной грамотности водителей — как начинающих, так и профессиональных. Чтобы при встрече с любой из перечисленных категорий сотрудников ГИБДД вы могли свободно оперировать нормативными документами и избежать необоснованного обвинения в нарушении правил дорожного движения.

Добро пожаловать на страницы моего блога. Комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте интересующие вас темы.

Читать онлайн "Правовая грамотность. Самоучитель для водителей" автора Холодов Александр — RuLit — Страница 1

  • Александр Холодов
  • Правовая грамотность
  • Самоучитель для водителей

В автошколе будущий водитель изучает правила дорожного движения, приобретает минимальные навыки по оказанию первой медицинской помощи, но как общаться с инспектором ГИБДД, какими правами и обязанностями обладает водитель — эти вопросы преподаватели, как правило, обходят стороной. Откуда же водителю об этом узнать?

Зачастую эти знания и навыки начинающий водитель получает от таких же, как он, водителей. Среди них ходит огромное количество баек, слухов и прочих глупостей. Больше половины советов из этого устного народного творчества — бесполезная, а иногда и вредная информация.

Эта книга написана на основе лекций по правовой грамотности, которые проходят в центрах дополнительной подготовки водителей, и может считаться учебным пособием по основам правовой грамотности водителя.

Книга будет одинаково полезна как начинающему водителю (и тому, кто только собирается им стать), так и профессионалу с большим стажем, ведь даже опытные водители иногда испытывают недостаток необходимых знаний.

Весь материал представлен в виде отдельных занятий и разбит на главы. В конце каждой главы приведены ответы на наиболее типичные вопросы по предложенной теме, которые обычно задают слушатели на лекции, поскольку они интересуют большинство водителей.

Как я уже писал ранее, среди водителей бродит огромное количество заблуждений, поэтому чтобы освоить весь материал книги и получить хорошие знания, необходимо выработать у себя два навыка, приведенных ниже в виде правил.

Золотые правила каждого водителя

Если я что-либо утверждаю, не следует верить этому без проверки материала. Людям свойственно ошибаться, а иногда вас могут и специально обманывать.

Очень часто слышу от водителей фразу: «Мне один знакомый гаишник сказал, что…». Дальше уже не важно, что говорит водитель, ведь с большой долей вероятности это не правда, а просто «испорченный телефон».

Так как же проверить информацию? Для этого существует второе правило.

Я буду стараться дословно цитировать те тексты, на которые ссылаюсь. Если где-то я не вставил цитату, то у вас есть отличная возможность меня проверить. Для этого нужно просто открыть тот документ, на который я ссылаюсь, и прочесть его. Так же следует поступать со всеми высказываниями, которые вы услышите.

Итак, вспомним школьные годы и запишем список литературы, который нам будет полезен. Не пугайтесь, вам не нужно сломя голову бежать покупать эти книжки и изучать их.

Достаточно того, что теперь вы будете знать, куда заглянуть, если вдруг потребуется что-либо уточнить, узнать, проверить.

Я даже не буду против, если вы прочтете эту главу «по диагонали», но будете к ней возвращаться по мере необходимости.

Первая — святая книга водителя, написанная кровью — Правила дорожного движения. Все знают, когда они менялись? Углубляться в изучение Правил мы не будем, но самое главное — необходимо следить за их актуальностью.

Зачастую водитель последний раз заглядывал в Правила еще в автошколе, а если с той поры прошел десяток или больше лет, то некоторые изменения могут оказаться неприятным сюрпризом, особенно когда водитель узнает о них из протокола, выписанного инспектором ГИБДД.

Это вторая главная книга. Она намного толще Правил дорожного движения, но нас в ней интересует не все. Хочу предостеречь: часто можно купить Правила дорожного движения, в которых в самом конце публикуется информация о штрафах. Там же, кстати, приводятся и номера статей. К примеру, статья 12.15 часть 3, часть 1 и т. д.

Проблема в том, что все они вырваны из контекста административного кодекса. Ни в коем случае не пользуйтесь различными таблицами штрафов и выписками из кодекса. Во-первых, чаще всего их издатели просто не успевают за изменениями, а во-вторых (и это главное) — им приходится сокращать текст, чтобы выдержать требуемый формат книжки.

Вы думаете, его сокращают юристы? Нет, это делают верстальщики, у которых зачастую даже нет водительского удостоверения.

Помимо этого, если вас, допустим, остановили и собираются отправить ваш автомобиль на штрафстоянку, то действительное обоснование вы сможете найти только в полном тексте кодекса, в 27-й главе, а не в 12-й. Точно так же в кодексе написано, что и кто имеет право делать. В основном в кодексе об административных правонарушениях нас будет интересовать 12-я глава и вопросы, косвенно с ней связанные.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *