ursn53.ru Новости Новости управления Позиция Россельхознадзора по вопросу передачи федеральных полномочий в области ветеринарии на региональный уровень
Дата: 15.12.2017
Главное меню
Горячая линия

banner argus

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору считает нецелесообразной передачу полномочий по ветеринарному надзору на региональный уровень по следующим причинам.

В настоящее время во исполнение решений президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (раздел I протокола заседания от 19 октября 2016 г. №8) реализуется приоритетная программа по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (далее — приоритетная программа), одним из участников которой является Россельхознадзор.

В рамках реализации приоритетной программы предусмотрены системные меры по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора, среди которых:

  • внедрение риск-ориентированного подхода, включающего распределение объектов контроля по категориям риска;

  • внедрение системы оценки результативности и эффективности деятельности с целеполаганием на снижение смертности и заболеваемости животных и ущерба другим охраняемым законом ценностям;

  • комплексный пересмотр (актуализация) обязательных требований по видам надзора.

Приоритетной программой также предусмотрено повышение качества контрольно-надзорной деятельности на региональном уровне с внедрением набора инструментов, включённых в целевую модель упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации «Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации», утверждённую распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. №147-р.

Внедрение целевой модели позволит повысить статус и качество регионального государственного ветеринарного надзора.

Вместе с тем, в последние годы эпизоотическая ситуация по ряду заразных, в том числе особо опасных, болезней животных по территории Российской Федерации остается напряжённой, прогнозы распространения возбудителей особо опасных болезней животных по территории субъектов Российской Федерации неблагоприятные.

Основными причинами распространения таких болезней животных и птиц, как африканская чума свиней, грипп птиц и других болезней, являются:

  • биологическая незащищённость личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, отсутствие должного учёта поголовья свиней и птицы;

  • нарушение ветеринарного законодательства при содержании и перемещении животных и продукции животного происхождения;

  • бесконтрольный убой поголовья инфицированного возбудителями заразных болезней животных, отправка продуктов убоя таких животных в производство и получение от них небезопасной в ветеринарно-санитарном отношении животноводческой продукции;

  • несвоевременное принятие мер высшими органами исполнительной власти власти субъектов Российской Федерации по утверждению нормативных распорядительных документов по установлению карантина и отчуждению животных в эпизоотических очагах и угрожаемых зонах;

  • Неэффективное проведение госветслужбами регионов надзорных мероприятий по профилактике болезней, в том числе и в период ликвидации очагов болезней.

Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны органов управления ветеринарией субъектов Российской Федерации, что приводит к несвоевременному исключению из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении, снижению уровня безопасности продукции, производимой аграрным сектором.

В большинстве субъектов Российской Федерации ветеринарные службы утратили возможность полноценно осуществлять свои функции и полномочия, не способны эффективно решать как современные задачи и уже не способны эффективно решать даже те задачи, которые они решали ранее.

В деятельности органов управления субъектов Российской Федерации имеются следующие недостатки, которые на фоне сложившейся неблагоприятной эпизоотической ситуации приводят к распространению заразных болезней животных:

а). совмещение в субъектах Российской Федерации функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора, результатом чего является:

  • ветеринарные службы субъектов Российской Федерации не располагают независимостью в том объёме, который необходим, в связи с чем, под давлением политических, финансовых и силовых структур принятие особо важных решений в сфере ветеринарии, несущих экономические последствия для регионов, затягивается,

  • развитие не совместимого с надзорной деятельностью местного экономического эгоизма, который приводит к сокрытию фактов возникновения заразных болезней животных,

  • отсутствие должного контроля за организацией (проведением) противоэпизоотических мероприятий,

  • отсутствие должного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов,

  • отсутствие контроля за перемещением подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров между субъектами Российской Федерации,

  • несвоевременное исключение из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении,

  • снижение уровня безопасности продукции, производимой аграрным сектором,

  • отсутствие оперативности в принятии мер по проведению противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах, что негативно отражается на эпизоотической ситуации в стране, в первую очередь по африканской чуме свиней и ящуру,

  • невозможность применения скоординированных взаимодополняющих и гармонизированных между собой мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны;

  • невозможность проверить объективность принятых на уровне субъектов Российской Федерации мер и решений,

  • за десять лет работы ни одна мера против предприятий других стран не вводилась по представлению ветеринарной службы субъектов. У них другие задачи — заработать средства на содержание службы.

б). отсутствие единообразия:

  • в структуре уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,

  • в региональных нормативных актах о ветеринарии,

  • в финансировании деятельности ветеринарных служб,

  • в организации оказания платных государственных услуг в сфере ветеринарии

в). в ряде субъектов Российской Федерации органы управления ветеринарией упразднены как таковые, что связано с некомпетентностью местных властей в сфере ветеринарии вообще и в сфере ветеринарного надзора в частности. Принятые решения ведут к созданию «карманного» надзора вместо реального и к деградации ветслужбы региона.

г). в результате разрушения вертикали управления в большинстве субъектов Российской Федерации инфраструктура ветеринарных служб деградирует, особенно их лабораторная база, которая не позволяет проводить на современном уровне исследования в полном объёме на весь спектр возможных химических и биологических угроз.

Внимание!

banner argus

banner hotline

mercury

banner achs

Опрос

banner poll

Контроль Надзор Яндекс цитирования