Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

В интернете на фоне вступления в силу нового Приказа №664 вместе со своим Административным регламентом всё чаще пишут якобы об официальном разрешении прятать патрульную машину ДПС в кустах, за зданиями или в других местах при ловле нарушителей. Якобы в изменённом регламенте внесён пункт об этом. Так ли это и могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664 в 2021 году, давайте разбираться!

Для начала отметим, что на полицию, коей является и служба ГИБДД, возложены обязанности по пресечению и предупреждению нарушений, а также их выявлению.

При этом, первые две задачи явно имеют приоритет перед третьей, согласно самой формулировки «безопасности дорожного движения», функцией которой наделена полиция.

Какую бы иллюзию инспекторы ни питали в отношении выявления нарушений, правозащитные функции в любом праве всегда первичны перед законоисполнительными!

Имеют ли право сотрудники ГИБДД ловить нарушителей в кустах?

Вопрос законности этого напрямую регулируют два правовых акта:

  • Федеральный закон «О полиции»,
  • Административный регламент, введённый в действие Приказом №664.

Первый в своей статье 8 говорит нам о том, что действия полиции носят публичный характер, но и противоречия возможности прятать патрульный автомобиль за кустами, зданиями, сооружениями, холмами и другими объектами нет.

Поэтому давайте обратимся непосредственно к регламенту. Пункт 63 регулирует сразу три положения и условия видимости патрульной машины.

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Итак, первый абзац пункта 63 говорит нам следующее:

63. При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.

Вроде бы всё логично, и ответ на главный наш вопрос получен. Если деятельность полиции является публичной, а пресечение нарушений ПДД первостепенно, то автомобиль должен быть отчётливо виден. Но не всё так просто!

В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.

Это второй абзац того же пункта. Из него следует, что всё-таки ГИБДД могут прятаться в кустах, согласно Приказу №664 (точнее, его регламенту), но только при двух определённых условиях (выполнении одного любого из них):

  1. ДПС прячут машину, когда дежурят только на аварийно-опасных участках дороги,
  2. применяется фото- или видеофиксация нарушений ПДД.

Причём, практически всегда в 2021 году при выявлении нарушений сотрудники ГИБДД используют видеокамеру. Это факт.

Но в этом пункте прямого перечисления кустов нет.

Кусты могут быть элементами обустройства улично-дорожной сети, но только в том случае, если они посажены в целях такого обустройства — то есть искусственно (например, в качестве защиты дороги от заноса снегом зимой), а не сами выросли возле дороги. Однако, ни то, ни обратное не доказуемо, и потому налицо пробел в трактовке этого правового акта.

Но самое главное заключается в том, что никаких смысловых изменений в Приказе №664 и не произошло. В регламенте Приказа №185 содержалась практически такая же формулировка, лишь слегка видоизменённая. Поэтому захлестнувшие интернет новости о том, что только после выхода нового Приказа ГИБДД могут прятаться в кустах, не более чем «утка».

Как определить аварийно-опасный участок дороги?

Нет, это вовсе не тот участок, который отмечен предупреждающим знаком 1.33:

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Этот знак предупреждает о прочих опасностях, и это прямо говорит его одноимённое название. Именно к аварийным участкам дорог он не имеет прямого отношения, хотя и устанавливается перед ними. Но это совсем не означает, что если Вы увидели данный знак, то перед Вами аварийно-опасный участок.

Чёткое определение такого участка даёт нам Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в своей статье 2:

аварийно-опасный участок дороги (место концентрации дорожно-транспортных происшествий) — участок дороги, улицы, не превышающий 1000 метров вне населённого пункта или 200 метров в населённом пункте, либо пересечение дорог, улиц, где в течение отчётного года произошло три и более дорожно-транспортных происшествия одного вида или пять и более дорожно-транспортных происшествий независимо от их вида, в результате которых погибли или были ранены люди.

Как видим, статус аварийно-опасного участок приобретает при наличии за отчётный год определённого количества ДТП на нём. Вот только такую информацию Вы нигде не найдёте, даже отправив официальный запрос в ГИБДД. Максимум — это статистика ДТП по районам субъектов России на официальном сайте статистики ГИБДД.

Да и практически любой участок дороги в нашей стране при такой статистике можно считать аварийным.

Поэтому прятать машину в кустах сотрудникам ГИБДД на практике можно практически везде. Но это ещё не всё. Выше мы говорили о том, что пункт 63 регламента имеет ещё и третий абзац.

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Нельзя скрывать цветографические схемы и устройства подачи сигналов

Итак, третий абзац запрещает инспекторам даже при условии сокрытия патрульной машины в кустах умышленно препятствовать распознаванию водителями атрибутов автомобиля:

Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.

Но это совсем не значит, что они могут спрятать машину в кустах, но при этом отчётливо должны быть видны цветографические схемы и «мигалка» патрульного авто. Данный пункт аналогичен, например, сокрытию госномеров водителем листом бумаги или грязью в виде умышленных помех для их идентификации.

Но данная трактовка также и не исключает обязанности не скрывать такие схемы и «мигалку» в кустах при выявлении нарушений.

Можно ли отменить штраф, если ГИБДД прятались в кустах?

Но главный для обычного водителя вопрос заключается, конечно же, в законности выявленного нарушения, если патрульный автомобиль был спрятан в кустах или за другими объектами незаконно.

Увы, но при обжаловании такого штрафа против Вас будут играть два главных факта:

  1. во-первых, из-за достаточно скользкой и двоякой трактовки регламента далеко не факт, что должностным лицом или судьёй, рассматривающим жалобу, будет выявлено процессуальное нарушение,
  2. во-вторых, такое процессуальное нарушение даже в случае наличия его состава, скорее всего, малозначительно и никак не отвергает штрафа; возможен вариант, когда штраф (лишение прав или другую меру наказания) оставят в силе, но и к инспектору за нарушения регламента будут применены дисциплинарные санкции.

Новейший регламент ГИБДД узаконит засады в кустах, «живые щиты» и слежку за водителями

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?

Министерство внутренних дел разместило на портале regulation.gov.ru проект очередной модернизации Административного регламента ГИБДД. Который, как считают эксперты портала «АвтоВзгляд», значительно усложнит жизнь российских водителей.

Для начала скажем, что в опубликованном МВД новом варианте Административного регламента уж совсем дико было увидеть указание, как себя вести вообще всем гражданам, никакого отношения к МВД не имеющим.

Так, пункт 11 полицейского регламента обязывает «участников дорожного движения, в частности, воздерживаться от высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; грубости, предвзятых замечаний, оскорбительных выражений или реплик».

С каких это пор у нас приказы министра МВД стали обязательны к выполнению для вообще всех граждан, кого нелегкая занесет на дорогу? Их мораль и общественное поведение регулируется совершено иными нормативными актами, а не сугубо внутриведомственным документом.

В пункте 81 регламента сохранено разрешение для патрульных прятаться от водителей, чтобы было удобно их штрафовать: «в целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Иначе говоря, по логике этого документа сотрудники ДПС не должны предотвращать нарушения ПДД на аварийно-опасных участках, одним своим видом остужая горячие головы лихачей. Наоборот! Получается, что им прямо предписывается, прячась по кустам, вселять в нарушителей ложное чувство безнаказанности и собирать с них деньги — за опасные для законопослушных водителей выкрутасы на дороге.

Следующий, 82-й параграф предлагаемого документа, легитимизирует скрытое патрулирование, фактически негласную слежку за водителями на дороге: «при надзоре за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы принимаются меры по фиксации нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП».

А пункт 90 узаконивает применение всевозможных обманок для водителей: «для предупреждения нарушений ПДД могут использоваться… устройства (макеты, манекены), имитирующие сотрудника, патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации, другие электронные устройства».

Читайте также:  Оспорить штраф через Госуслуги с 1 сентября 2021 года

Крайне показательно также, что МВД намерено окончательно сделать «живые щиты» из машин граждан своим штатным средством остановки злоумышленников. Несмотря на риск, которому эти самые граждане при этом подвергаются.

Чтобы окончательно развязать руки рядовым сотрудникам полиции, в пункте 114 прописано, что «принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена посредством временного ограничения или запрещения движения на отдельных участках дорог с использованием сигналов регулировщика, технических средств регулирования и организации дорожного движения».

Да, тут есть оговорка — «при условии обеспечения безопасности иных участников дорожного движения». Однако до сих пор организаторов «живых щитов» на местах безопасность водителей волновала в последнюю очередь.

Несмотря на то, что они работают в организации, где безопасность дорожного движения прописана в самом ее названии — ГИБДД. Надеяться, что сотрудники резко изменять свой подход к этому вопросу как-то не получается.

Таким образом, приятных сюрпризов для водителя очередная редакция гибддшного регламента не принесла. А жаль.

Масла для коммерческой техники, которым стоит доверять Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664? Масла для коммерческой техники, которым стоит доверять

Сотрудникам ГИБДД запретят прятаться в кустах

Во время дежурства патрульный автомобиль обязательно должен быть в зоне видимости водителя. В то же время на дорогах появится скрытый надзор, а инспекторам ГИБДД во время видеосъемки водителем нельзя будет выходить из кадра

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664? Александр Демьянчук/ТАСС

Министерство внутренних дел разработало обновленные правила «осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства о безопасности дорожного движения».

Проект приказа МВД — это многостраничный документ. Из нового в нем фактически только скрытый надзор на дорогах. Его суть в том, что сотрудники Госавтоинспекции в штатском смогут фиксировать опасное вождение, выезд на встречку или разговор по мобильному телефону за рулем.

Однако, поскольку эти сотрудники ГИБДД без формы, то они не смогут остановить машину и составить протокол, а должны будут передать информацию нарядам автоинспекции, которые находятся при исполнении.

И только эти сотрудники в форме могут задерживать нарушителей и оформлять протоколы.

Скрытое патрулирование — это обычная мировая практика. В России же это может превратиться в кормушку для госавтоинспекторов, предупреждает автоэксперт Артем Бобцов:

Артем Бобцов автоэксперт

Особо оговаривается и порядок передачи документов. Если инспектор обнаружит в них деньги, он обязан вернуть владельцу все переданное целиком и попросить предоставить бумаги еще раз, уже без купюр.

  • Еще одна деталь — для сотрудников ДПС хотят установить правила видеофиксации «административных действий», в частности их хотят обязать предупреждать участников дорожного движения о съемке, и сами инспекторы не смогут выходить из поля обзора видеокамеры, если их снимает остановленный водитель или пассажир, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:
  • Петр Шкуматов координатор движения «Синие ведерки»
  • В МВД постоянно идет анализ ситуаций, которые нуждаются в регламентировании, и за пару-тройку лет накапливается определенный пакет поправок, который потом принимается. Это делается для упрощения судебных разбирательств, отмечает автоюрист Игорь Озеров:
  • Игорь Озеров автоюрист

В Москве за 2020 год и первые три месяца 2021 года были задержаны 304 водителя по статье «дача взятки». Против них возбуждены уголовные дела. А вот сколько инспекторов взяли деньги, столичная Госавтоинспекция статистику не опубликовала.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Могут ли ДПС прятаться в кустах?

Тема, правомерно ли поступают инспекторы ГИБДД, играя в «прятки» с водителями на дорогах страны, не сходит с уст общества и страниц СМИ еще с 90-х. С 20 октября 2017 года, в правила надзора за соблюдением ПДД внесены изменения.

Тому причиной является приказ МВД N 664 и новый Административный регламент ГИБДД. Люди все чаще обсуждают, что якобы новый регламент, чуть ли неофициально разрешает прятать патрульную машину от прямого видения водителей.

Попробуем разобраться, так ли это, и как должен реагировать водитель на внезапно возникшего, невесть откуда инспектора.

Как инспектор из табакерки: предупредить или выявить

В первую очередь, зафиксируем, что государство возложило на полицию, а равносильно и службу ГИБДД, три основные обязанности: Предупреждение, пресечение и выявление правонарушений.

Естественно, в любом праве, как институте, правозащитные функции всегда главенствуют над функциями карательными. Проще говоря, слуга закона в большей степени, обязан приложить все усилия для предупреждения нарушения, нежели из-за «кустов», это самое нарушение выявлять.

Что гласит буква закона?

Что же представляет собой пресловутый новый Административный регламент? Это инструмент, который наравне с Федеральным законом «О полиции», регулирует законность действий ГИБДД. В статье 8 этого закона четко прописано, что: степень открытой деятельности полиции, напрямую зависит от того, противоречит ли это требованиям законодательства Российской Федерации.

Можно сказать, черным по белому написано, что инспектору ГИБДД, запрещено вести скрытое выявления правонарушений. При этом из вышеизложенного явно следует, что о спрятанной в кустах или за углом патрульной машине и радаре, речи быть не может.

А вот с регламентом не так все просто!

Быстро законы пишутся, да нескоро в них разобраться.

Из этой же статьи следует, что публичное освещение исполнения полицией своих должностных обязанностей ограничивается, при возникновении противоречий к исполнительному производству, в частности по административным делам.

Практически в 100% случаях, характерные для деятельности ГИБДД делопроизводств, будь то нарушение правил, штраф за превышение скорости, лишение водительских прав и прочее, относятся, непосредственно к кодексу об административных правонарушениях.

Могут ли ГИБДД прятаться в кустах по новому Приказу №664?Знак 1.33

Вот теперь мы можем обратиться к пункту 63, Административного регламента, введенного в действие приказом No 664.

С одной стороны, в пункте написано, что инспектор обязан расположить патрульный автомобиль, таким образом, чтоб он был виден. Мало того, на машине должны быть четко видны специальные опознавательные знаки ГИБДД.

А с другой стороны, если дело касается выявления нарушителей в аварийно-опасных местах, то авто можно и спрятать.

Хотя четкого определения, какой участок дороги является аварийно-опасным тоже нет.

Предупреждающий знак 1.33, непосредственно не указывает на аварийно-опасный участок притом, что устанавливается он именно перед ним. Знак носит предупреждающий характер и сигнализирует о «прочих опасностях». Если обратиться к Федеральному закону, то в нем более четко указано, какой участок является аварийным.

Если на определенном участке, конкретной длины и расположенном в конкретном месте за год происходит от трех до пяти ДТП, соответственно такой участок и является аварийно опасным.

В том случае если вы захотите доказать, что инспектор вам остановил в неположенном месте, будьте готовы, что на практике информацию о том, сколько ДТП произошло в том или ином месте за год, очень трудно будет найти. Причем спрятать можно и за природным ландшафтом (горка, овраг и т. д.

), за поворотом, ну и за кустами, с одной оговоркой, что кусты как элемент дорожной сети были посажены искусственно.

Кто прав, кто виноват?

Из вышеизложенного следует, что по новому регламенту, сотрудники ГИБДД, могут исполнять свои должностные обязанности таким образом, как того требует конкретная ситуация.

При возникновении спорных моментов у представителя полиции будет масса возможностей аргументированно доказать правомерность своих действий.

В принципе адекватному и законопослушному водителю, боятся того, что в кустах спрятана камера видеофиксации или инспектор с радаром, абсолютно ни к чему. В конце концов, ГИБДД и создана для того, чтобы следить за соблюдением правил дорожного движения.

Вывод и судебная практика

Из вновь измененного регламента следует, что автомобиль ДПС с нанесенными элементами специальной окраски и специальными сигналами во время служебного дежурства должен быть виден всем участникам дорожного движения.

Руководство МВД ставит задачу перед сотрудниками, в первую очередь предотвратить нарушение ПДД, а не скрытно его фиксировать. Но при определенных факторах, у сотрудников существуют вполне законные основания, все-таки машину прятать.

Например, если при осуществлении контроля над соблюдением ПДД с помощью средств фото и видеофиксации, прямой видимости мешает рельеф местности.

Немаловажным пунктом документа является и то, что сотрудники ДПС без спец. формы и на автомобиле без спец. окраски, могут вас остановить за нарушение правил, только на стационарных постах. Есть пункт и о досмотре вашего транспортного средства.

А судебный практики, который бы скрытое наблюдение за движением со стороны ГИБДД было бы признано незаконным, попросту НЕТ!

Читайте также:  Можно ли ездить на зимней резине летом и штраф в 2021?

Можете попытаться найти подобные решения в Едином банке судебный решений на bsr.sudrf.ru – не получится.

Получается, что при необходимости (а она, формально, есть почти всегда) ГИБДД вполне может скрываться и в кустах, и за препятствиями ради выявления и пресечения правонарушений.

Отныне досмотр и сверку номеров двигателя могут производить только притом, если существует ориентировка на конкретный автомобиль. Досмотр должен осуществляться в присутствии двух понятых, не имеющих отношения к службе в структурах ГИБДД.

Также обязательным условием данной процедуры, является составление протокола досмотра. Полностью законным будет, если вы пожелаете зафиксировать на фото или видеоаппаратуру, как сотрудники исполняют свои должностные обязанности.

Прописан и пункт, касающийся подозрений инспектора на счет, не находится ли водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При возникновении такой ситуации сотрудник ГИБДД обязан самостоятельно отвезти водителя на прохождение нужных экспертиз, а при отсутствии подтверждений факта опьянения доставить его обратно к личному транспортному средству.

Всем удачи на дорогах, берегите себя и соблюдайте правила дорожного движения. А если вам нужна помощь юриста — пишите или звоните нашим специалистам по номерам горячей линии прямо сейчас!

Бой со взятками и запрет прятаться в кустах: важные изменения в ГИБДД

Сотрудники ГИБДД будут обязаны возвращать водителю документы в случае, если в них вложены деньги, ценные бумаги и какие-либо предметы. Инспектор должен предложить передать документ без них. Об этом и многом другом говорится в проекте приказа МВД, который был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.

Сотрудник может принять документы без обложек и без удерживающих устройств. Ему следует обращаться с документами аккуратно и не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах.

Также инспекторам запрещено принимать от участников дорожного движения материальные ценности, какие-либо вещи, предметы или документы, не требующиеся для выполнения административных действий, и пользоваться средствами связи участников дорожного движения (за исключением особых случаев).

Сотрудники ГИБДД смогут использовать макеты и манекены для предупреждения нарушений правил дорожного движения. Также для этих целей может использоваться патрульный автомобиль, средства автоматической фиксации и другие электронные устройства.

Средства автоматической фиксации при этом должны размещаться на основании анализа аварийности в местах концентрации ДТП, на потенциально аварийно-опасных участках дорог, с учетом анализа выявленных правонарушений, в том числе влияющих на снижение интенсивности и пропускной способности дорог и улиц.

МВД прописало требования к остановке автомобилей с включенными специальными световыми сигналами.

Автоинспекторы смогут останавливать такие машины, если у них есть данные о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения или преступления, использовании транспортного средства в противоправных целях, а также для проведения соответствующих мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий

Патрульный автомобиль или сотрудник ГИБДД во время дежурства всегда должны находиться в зоне видимости водителя. В проекте приказа сказано, что их должно быть отчетливо видно участникам дорожного движения.

Тем не менее, на аварийно-опасных участках дороги, а также для надзора за дорожным движением с использованием средств фотовидеофиксации, патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, которая ограничена естественными переломами рельефа местности и поворотами дороги.

Сотрудники ГИБДД смогут фиксировать опасное вождение и разговор по мобильному телефону за рулем при проведении скрытого надзора на дорогах.

При этом автоинспекторы не обязаны находиться в форменной одежде, однако в этом случае они не смогут остановить машину и составить протоколы, а должны передать информацию другим нарядам.

Сотрудники ГИБДД при необходимости смогут использовать автомобили граждан, но не для преследования преступников. Инспектор должен сообщить водителю о цели использования машины и маршрут движения,

При этом управление автомобилем осуществляется самим водителем, если нет оснований для его отстранения от вождения. Сотрудник Госавтоинспекции должен по просьбе водителя выдать ему справку или сделать запись в путевом листе с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения.

Сотрудники ГИБДД вправе потребовать от водителя остановиться, если сочтет, что транспортное средство неисправно. Сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение до устранения проблем.

В список входят неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, с негорящими фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, неработающем стеклоочистителе во время дождя или снегопада со стороны водителя.

При возникновении в пути прочих неисправностей, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их. Если это невозможно, ему нужно следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Сотрудники Госавтоинспекции будут обязаны предупреждать водителей о фото- и видеосъемке.

По возможности они должны будут оформлять протоколы и совершать другие административные действия в поле зрения установленных в патрульной машине регистраторов и камер на стационарных постах (или записывать свои действия на переносной регистратор).

Также они смогут снимать на видео процессуальные действия, проводимые без понятых, и потом приобщать запись к материалам дела.

Во время загрузки произошла ошибка.

Имеют ли право дорожные полицейские прятаться от водителей?

Общество » Практика » Как отстоять права

Уверен, большинство водителей с более или менее солидным стажем встречались с такой ситуацией: едешь себе спокойно по трассе, без нарушений, и вдруг из придорожных кустов вскакивает инспектор ДПС с радаром — нарушаете, превышаете! А, собственно, могут ли дорожные полицейские прятаться в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» ответили эксперты.

Как-то раз нынешним летом едем на рыбалку по не очень оживленной трассе с бывшим (уволился в 2011 году по сокращению штатов) полковником полиции. Он за рулем чувствует себя, что называется, как рыба в воде.

Ведет спокойно и уверенно, не дергается, правил не нарушает. Во всяком случае, старается. И вдруг впереди, метрах в ста, из-за будки пригородной автобусной остановки на дорогу выходит молоденький сержант ДПС с радаром в руках. По его сигналу останавливаемся.

«Сухой закон» — только для велосипедистов

Оказывается, по словам сержанта, полковник превысил допустимую на этом участке трассы скорость аж на пять километров в час. И показывает окошечко переносного радара: действительно, какое-никакое превышение есть. Водитель спокойно выходит из машины и вдруг начинает грозно отчитывать молодого сержанта: мол, нарушаете инструкцию такую-то, приказ МВД такой-то, положение ГИБДД такое-то…

Номера ведомственных приказов, инструкций и так далее сыплются, как из рога изобилия. Растерянный сержант краснеет и машет рукой: да поезжайте уже, только от меня отстаньте! Довольный экс-полковник садится за руль.

Смеется: законы надо знать, сотрудникам дорожной полиции прятаться от водителей в каких-нибудь кустах или будках не положено.

Собственно, именно по этому поводу напористый полковник и наехал на растерявшегося дорожного полицейского, не умудренного особым опытом.

ДТП: послание на три буквы

Но оказывается, мудрый полковник использовал не столько собственное знание ведомственных правил, сколько незнание их молодым сержантом в форменном канареечном светоотражающем жилете. В данной ситуации закон действительно что дышло: в отдельных случаях инспекторы ДПС скрытно следить за дорогой все-таки могут! Даже на автомобиле, не разукрашенном служебной символикой.

Вот что пояснил корреспонденту «Правды.Ру» Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук, полковник полиции в отставке Виктор Николаевич Корзун:

«В былые времена совершенно официально было три формы несения службы: скрытая (работа на машинах без специальной раскраски), открытая (работа на патрульных автомобилях в местах, где чаще всего происходят нарушения ПДД с целью их профилактики) и смешанная. В 2009 году вышел специальный регламент, предусматривающий несколько иные нормы патрулирования на трассах, в 2011 году он был дополнен.

Правда, честно говоря, ясности во взаимоотношениях ГИБДД и водителей больше не стало. Например, в одном абзаце регламента сказано, что контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям Госавтоинспекции, не допускается.

И тут же дана расшифровка: патрульный автомобиль — это транспортное средство Госавтоинспекции, на наружной поверхности которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное стационарными устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов и так далее…. То есть если на машине отсутствуют синие полоски, аббревиатуры ДПС и красно-синие мигалки, то значит, патруль вне закона?

Как бы не так! В следующем абзаце говорится (постараюсь повторить дословно), что «контроль за дорожным движением может осуществляться как в открытой, так и в скрытой форме, с использованием патрульных автомобилей скрытого контроля». То есть, исходя из этого пункта регламента, следует, что инспектору разрешено хоть на личном «Жигуленке» следить за порядком на трассах! Согласитесь, тут есть некое скрытое противоречие, которое можно использовать как угодно…».

Читайте также:  Предписание за тонировку — насколько оно законно и могут ли за него арестовать в 2021 году?

Новые штрафы — старые ездоки

А насколько все-таки правомерно гаишнику прятаться от водителей в кустах? На этот вопрос «Правде.Ру» отвечает кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:

«Тут ситуация довольно сложная и достаточно противоречивая. Формулировки в нормативных документах несколько расплывчаты, что позволяет трактовать их достаточно вольно.

И ведь ничего не поделаешь! Дежурство на дорогах регламентируют специальные наставления по работе дорожно-патрульной службы, а там четко написано: сотрудник ДПС должен выбирать место несения службы так, чтобы быть отчетливо видным участникам дорожного движения и иметь возможность для своевременного пресечения правонарушения.

А вот всего лишь несколько строк из приказа Министерства внутренних дел от 31 декабря 2009 года (цитирую по первоисточнику): «При контроле за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения…».

Но внимательно читаем далее: «В целях обеспечения контроля за дорожным движением в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети». Короче говоря, дорожный инспектор с радаром может вполне спрятаться за бугром, за поворотом, даже по сути дела и в кустах. И никаких служебных регламентов не нарушит!

Ученые узнали, откуда на дорогах «чайники»

По сути, из положений приказов МВД и регламента ГИБДД следует, что патрульная машина однозначно может быть скрыта за придорожными кустами или автобусной остановкой только при условии, что контроль за дорожным движением ведется с применением технических средств фиксации нарушений правил дорожного движения.

Правда, есть еще один нюанс, который известен всем водителям. Если вы едете нормально, не нарушая правил, то никакой инспектор, который хоть в кустах сидит, хоть открыто на обочине стоит, не страшен!».

Читайте самое интересное в разделе «Общество»

Куратор: Людмила Айвар

Инспекторы ГИБДД больше не будут прятаться в кустах — новости Право.ру

Сегодня опубликован документ, которым МВД внесло изменения в административный регламент по работе дорожно-патрульной службы. В приказе МВД прописано, кто, как и за что может останавливать водителя на дороге.

Регламент в прежней своей редакции отчасти раскрывал все тонкости скрытого патрулирования. Но многие позиции этого дела в нем не были прописаны, зато они были озвучены в наставлении по дорожно-патрульной службе.

Однако этот документ был обременен грифом «Для служебного пользования». Поэтому он нигде не публиковался в открытом доступе, а умные, но недобросовестные инспекторы этим пользовались.

В итоге человека на дороге мог остановить неизвестно кто, имеющий светящийся жезл, а последствия этого приходилось расхлебывать криминальной милиции.

Поправки в административный регламент убрали «недоговоренности», в документ вошли те пункты, которые предназначались только для служебного пользования, а само понятие скрытого контроля исчезло.

Теперь четко прописано, что при контроле за дорожным движением автомобиль со спецокраской должен стоять таким образом, чтобы все его видели и могли предотвратить нарушение.

Если инспекторы принимают меры, чтобы скрыть окраску или спецсигналы от участников движения — это нарушение административного регламента.

Главная задача сотрудников ГИБДД, как не раз заявлял начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Виктор Кирьянов, предотвратить нарушение, а не ловить нарушителей.

В темное время суток и в условиях ограниченной видимости сотрудники ДПС должны нести службу на освещенных участках дороги и иметь при себе светящийся жезл и светоотражающее снаряжение. Это — обязательные требования к безопасности самих инспекторов.

При этом скрываться от водительских взоров гаишникам разрешается при условии, что контроль осуществляется средствами фотовидеофиксации нарушений. Но это при тех обстоятельствах, когда видимость ограничена естественными переломами рельефа, поворотами и элементами обустройства улично-дорожной сети. То есть за остановками прятаться разрешается.

При контроле инспектор вправе открыть багажник, который может загородить вид на спецокраску и спецсигналы машины, только в том случае, если прибор у него установлен в багажнике. И то только тогда, если этот прибор работает в автоматическом режиме.

Если же контроль за дорогой ведет наряд на патрульном автомобиле без спецокраски, то останавливать нарушителя он не может. Это тот самый пункт, которого раньше вообще не было в регламенте, зато он был в наставлениях по дорожной службе.

Теперь его перенесли в документ для общественного использования. При таком контроле этот наряд должен работать либо вместе с постом ДПС, либо с нарядами, которые работают на автомобилях со спецокраской.

И только они могут остановить гонщика и оформить административное правонарушение.

Также регламент сильно поправили в той части, которая касается водителей с должностью — следователей СКП, работников прокуратуры и судей.

Теперь гаишник не имеет права оформить на них протокол, направить на медосвидетельствование и прочие подобные мелочи. Он должен сообщить дежурному и составить рапорт своему руководству.

В случае если кто-то из вышеуказанных лиц нетрезв, то задача автоинспектора принять меры, чтобы этот водитель дальше не поехал за рулем. Каким образом это сделать — не расписывается.

Еще один момент новых поправок. Теперь более четко прописаны все можно и все нельзя в отношении иностранных лиц. Так, например, определено, что сотрудник ДПС имеет право проводить осмотр транспортного средства только на основании ориентировок.

Все требования, которые могут быть расценены как обыск или досмотр, например, «откройте капот или багажник», недопустимы. Надо напомнить, что в той части административного регламента, которая не подверглась изменениям, четко прописана разница между осмотром и досмотром. Даже сверка номеров кузова, двигателя или идентификационного номера — это уже досмотр.

А досмотр в отличие от осмотра должен проводиться в присутствии понятых и с составлением соответствующего протокола.

  • Судейское сообщество
  • МВД России, ГИБДД, СКП РФ
  • Права и обязанности милиции

Новый регламент ГИБДД: гаишникам запретили прятаться в кустах и отбирать права

В России вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Правила поведения автоинспекторов в различных ситуациях на дороге прописаны в документе, опубликованном на официальном портале правовой информации.

В соответствии с новым регламентом сотрудники ГАИ не будут отбирать водительское удостоверение у нарушителя. Водитель должен сам привести права в подразделения ГИБДД в течение трех дней.

В том случае, если медосвидетельствование показало, что водитель, который, по подозрению сотрудников ГИБДД, употреблял алкоголь, оказался трезвым, автоинспекторы должны довезти его обратно к автомобилю.

Сотрудники ДПС должны быть вежливыми с участниками дорожного движения, они обязаны воздерживаться от высказываний, которые могут быть истолкованы как дискриминация по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений.

Спорный пункт о том, что инспектору запрещается курить во время общения с водителем, был исключен из регламента. Однако это не значит, что сотрудник ДПС может дымить в лицо участникам дорожного движения. Норма включена в кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ.

Автоинспекторам разрешили останавливать водителей вне стационарных постов. В то же время сотрудники ГИБДД не могут каким-либо образом маскировать патрульную машину.

Автомобиль блюстителей порядка должен быть хорошо виден участникам дорожного движения.

При этом у инспекторов при себе должна быть маршрутная карта, в которой указано, в каких точках улично-дорожной сети они могут следить за нарушителями.

Новые правила закрепили порядок оформления Европротокола, теперь документ оформляется без участия полицейских. Примечательно, что эта норма не была прописана в старом регламенте, однако активно применялась.

В случае ДТП инспектор внесет в протокол всю необходимую для страховщиков информацию, то есть справку об аварии выдавать не будут.

Москва, Зоя Осколкова

Москва. Другие новости 19.10.17

«Мы закончили ремонты», – отчитались в мэрии. И дорожники раскопали центральную улицу (ФОТО). / «Денег больше нет»: автосалоны в Екатеринбурге внезапно свернули программы господдержки. / На латание дыр в асфальте Екатеринбург гарантированно получит 800 млн. Читать дальше

© 2017, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *