Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 14.09.2020

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Минтранс РФ подготовил целый ряд изменений в ПДД, которые касаются тонировки, автобусов, грузовиков, пешеходов и средств индивидуальной мобильности (самокатов, сигвеев и т.д.). Подробный обзор изменений – в материале портала Avtospravochnaya.com.

Минтранс подготовил большой пакет поправок в ПДД. Изначально это был законопроект, который вводил требования к средствам индивидуальной мобильности (СИМ): это самокаты, сигвеи, моноколёса и прочее. Однако, в данный момент документ расширен – в него вошёл целый ряд новых поправок, которые сейчас направлены на рассмотрение рабочей группы. О каких изменениях идёт речь – расскажем далее.

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ САМОКАТОВ, СИГВЕЕВ И МОНОКОЛЁС

Впервые в текст ПДД будет внесён сам термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ).

Это устройство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок.

Таким образом, если раньше дети и взрослые на таких средствах передвижения считались пешеходами, то сейчас они будут являться пользователями СИМ. На них будут распространяться соответствующие требования ПДД.

Требования к СИМ разделены по возрасту.

До 7 лет

Детям до 7 лет разрешено кататься только в сопровождении взрослых по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

7-14 лет

Детям от 7 до 14 лет разрешено передвигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон без сопровождения взрослых.

Подросткам и взрослым старше 14 лет можно будет кататься:

  • в пешеходной зоне;
  • по велосипедной дорожке;
  • по велопешеходной дорожке;
  • по проезжей части велосипедной зоны;
  • по полосе для велосипедистов;
  • если нет ничего из вышеперечисленного, то можно выехать на тротуар или пешеходную дорожку;
  • на пешеходную дорожку можно также выезжать, если на электросамокате едет взрослый, сопровождающий ребенка возрастом до 14 лет на СИМ или велосипеде.

Во всех случаях совмещенного движения с пешеходами скоростной лимит — 20 км/ч, при этом пешеходы имеют приоритет в движении.

Если нет вообще никакой инфраструктуры для катания (даже тротуара), то можно выехать на обочину или правый край проезжей части и двигаться навстречу потоку, но только при соблюдении ряда условий:

  • на дороге действует скоростное ограничение 60 км/ч;
  • CИМ оборудован электродвигателем, белой фарой спереди, тормозами, звуковым сигналом, световозвращателями (белый впереди, красный сзади).

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Требования к передвижению СИМ

  • По правому краю проезжей части можно ехать только в один ряд. Нельзя никого обгонять или объезжать с левой стороны, кроме препятствия.
  • Можно проезжать под знак «Дорога с полосой для велосипедистов».
  • На пешеходном переходе нужно замедляться до скорости пешеходов.
  • Если везешь электросамокат или моноколесо рядом, а не едешь на нем, то считаешься пешеходом.
  • При выезде из жилой зоны пользователи СИМ должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
  • Все СИМ (включая коньки и скейты) в темное время суток должны использоваться с включенной фарой или фонарем.
  • Если в составе светофора есть сигнал в виде силуэта пешехода или велосипеда (используются, если есть велодорожка), то надо ориентироваться на него.

Запреты для СИМ

Пользователям СИМ будет запрещено:

  • Проезжать в зону действия знака «Кроме лиц, использующих СИМ» или знака «Движение на велосипедах запрещено».
  • Выезжать на правый край проезжей части на гироскутере или моноколесе.
  • Ехать на СИМ, держась за руль одной рукой.
  • Перевозить груз, выступающий более чем на полметра.
  • Перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией.
  • Ездить пьяным, в утомленном или болезненном состоянии, под воздействием наркотиков.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ И СТОЯНКИ

В документе прописаны изменения требований к остановке и стоянке. Так, вводится запрет на стоянку на «островках безопасности» и «направляющих островках».

Кроме того, если на обеих сторонах улицы стоят знаки 3.30 и 3.29 (запрет стоянки по четным и нечетным числам), то с 21 до 24 часов можно будет парковаться на любой стороне (время на перестановку автомобиля). Действующий сейчас временной диапазон — 19–21 час.

Правом стоять под знаками 3.28 «Стоянка запрещена» или 3.29–3.30 (запрет стоянки по четным-нечетным числам месяца) смогут пользоваться лишь определенные категории инвалидов, указанные в законе «О соцзащите инвалидов»: 1–2 группы и 3-й группы с «ограничением способности к самостоятельному передвижению».

Помимо этого, теперь желтая линия вдоль бордюра, идущая от знака 3.27 «Остановка запрещена» или 3.28 «Стоянка запрещена», не будет служить ориентиром для водителя: запрет будет действовать до следующего перекрестка, другого знака или конца населенного пункта независимо того, кончилась линия желтой разметки или нет.

НОВЫЕ ЗНАКИ, РАЗМЕТКА И СВЕТОФОРЫ

Над светофорами будут размещать секцию в виде силуэта пешехода и стрелки с мигающим сигналом бело-лунного света. Такой сигнал будет означать, что за поворотом — пешеходный переход, где горит зелёный, идут люди – им надо будет уступить дорогу.

Также предусмотрена установка табло «Внимание, пассажир» сзади пассажирских автобусов.

Если перед автомобилем остановился автобус, у которого сзади загорелось табло «Внимание, пассажир!» (или силуэт пассажира на табло), то надо будет остановиться перед желтой зигзагообразной разметкой на остановке, а если ее нет — остановиться за автобусом. Продолжить движение можно после того, как пройдут все пассажиры и погаснет табло.

В зону действия знака «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств» смогут проезжать местные жители района и граждане, работающие в этом районе, а также газомоторные автомобили. Знаки эти были введены еще в 2017 году, но до сих пор нигде не применялись.

Вводятся новые знаки 8.26 «Зарядка для электромобилей» и «3.34 «Движение автобусов запрещено».

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Также по новым правилам знаки на переносной опоре будут считаться временными, даже если они выполнены не на желтом фоне. Если информация на таких указателях противоречит стационарному знаку, водители должны руководствоваться временными знаками.

Дорожные службы после окончания работ будут обязаны демонтировать все временные знаки и смывать временную разметку. Если это не выполняется, можно будет жаловаться в ГИБДД (ссылаясь на норму ПДД) и добиваться вынесения штрафов.

Для постоянной горизонтальной разметки (включая дублирование изображения дорожных знаков) установлены следующие цвета:

  • белый;
  • желтый;
  • красный;
  • синий;
  • черный;
  • зеленый.

А для временной дорожной разметки установлен оранжевый цвет.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕЗДУ КОЛЬЦА

При въезде на перекресток с круговым движением уступать дорогу другим автомобилям, движущимся по кольцу, надо будет только при условии, если пересекающиеся дороги — равнозначные, и есть знак 4.3 «Круговое движение».

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕЗДУ Ж/Д ПЕРЕЕЗДОВ

В документе уточняются правила проезда через регулируемый жд переезд. На красный свет водитель обязан будет остановиться у стоп линии либо у знака 6.16 «Стоп линия», или знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Если ничего из этого нет, то надо будет остановиться за 5 метров (не ближе) до шлагбаума либо за 10 метров до ближайшего рельса (если нет шлагбаума).

ТРЕБОВАНИЯ К ТОНИРОВКЕ

Допустимый правилами уровень светопропускания передних стекол снизится с 75% до 70%. (вместо ссылки на ГОСТ 5727–88 новые ПДД будут ссылаться на ГОСТ 33997–2016).

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ АВТОБУСОВ И ГРУЗОВИКОВ

Водитель автобуса не сможет ездить за пределами населенного пункта быстрее 70 км/ч, если в салоне есть стоячие места и не предусмотрены ремни безопасности. Ограничение коснется всех автобусов, выезжающих за пределы города. Если места только сидячие и есть ремни, то можно будет ехать до 90 км/ч.

Также вводится запрет стоянки автобусов в жилых зонах за пределами специальных парковок. Сейчас такой запрет распространяется только на тяжёлые грузовики свыше 3,5 тонн. В первоначальном проекте Минтранс хотел запретить парковаться во дворах «Газелям» и другим легким коммерческим грузовикам, но от этой идеи отказались.

Также поправками упраздняются требования по установке знака «Автопоезд» на фуры.

На автобусах, участвующих в организованной перевозке детей, должны быть установлены оранжевые маячки (это требование есть и сейчас).

ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

При движении по велодорожке и ее пересечении пешеходы должны будут уступать дорогу не только велосипедистам (как сейчас), но пользователям электросамокатов, моноколес и других СИМ.

Переходить дорогу можно будет по пешеходным переходам, подземным и наземным пешеходным переходам, при условии, что они обозначены знаками 6.6 «Подземный пешеходный переход» и 6.7 «Надземный пешеходный переход» соответственно. При отсутствии переходов, как и сейчас, дорогу можно переходить на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Читайте также:  Сколько действует предписание за тонировку в 2021 году?

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей диагональный пешеходный переход.

ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПДД

Согласно проекту, водителям при выезде с прилегающей территории нужно будет уступить дорогу не только пешеходам, но лицам на электросамокатах, моноколесах и других СИМ. Аналогичный принцип будет действовать и при съезде с дороги на прилегающую территорию (например, во двор).

Также по новым правилам в машине можно будет использовать любую медицинскую аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки. Сейчас ПДД ссылаются на требования ГОСТ Р 41.27–2001, в новой версии ссылки на этот ГОСТ не будет.

Минтранс представил поправки о самокатах и гироскутерах в ПДД

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Тимур Ханов / ПГ

Пользователей гироскутеров и самокатов могут включить в Правила дорожного движения (ПДД) в качестве нового участника дорожного движения — «лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности». Это следует из проекта постановления кабмина, размещённого на портале проектов нормативных правовых актов.

Документ, подготовленный Минтрансом, утверждает изменения в ПДД. Проект вводит новое понятие — «средство индивидуальной мобильности» (СИМ).

Это «устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок».

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Пользователей электросамокатов собираются приравнять к автомобилистам

Также в ПДД вводится новый участник движения — пользователь средства индивидуальной мобильности. В действующей редакции пользователи таких устройств относятся к пешеходам. Проектом предлагается оставить в пешеходах пользователей роликов и самокатов младше 7 лет. Им же разрешается передвигаться на велосипедах и СИМ по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, пешеходным зонам.

Остальным ездить на велосипедах и СИМ в пешеходных зонах запрещено. Нововведения устанавливают приоритет пешеходов во всех случаях совмещённого движения с велосипедистами и гражданами на СИМ. При этом в местах, где пешеходы и велосипедисты, гироскутеристы передвигаются совместно, скорость движения последних ограничивается 20 км/ч.

Проектом также устанавливается, что граждане в возрасте от 7 до 14 лет, использующие для передвижения СИМ, могут двигаться по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам на стороне для движения велосипедистов. Те, кто старше 14 лет, должны двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон; а при отсутствии указанной инфраструктуры — по тротуарам и пешеходным дорожкам.

При отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек разрешается движение по обочине. Движение по правому краю проезжей части допускается только на дорогах с ограничением максимальной скорости 60 км/ч и только для устройств, соответствующих определённым техническим требованиям.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

изображение: материалы минтранса

При этом максимальная скорость движения в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях устанавливается на уровне не более 20 км/ч. Кроме того, вводятся новые дорожные знаки — «Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено», «Лица на средствах индивидуальной мобильности», «Кроме лиц на средствах индивидуальной мобильности».

Минтранс предлагает и другие поправки в ПДД.

Так, перечень документов, которые должен иметь при себе водитель, дополнен картой маршрута регулярных перевозок и договором фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Это поможет решить проблему, когда водитель автобуса или грузовика отказывается предоставлять документы для проверки, ссылаясь на отсутствие у него такой обязанности.

Также предлагается исключить из ПДД движение, остановку и стоянку на направляющих островках и островках безопасности. Это улучшит видимость транспортных средств и обеспечит повышение безопасности дорожного движения на пересечениях и пешеходных переходах, говорится в пояснении к проекту.

Кроме того, в ПДД вводятся новые дорожные знаки и разметка. В частности, предлагается прописать применение совмещённых дорожных знаков «Парковка (парковочное место)» с табличками «Платные услуги» и «Инвалиды». Это поможет значительно сократить количество дорожных знаков на улично-дорожной сети, считают авторы.

Для водителей электромобилей появится знак «Зарядка электромобилей», для водителей пассажирских автобусов — «Движение автобусов запрещено», который не запрещает движение маршруток и школьных автобусов.

Кроме того, вводится разметка, обозначающая зону парковки, в том числе без разделения на машино-места. А для визуального разделения платных и бесплатных зон парковки предлагается применять разметку синего и белого цвета. 

Минтранс также предлагает в качестве преференций для электромобилей и авто, которые ездят на газе, отменить действие знаков ограничения въезда по экологическому классу с 1 июля 2021 года.

Помимо этого, предлагается расширить сферу применения фиксации административных правонарушений автоматическими камерами.

Для этого из ПДД исключат ограниченный перечень дорожных знаков, к которым допускается применять знак дополнительной информации «Фотовидеофиксация».

В госдуме готовы оперативно рассмотреть поправки в пдд для электросамокатов

В Москве вновь запустили прокат самокатов. На улицах города их уже не меньше 10 тысяч. Однако в стране до сих пор не улажен вопрос с правилами для владельцев и пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Сейчас они признаются пешеходами и могут свободно ездить по тротуарам, провоцируя аварии. Рассказываем, какие нововведения обсуждаются для решения этой проблемы.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Москва 24/Юлия Иванко

Угроза на моноколесах

Неприятная история произошла с преподавательницей столичной школы Асей Штейн в марте этого года. Когда женщина гуляла в парке «Музеон» по пешеходной зоне, в нее влетел человек на электросамокате.

«Внезапно услышала сигнал сзади, постаралась отскочить, но не успела, упала вперед от сильного удара сзади. На меня наехал не очень молодой человек. Как мне кажется, он впервые пользовался самокатом», – рассказала собеседница Москвы 24.

Сам водитель самоката не пострадал, так как был в шлеме и на его спине висел рюкзак, а вот учительница получила сильный ушиб носа и ребер. При этом, по словам женщины, человек, который в нее врезался, вел себя крайне вежливо и участливо: десять раз переспросил, как она себя чувствует.

Судя по всему, он очень резко затормозил, не понимая, что на электросамокате делать этого ни в коем случае нельзя.

Ася Штейн

преподаватель московской школы

От столкновения женщина упала лицом вперед, поэтому после аварии у нее был «жуткий отек и гематомы на пол-лица». К счастью, благодаря тому, что она успела слегка сгруппироваться, удалось обойтись без серьезных травм. Как призналась сама Ася, она «отделалась легким испугом».

Москвичам рассказали, какую ответственность несет управляющий электросамокатом

Иногда владельцы СИМ врезаются не только в людей, но и в машины. Так случилось с автомобилем Натальи Некифоровой. По словам женщины, перед столкновением водитель электросамоката разогнался до 60 километров в час.

«Порядка 60 километров в час он развил скорость. Это предположительная скорость, которую установил по приезде сотрудник ДПС. Самое страшное, что люди, управляющие такими видами транспорта, находятся вне правового поля», – посетовала автовладелица.

Как пояснила Наталья, ремонт автомобиля по итогу ей пришлось оплачивать самой.

В аналитическом обзоре Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ приводятся неутешительные данные. С 2018 по 2020 год ощутимо увеличилось число ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, оснащенных электродвигателем. В частности, всего за прошлый год зарегистрировано 331 происшествие, результатом которых стала гибель 6 человек, еще 347 были ранены.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

Москва 24/Антон Великжанин

В чем трудности?

Необходимость регулировать правила пользования электросамокатами и другими подобными устройствами возникла еще в 2018 году, когда в Москве, а потом и в других городах России открылись первые сервисы так называемого кикшеринга – поминутной аренды самокатов. После этого из-за ценовой доступности многие любители покататься начали уже сами их приобретать в большом количестве.

Тогда в Мосгордуме планировали начать разработку правил для безопасного использования электросамокатов в городе. А с 2019 года поправками в правила дорожного движения (ПДД) для владельцев СИМ занялся федеральный Минтранс.

Ведомство планировало ввести правила езды на самокатах, сегвеях, гироскутерах, роликовых коньках, моноколесах и других подобный средствах передвижения. В частности, предлагало разрешить ездить на них в том числе по пешеходным дорожкам, но не быстрее 20 километров в час, а по автомобильным дорогам – в крайнем правом ряду. Однако в 2020 году проект отправили на доработку.

Мужчина промчался на моноколесе по Ленинградскому шоссе

В начале этого года столичный департамент транспорта сообщил, что обсуждает с Минтрансом России обновленный проект поправок в ПДД. Ведомства выделили основные правила, которые хотят обязать соблюдать водителей СИМ:

  • максимальная скорость на проезжей части не должна превышать 25 километров в час (за этим требованием проследят сотрудники ГИБДД и участковые);
  • на тротуаре они обязаны двигаться со скоростью людского потока, преимущество имеют пешеходы, а пользователи СИМ при создании помех должны сойти с транспорта;
  • запрещается движение по большим автомагистралям, в том числе по МКАД и ТТК;
  • если устройство способно разгоняться до 25 километров в час, то его приравнивают к мопедам, для управления которыми нужны водительские права;
  • перевозить пассажиров на СИМ запрещено;
  • дети до 7 лет при катании обязаны носить шлем и светоотражающие элементы, также это делать рекомендуется и взрослым;
  • любое СИМ должно быть оборудовано светоотражающими элементами или фарами.
Читайте также:  За рулём не хозяин машины – список документов 2021

В пресс-службе Минтранса РФ пояснили Москве 24, что на данный момент идет сложный рабочий процесс подготовки поправок в ПДД. Источник в Транспортном комплексе Москвы уточнил, что разработку планируют закончить весной – летом текущего года.

Вместе с тем в Общественной палате РФ и вовсе предлагают приравнять все электросамокаты, электровелосипеды и прочий транспорт с электромотором к мопедам, что автоматически закроет им возможность ездить по тротуарам. Кроме того, по задумке общественников, передвигаться на таких устройствах смогут только люди старше 16 лет.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильности

портал мэра и правительства Москвы

Сколько можно ждать?

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Владимир Афонский считает, что поправки в ПДД для владельцев средств индивидуальной мобильности необходимы. Однако парламентарий уверен, что не стоит спешить с изменениями, так как необходимо проработать все моменты, в том числе ответственность в КоАП для нарушителей.

«Для нас же крайне важно не только принять закон, но и понимать, что он будет работать. Здесь немало моментов еще требуют уточнения, и в этом смысле министерство транспорта действуют правильно», – подчеркнул собеседник Москвы 24.

То, что появляется больше моноколес и похожих средств передвижения, это факт, поэтому вопрос в актуальной повестке. И, конечно, надо регулировать. Я сторонник оперативных мер, но если только этот вопрос полностью проработан.

Владимир Афонский

зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и строительству

Депутат пояснил, что перед тем, как принимать поправки, нужно будет понять, каким образом можно будет идентифицировать владельца СИМ, обозначить, могут ли на них передвигаться несовершеннолетние и кто должен нести ответственность, если подросток нарушит ПДД.

Поправки в ПДД: регулирование средств индивидуальной мобильности

Вопросы, касающиеся безопасности индивидуальных транспортных средств появились 5 лет назад.

С тех пор различные ведомства, представители бизнеса и представители участников дорожного движения пытались найти универсальный «рецепт» — разработать такие поправки в правила дорожного движения, которые устроили бы большинство. В 2019 году поправки, касающиеся средств индивидуальной мобильности, предложило Министерство транспорта. 

Проект вносил ясность относительно статуса участников дорожного движения, использующих электросамокаты, гироскутеры, мотоколеса, сигвеи и прочие гаджеты, их предлагалось именовать, средства индивидуальной мобильности.

 Средство индивидуальной мобильности – устройство, предназначенное для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека (роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства), за исключением велосипедов и инвалидных колясок. Проектом предлагалось введение в ПДД норм, регламентирующих участие указанных лиц в дорожном движении. Среди предложений Минтранса — запрет на использование СИМ в пешеходных зонах, за исключением случаев, если таким средством управляют дети до семи лет, установка приоритета пешеходов во всех случаях, если они находятся в одном пространстве с лицами, управляющими СИМ. Кроме того, Минтранс предлагал ограничить скорость движения СИМ 20 км/ч, если они передвигаются в одном пространстве с пешеходами. Поправки, предложенные Минтрансом, были в основном раскритикованы. Так, председатель МОД «Союз пешеходов» Владимир Соколов отмечал, что поправки Минтранса противоречили ст. 3. ФЗ «О безопасности дорожного движения»: «Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности». Многие эксперты также считали неприемлемым, что все СИМ автоматически попадают в одну группу устройств для передвижения, хотя имеют принципиальные различия по весу, мощности и максимальной скорости.

Новая редакция поправок, представленная Общественной Палатой РФ, заключается в том, что все СИМ будут классифицированы на механические транспортные средства и просто транспортные средства. Под последними будут пониматься те, которые передвигаются только мускульной силой, то есть скейтборды и самокаты, а также роликовые коньки.

Им разрешат двигаться по тротуарам. К ним же приравняют гироскутеры и электросамокаты, мощность которых менее 250 Вт, и которые не могут двигаться быстрее 25 км/ч. Те, которые оснащены мотором мощностью более 250 Вт, и которые способны разгоняться быстрее 25 км/ч, должны двигаться только по дорогам.

Но управлять ими смогут только люди старше 16 лет, получившие права. Хотя бы категории «М» — мопеды.  В таком случае ответственность за ДТП или езду в нетрезвом состоянии приравнивается к ответственности водителя транспортного средства со всеми вытекающими последствиями, вплоть до лишения водительских прав.

 По мнению экспертов, эти предложения более применимы на практике, чем те, что озвучивались ранее. Но работать над ними предстоит и дальше. Так, Владимир Соколов отмечает, что в данных поправках не представлена концепция развития и оценки социальных и экономических последствий, развития индивидуальных транспортных средств, .

Также не предложено скоростных ограничений для ИТС, что не обеспечивает безопасности пешеходов и водителей.

Изменения в ПДД 2021: средства индивидуальной мобильностиПо мнению Владимира Соколова, председателя Межрегионального общественного движения «Союз пешеходов», пока в проектах поправок отсутствует ответ на важнейший вопрос: кто будет отвечать за безопасность участников дорожного движения в условиях отсутствия на дорогах и тротуарах свободных пространств для передвижения ИТС, а отсутствие на дорожной сети России свободного места для новых индивидуальных транспортных средств, создает риски снижения безопасности дорожного движения.

«Ответственность за безопасность на дорогах лежит на органах исполнительной власти регионов и муниципальных образований. Логично, если эти органы оценят перспективы и целесообразность развития ИТС, определят дороги и районы, где можно организовать безопасную интеграцию ИТС в имеющуюся дорожную сеть или в обновленную дорожную сеть с инфраструктурой для ИТС.

Целесообразно в каждом регионе возложить функции по организации и контролю развития безопасной сети велодорожек, отделенных от проезжей части, на региональные и муниципальные органы исполнительной власти.  Качество дорожного покрытия, также далеко не везде позволяет безопасно проехать электросамокатам с маленькими диаметрами колес.

Скоростной режим в городах – до 80 км/час с учетом ненаказуемого превышения скорости, является неприемлемым для безопасности водителей электросамокатов, не говоря уже о других ИТС.

Представляется необходимым, чтобы муниципальные и региональные органы исполнительной власти, в зависимости от климатических условий, экономической ситуации в регионе, состояния улично-дорожной сети, определяли безопасные маршруты движения ИТС, прежде всего, между населенными пунктами, снижая на этих маршрутах скорость до 30 км/час (с учетом ненаказуемого превышения скорости – до 50 км/час). Эти участки дорог должны быть обозначены знаками «Внимание, электросамокат». Необходимо разработать программу развития региональной сезонной сети для передвижения ИТС, используя средства Дорожного фонда в части штрафов за нарушения правил дорожного движения, а также создать подпрограмму «Развитие велодорожной сети региона» в рамках Нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», для строительства сети велодорожек, отделенных от 7 проезжей части, между близкорасположенными населенными пунктами и предусмотреть систему контроля качества дорожного покрытия на этих маршрутах. Целесообразно обратиться в Правительственную комиссию по безопасности дорожного движения с предложением внести изменения в Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» в целях выделения подпрограммы по строительству велодорожек, в первую очередь — на дорогах внутри городских агломераций», — считает Владимир Соколов.

Владимир Соколов также отмечает, что развитие ИТС имеет важные экономические последствия для России. По его словам, некоторые предполагают, что ИТС в России могут стать альтернативой общественному транспорту, однако это не так.

«В городах передвижение на ИТС – всего лишь сезонная альтернатива общественному транспорту, при этом, учитывая зависимость ИТС от погоды, количество общественного транспорта не может быть сокращено: маршруты автобусов не смогут быть отменены, автопарк не уменьшится, водители не будут уволены.

Читайте также:  Оспорить штраф через Госуслуги с 1 сентября 2021 года

В городах использование ИТС не является необходимостью. Как показали опросы, активные граждане могут предпочесть поездку на работу на электросамокате только при определенных условиях, таких как благоприятная погода, время в пути, безопасность дороги и многое другое.

 Как показывает статистика использования прокатных электросамокатов в Москве, 80% поездок начинается и заканчивается в пределах Садового кольца, т.е. поездки, в основном, имеют развлекательный или познавательный характер.

Однако использование ИТС между близкорасположенными населенными пунктами, в том числе в городских агломерациях, имеет иные мотивы, чем в городах, так как общественный транспорт там ездит недостаточно часто.

Возможность поездок между близкорасположенными населенными пунктами реально повышает транспортную мобильность гражданина и качество жизни.

В этом случае, ИТС становится сезонным дополнением общественного транспорта и именно этот вид использования ИТС достоин стимуляции и поддержки со стороны исполнительных органов государственной власти. Таким образом, сезонный и зависимый от погоды индивидуальный транспорт не сможет заменить имеющийся общественный транспорт, но сможет повысить сезонную мобильность граждан при поездках между близкорасположенными населенными пунктами, а также повысить привлекательность туристических центров и курортов», — рассказывает Владимир Соколов. 

Отметим, что в настоящее время в России отсутствует дорожная инфраструктура, которая могла бы, без ущерба для имеющихся участников дорожного движения, принять новые индивидуальные транспортные средства.

Статистика дорожно-транспортных происшествий с участием ИТС с каждым годом становится все хуже: по данным Научного центра ГИБДД, в 2020 году зафиксировано 313 ДТП с участием ИТС, в которых погибло 6 человек.

Стоит учесть, что в данную статистику не входят такие инциденты, как наезды ИТС на пешеходов на тротуарах, во дворах, на пешеходных дорожках — такие происшествия рассматриваются как столкновения пешеходов.

 Владимир Соколов подчеркивает, что обеспечение безопасности водителей индивидуальных транспортных средств и пешеходов требует инвестиций в инфраструктуру и контроля со стороны исполнительной власти.

В пример он приводит развитые страны, где максимальная скорость ИТС с гироскопической стабилизацией ограничена до 20 -25 км/час производителями этих транспортных средств, а в ряде стран их использование на дорожной и пешеходной инфраструктуре вообще запрещено.

«В случае ограничения максимальной скорости до 20 км/час, потенциальная опасность для окружающих приблизится к велосипедам, что дает возможность приравнять гражданскую ответственность лиц, управляющих ими, к велосипедистам. А попытка некоторых разработчиков приравнять роликовые коньки и самокаты, приводимые в движение мускульной энергией к ИТС, не имеют под собой обоснования и вносят противоречия в ПДД. Эти средства передвижения всегда приравнивались к пешеходам, так как не несут открытой угрозы их безопасности», — поясняет председатель «Союза пешеходов» Владимир Соколов. 

Действительно, вопросы безопаности движения на средствах индивидуальной мобильности касаются буквально каждого — пешеходов, пользователей индивидуальных транспортных средств и водителей. Только вчера, 17 мая, в Москве водитель сбил дверью подростка-девочку на самокате. Она получила сложный перелом плеча.

На другую женщину в Москве совершили наезд двое самокатчиков. Они покинули место происшествия, а женщина получила серьезную травму.

Хотелось бы наконец остановить лихую езду на самокатах и сопровождающиеся травмы, однако разногласия в конечной концепции поправок уже который год не дают хотя бы какой-нибудь версии поправок добраться дальше обсуждений на «круглом столе».

Читайте далее:

В пдд вносят изменения, которые коснутся многих россиян

Минтранс предлагает ввести в ПДД новый термин средства индивидуальной мобильности (СИМ). Под него попадут электросамокаты, сегвеи, моноколеса, гироскутеры, роликовые коньки и скейтборды. Пользователю СИМ моложе семи лет разрешат ездить по тротуару и пешеходным дорожкам.

Если электросамокатом управляет лицо старше 14 лет, то ему разрешат выезжать на край проезжей части при условии, что машины двигаются не быстрее 60 км/ч, а СИМ оборудован тормозом, светоотражателями и фонарем.

Вводятся новые дорожные знаки: для обозначения зон, где запрещено пользоваться СИМ, и для обозначения мест зарядки электромобилей.

Появляется также новая разметка, в том числе синего цвета для обозначения платных парковочных мест.

Предложения по изменению ПДД размещены Минтрансом на regulation.gov.ru. Документ разрабатывался при участии ГИБДД.

Вводится новый термин «Средство индивидуальной мобильности» (СИМ).

К таким средствам будут относиться «устройства, предназначенные для передвижения человека посредством использования электродвигателя (электродвигателей) и (или) мускульной энергии человека»: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства. Велосипеды и инвалидные коляски под понятие СИМ не попадут. Дети возрастом до семи лет, использующие для передвижения СИМ, будут приравнены к пешеходам.

Правила движения для владельцев СИМ изложены Минтрансом в текстовом и графическом виде. Основные ограничения, судя по всему, будут привязаны к возрасту пользователя устройства.

Если электросамокатом или другим СИМ пользуется ребенок младше семи лет, то передвигаться можно по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне движения пешеходов), пешеходным зонам.

Если электросамокатом или другим СИМ пользуется подросток возрастом от 7 до 14 лет, ему можно ездить по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения велосипедистов).

Если электросамокатом или СИМ пользуется лицо старше 14 лет, то оно должно двигаться по велосипедным полосам, велосипедным и велопешеходным дорожкам, проезжей части велосипедных зон. Если такой возможности нет, то можно двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам. Если и этой возможности нет, то можно выехать на обочину.

Допускается выезжать на правый край проезжей части дорог, но только на дорогах со скоростным лимитом 60 км/ч и при условии, что СИМ оборудован электродвигателем, тормозом, звуковым сигналом.

Для выезда на проезжую часть у электросамоката должны быть световозвращатели — белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, а также фара белого цвета спереди, которую нужно включать или выключать в сумерках или в темноте.

Выезжать на проезжую часть на гироскутере и моноколесе будет запрещено.

Во всех случаях совмещенного движения СИМ с пешеходами максимальная скорость движения велосипедистов и лиц, использующих СИМ, не может превышать 20 км/ч.

Такой же лимит будет действовать при пользовании СИМ в жилых зонах и во дворах. В случаях «совмещенного движения» велосипедистов и пользователей СИМ с пешеходами у последних будет преимущество.

Разговоры о введении регулирования для владельцев электросамокатов ведутся уже несколько лет на фоне прироста числа пользователей такой техники и популярности сервисов по их прокату.

В сети активно обсуждаются видеоролики, как граждане на самокатах едут наравне с машинами со скоростью 50-70 км/ч.

«Устройства индивидуальной мобильности могут развивать скорости выше 35-80 км/час, что становится серьезным источником опасности как для пешеходов, так и для лиц, управляющих такими устройствами», — считают в Минтрансе.

Текущая редакция ПДД приравнивает пользователей таких устройств к пешеходам, максимальное наказание для которых — 1,5 тыс. руб. за нарушение ПДД в состоянии опьянения. В начале октября «Ъ» рассказывал про разработку поправок, но согласованной версии документа на тот момент не было.

Глава общественной организации «Союз пешеходов» Владимир Соколов назвал предложенное Минтрансом решение «разочарованием».

«Ничего не поменяется, все продолжат ездить по тротуарам, как и сейчас, снова будут жертвы столкновений с электросамокатами, — говорит он. — Велодорожек даже в Москве мало, в остальных городах их почти нет. Это не регулирование, это подтверждение статус-кво. Тем более что ответственности за нарушение этих правил пока нет».

Тем временем в ПДД вносятся и другие изменения

. В частности, запрещается стоянка автомобилей на направляющих островках и островках безопасности.

«Для ликвидации хаотичной парковки и обеспечения видимости в подобных местах приходится размещать малые архитектурные формы или бетонные блоки, ухудшающие не только внешний облик города, но и снижающие безопасность движения, особенно в ночное время и в зимний период, — поясняют в Минтрансе.

— Внесение изменений в ПДД улучшит видимость транспортных средств и обеспечит повышение безопасности движения на пересечениях и пешеходных переходах».

С 1 июня 2021 года предлагается разрешить электромобилям и транспортным средствам, работающим на газу, въезжать в зоны, где запрещен проезд транспорта с низким экологическим классом.

Знаки, обозначающие такие территории, были введены еще в 2017 году, но до сих пор ни одним регионом не применялись.

Поправка предложена Минтрансом «в целях решения задач, определенных поручением президента» от 2 мая 2018 года по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива.

Табличку 8.23 «Фотовидеофиксация» Минтранс предложил применять самостоятельно. Сейчас допускается ее использование только с другими дорожными знаками. С этой идеей ранее выступала ГИБДД, «Ъ» рассказывал об этом.

Для информирования водителей о местах зарядки электромобилей вводится новый знак (табличка) 8.26 «Зарядка электромобилей».

Вводятся новые цвета постоянной разметки: белая, желтая, красная, синяя, черная, зеленая. Синей разметкой, судя по материалам Минтранса, можно будет обозначать платные парковочные места (бесплатные — белой). Уточняется, что водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся на круговом перекрестке, только при пересечении равнозначных дорог.

Сроки вступления в силу данных изменений пока не определены. Общественное обсуждение поправок закончится в конце ноября.

Во время загрузки произошла ошибка.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *